Встпуление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
Выявить цели и задачи вступления России в ВТО;
Рассмотреть основные обязательства России при вступлении в ВТО;

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Основы функционирования ВТО 6
1.1 Структура и функции ВТО 6
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО 10
1.3 Условия присоединения к ВТО 13
Глава 2. Процесс вступления России в ВТО 16
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 16
2.2 Основные обязательства России при вступлении в ВТО 20
2.3 Экспертные оценки перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 618.53 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 4

Глава 1. Основы функционирования ВТО 6

1.1 Структура  и функции ВТО 6

1.2 Основные  соглашения и принципы ВТО 10

1.3 Условия  присоединения к ВТО 13

Глава 2. Процесс  вступления России в ВТО 16

2.1 Цели и  задачи присоединения России  к ВТО 16

2.2 Основные  обязательства России при вступлении  в ВТО 20

2.3 Экспертные  оценки перспектив развития социально-экономической  ситуации в стране после вступления  России в ВТО 24

Заключение 29

Список литературы 31

Приложения 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вступление России во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической  политики.

Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90% мирового товарооборота. Находясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле.

В феврале 1994 года Правительство  России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к  ВТО.

22 августа 2012 года Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), став ее 156-м участником. Процесс вступления растянулся на 17 лет. Переговоры велись в рамках Рабочей группы, в которую входили представители стран, имевших нерешенные вопросы в торговле с РФ. Самыми сложными были переговоры с Грузией, ЕС и США.

Окончательно вопрос о  вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года, присоединение РФ ко Всемирной торговой организации было одобрено единогласно.

Вступление РФ в ВТО  в целом было поддержано российским экономическим сообществом, хотя у  этой идеи достаточно и рьяных противников. В Минэкономразвития РФ отмечают, что вступление России в эту организацию  — это, прежде всего, стабильность условий  работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность  участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества. 

Данная тема является актуальной, так как присоединение России к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране, на конкурентную среду, затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле.

Объектом исследования курсовой работы является Всемирная торговая организация. Предметом исследования – процесс вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.   

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
  • Выявить цели и задачи вступления России в ВТО;
  • Рассмотреть основные обязательства России при вступлении в ВТО;
  • Ознакомиться с экспертными оценками перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО.

Источниками литературы являются учебники и учебные пособия для ВУЗов, периодические издания, такие как «Российский экономический журнал», а также газеты «Экономика и жизнь», «Ведомости» и интернет-ресурсы.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Основы функционирования ВТО

1.1 Структура и функции ВТО 

 

Созданная в 1995 году Всемирная  торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное сразу после Второй мировой войны, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда [5].            ВТО объединяет ГАТТ с решениями Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.            

"Главные задачи ВТО  - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния  людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых сделок в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".[4]                                                                                    
  Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов. Схема организационной структуры представлена в Приложении.

Министерская конференция  назначает Генерального директора  ВТО. С 1 сентября 2005 г. Гендиректором является Паскаль Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

Под руководством Генсовета  работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет  по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены  Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует  другие специализированные органы.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [6].  
        Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.  
        Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.  
         Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Рабочие языки ВТО –  английский, французский и испанский. Между сессиями Министерских конференций  по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных  вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики [2].

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

  В настоящее время  полноправными участниками ВТО  являются 153 государства, причем только 25 из них стали новыми членами.

Около тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.[4]

1.2 Основные соглашения и принципы ВТО

 

Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. 
 Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики [2].  
 1. Товары. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию/

ГАТТ является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его  дополняют соглашения, касающиеся специфических  секторов, таких как сельское хозяйство  и текстиль, а также отдельных  тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга. Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.  
 Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.   
 Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.   
 2. Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС).  Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.  
 3. Интеллектуальная собственность. Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций.     
 4. Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. 

5. Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.

Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа  на рынки, предсказуемости условий  деятельности предпринимателей на иностранных  рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической  сферы.

Следовательно, можно выделить основные цели ВТО [6]:

- рост торгового обмена  товарами и услугами;

- сокращение тарифных  и нетарифных ограничений в  мировой торговле (использование  преимущественно тарифных средств  защиты национального рынка, а  не количественных ограничений  или аналогичных мер);

- деятельность на основе  принципа наибольшего благоприятствования,  т.е. торговля без дискриминации,  которая обеспечивается взаимным  предоставлением, с одной стороны,  режима наибольшего благоприятствования  в отношении экспортных, импортных  и транзитных операций и связанных  с ними таможенных пошлин и  сборов, а с другой - национального  режима, т.е. равного подхода к  импортным и отечественным товарам  в отношении внутренних налогов  и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- прогрессивное снижение  таможенных тарифов в ходе  периодически проводимых раундов  многосторонних торговых переговоров  (МТП) и их юридически оформляемое  закрепление на согласованном  уровне;

- взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;

- прозрачность торговой  политики;

- разрешение торговых  споров путем проведения консультаций  и переговоров, а в случае  невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в  специально создаваемых органах.

Важнейшими функциями  ВТО являются [6]:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

Информация о работе Встпуление России в ВТО