Россия в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. К этому событию страна шла долго и непросто, проводя зачастую сложные переговоры с партнерами в течение 18 лет. Условия, которые РФ удалось выторговать при вступлении в ВТО вполне благоприятны. Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к ВТО.

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПЕЧАТЬ.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

Дополнительная  юридическая безопасность, получаемая российским экспортом при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит перспективу на увеличение иностранного инвестирования.

Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный, основанный на согласованных принципах порядок торговли не только предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но и дает своего рода “путеводную звезду” экономическим реформам, направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении.

Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран переходного  периода, которые принимают участие  или хотят принимать участие в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами.

Наконец, ВТО  также предоставляет возможность  укрепления глобального взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их работой и деятельностью многосторонней системы торговли.

 

2.1.2 ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

Современный этап развития мировой экономики характеризуется  дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, самостоятельным выходом на мировые рынки хозяйствующих субъектов. В условиях глобализации объективные процессы активного включения Российской Федерации в мировые экономические отношения делают одной из ключевых проблем дальнейшего развития экономики России выбор, приоритетных направлений обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны, инструментов ее формирования при открытости внутреннего рынка. Динамика тенденций изменений экономической ситуации (и мировой и российской) подтверждает необходимость дальнейшего осуществления институциональных преобразований в стране, формирования новой системы социально-экономических взаимоотношений, развития рыночных механизмов, обеспечивающих углубление взаимовыгодного сотрудничества России с иностранными государствами.

Проблемы формирования концепции обеспечения конкурентоспособности страны обусловлены новизной условий и проблем включения России в систему современных мировых экономических отношений. Задачи успешного экономического прорыва, повышения качества жизни населения страны требуют разработки национальной стратегии управления конкурентоспособностью российской экономики, которая во многом определяется инновационными факторами развития, возможностями организации новых производств, отвечающих современным и перспективным потребностям рынка. Актуальность решения данной проблемы обусловлена современными вызовами мирового развития, связанными с острой необходимостью перехода промышленных отраслей отечественной экономики на конкурентоспособные инновационные траектории развития. В свою очередь это тесно связано с необходимостью реформирования промышленности, ее обновлением и модернизацией на новой технологической и управленческой основе с учетом общемировых тенденций экономического развития и особенностей развития мировых рынков в условиях глобализации.

Объективная оценка значения и места различных аспектов в формировании конкурентных преимуществ  государства во многом затруднена отсутствием  единого методологического подхода, что требует уточнения и дальнейшей проработки методологии проблемы. С другой стороны, развитие положительных тенденций национальной экономики, повышение уровня ее конкурентоспособности в системе мирохозяйственных связей во многом сдерживаются недостаточным использованием новых рыночных инструментов и их потенциала.

В этой связи  особо актуальными становятся проблемы формирования конкурентоспособности  страны, вопросы, связанные с управлением  конкурентоспособностью отдельных  фирм и их товаров на современных  мировых рынках, выбором основных методов и инструментов обеспечения конкурентных преимуществ в системе современных мировых экономических отношений. 
          Для дальнейшего поступательного развития российской экономики особую актуальность приобретают решение научных проблем формирования теоретических основ, методологии и целостной концепции управления системой новых инструментов формирования устойчивой долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики, а также анализ современных мировых тенденций, вопросы адаптации зарубежного опыта к российским условиям.

Конкуренция и  конкурентная борьба являются главным  содержанием функционирования экономической  системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей  схеме категорий рыночного хозяйства. В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования. 
В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг . Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Конкурентоспособность страны в системе современных  мирохозяйственных связей в современных условиях глобализации национальная экономика любого государства не может развиваться независимо от мирового хозяйства. Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает широкое вовлечение России в мировую экономику. Очевидно, что в этих условиях необходимо осваивать новые модели экономической политики, а также расширять механизмы и формы сотрудничества России с иностранными государствами. С одной стороны, дальнейшая активизация устремлений различных субъектов мирового хозяйства (компаний, финансовых институтов, предпринимателей и др.) на рынки других государств делает проблему поиска путей и стратегий повышения конкурентоспособности национальной экономики, вопрос о возможностях и способах ее формирования при открытости внутреннего рынка весьма актуальными и требует особого внимания.

М. Портер определяет конкурентоспособность страны местом, которое она занимает в системе  мирового хозяйства. Причем во многом связывает с успехом или неуспехом  в конкретных отраслях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструктуре и др.

Преимущество  на международном рынке обеспечивают: конкретные факторы (например, квалифицированная  рабочая сила или инфраструктура), условия спроса, наличие или отсутствие в стране смежных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке, условия конкуренции на внутреннем рынке, определяющие процесс производства и управления фирм. Особо выделяются случайные события (не поддающиеся контролю хозяйствующих субъектов) и государственная политика (государство при помощи своей политики может оказывать позитивное или негативное влияние на все компоненты).

Среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность  страны, также называется и относительная  независимость от колебаний мировых  рынков, от политики других государств и пр.

Конкурентоспособность является главным показателем состояния  экономики страны и перспектив ее развития. Ее изучением занимаются многие аналитические центры мира.

Среди них наиболее представительными являются исследования, проводимые швейцарскими институтами — Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum) и Международным институтом развития менеджмента (International Institute for Management Development), которые ежегодно публикуют доклады о конкурентоспособности стран и соответствующие рейтинги.

Рейтинг конкурентоспособности  определяется по двум показателям —  индексу роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index, GCI) и индексу конкурентоспособности  бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI), которые  отражают макро- и микроэкономическое положение страны.    

Количественно уровень экономической конкурентоспособности  страны может быть определен ее долей  мирового рынка (мирового дохода), что  во многом зависит от объемов национального  экспорта и внутреннего потребления.

Специалисты среди  факторов, формирующих конкурентоспособность  страны, называют и другие, например, девальвацию национальной валюты —  при падении курса национальной валюты продукция данной страны может  быть предложена по более низким ценам  либо при сохранении прежних цен, что позволяет получить прирост прибыли в национальной валюте. Существует мнение, что фактором, формирующим конкурентоспособность страны, является наличие у нее ресурсов, прежде всего природных, и дешевой рабочей силы. Действительно, «конкурентоспособность страны может быть достигнута и на базе нетехнологических преимуществ, прежде всего, благодаря низкой стоимости факторов производства и благодаря относительно низкому уровню жизни населения. Это конкурентоспособность бедных стран... Нетехнологические конкурентные преимущества играют важную роль в отраслях с высокой взаимозаменяемостью продукции и преобладанием в экспорте низкотехнологичных продуктов».

Роль низкого  курса национальной валюты, дешевизны  материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов, а также низкой доли экологических затрат в общих объемах затрат на производство и высоких импортных пошлин, в формировании конкурентных преимуществ, и особенно долгосрочных, постепенно снижается. В конечном итоге такая стратегия не способна обеспечить высокий социальный уровень жизни населения государства.

Уровень конкурентоспособности  страны обеспечивается уровнем конкурентоспособности  отдельных фирм этой страны и страна добивается успеха тогда, когда условия  благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии.

Важную роль в обеспечении получения страной  стабильной доли мирового дохода в  условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укрепления позиций национальных компаний, как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом росте страны.

Спустя почти  два десятилетия после перехода от плановой системы к рыночной экономике, после десятилетия непрерывного роста в стране грянул тяжелый  финансовый и экономический кризис 2008 и 2009 гг. Цены на нефть резко снизились, и российский финансовый сектор сильно пострадал из-за ограниченной ликвидности на глобальном рынке. Правительство предприняло срочные меры по фискальному стимулированию для защиты экономики страны, и с тех пор экономическая ситуация медленно улучшается. Экономический кризис привлек внимание к уязвимости российской модели экономического роста, которая по-прежнему основана, в первую очередь, на эксплуатации природных ресурсов, нежели на развитии конкурентоспособных отраслей экономики. Таким образом, он подчеркнул потребность в глубокой трансформации российской экономики с целью повышения конкурентоспособности и переориентации страны на более надёжный и устойчивый путь экономического роста. Единственный способ сохранить устойчивые темпы экономического роста в изменившихся условиях – это повышение конкурентоспособности и модернизация экономики, а также создание заделов для постепенного перехода страны к инновационному пути развития.

Ряд исследований показывает, что спад конкурентоспособности промышленного производства в России обусловлен сочетанием повысившегося уровня реальной заработной платы и низкого качества бизнес-климата, что ставит Россию в невыгодное положение по сравнению с другими странами.

Несмотря на то, что общий уровень производительности в экономике страны выше, чем в Индии и Китае, более высокие зарплаты означают, что на каждый заработанный рубль российский работник производит половину того, что производит китайский или индийский. Реформы, направленные на повышение конкурентоспособности улучшат условия для ведения бизнеса, повысят эффективность и позволят приблизить соотношение между зарплатой и производительностью к среднемировому уровню. Это сделает Россию более привлекательной – как в качестве экспортёра товаров и конкурентоспособных услуг, так и в роли объекта для прямых иностранных инвестиций. Индекс глобальной конкурентоспособности нацелен на определение тех факторов, которые стимулируют рост или препятствуют развитию стран.

Таким образом, концепция конкурентоспособности подразумевает статические и динамические компоненты: хотя производительность явно определяет способность страны поддерживать высокий уровень дохода, она также во многом определяет окупаемость инвестиций, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов, объясняющих потенциал роста экономики.

В «Докладе о  конкурентоспособности России 2012г.: «Закладывая фундамент устойчивого процветания» выделены 12 слагаемых конкурентоспособности.

  1. институты 
    Институциональная среда определяется правовой и административной системами, в рамках которых частные лица, фирмы и органы власти взаимодействуют с целью создания дохода и повышения экономического благосостояния. Качество общественных институтов оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность и рост. Оно влияет на решения об инвестициях и на организацию производств, а также играет важнейшую роль при распределении в обществе экономического эффекта и бремени затрат, связанных с проведением политики и формированием стратегий
  2. инфраструктура 
    Эффективное функционирование экономики невозможно без разветвлённой и эффективной инфраструктуры. Это важный фактор при выборе места размещения экономической деятельности, а также отдельных видов или направлений деятельности, которые могут развиваться в конкретных странах. Высокоразвитая инфраструктура снижает эффект удалённости регионов: объединяет национальный рынок и связывает его с рынками других стран и регионов, при этом снижая стоимость таких перемещений. Кроме того, разветвлённость и качество инфраструктуры стимулируют экономический рост и сокращают неравномерность распределения доходов и бедность. 
    Эффективность транспортной сферы, включая качественные автотрассы, железные дороги, порты и воздушный транспорт, позволяет предпринимателям своевременно и с гарантией безопасности представлять свои товары и услуги на рынке, кроме того, обеспечивается перемещение тр<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Россия в ВТО