Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
Выявить цели и задачи вступления России в ВТО;
Рассмотреть основные обязательства России при вступлении в ВТО;
Введение 4
Глава 1. Основы функционирования ВТО 6
1.1 Структура и функции ВТО 6
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО 10
1.3 Условия присоединения к ВТО 13
Глава 2. Процесс вступления России в ВТО 16
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 16
2.2 Основные обязательства России при вступлении в ВТО 20
2.3 Экспертные оценки перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Основы функционирования ВТО 6
1.1 Структура и функции ВТО 6
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО 10
1.3 Условия присоединения к ВТО 13
Глава 2. Процесс вступления России в ВТО 16
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 16
2.2 Основные
обязательства России при
2.3 Экспертные
оценки перспектив развития
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики.
Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90% мирового товарооборота. Находясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле.
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
22 августа 2012 года Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), став ее 156-м участником. Процесс вступления растянулся на 17 лет. Переговоры велись в рамках Рабочей группы, в которую входили представители стран, имевших нерешенные вопросы в торговле с РФ. Самыми сложными были переговоры с Грузией, ЕС и США.
Окончательно вопрос о вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года, присоединение РФ ко Всемирной торговой организации было одобрено единогласно.
Вступление РФ в ВТО в целом было поддержано российским экономическим сообществом, хотя у этой идеи достаточно и рьяных противников. В Минэкономразвития РФ отмечают, что вступление России в эту организацию — это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества.
Данная тема является актуальной, так как присоединение России к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране, на конкурентную среду, затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле.
Объектом исследования курсовой работы является Всемирная торговая организация. Предметом исследования – процесс вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Источниками литературы являются учебники и учебные пособия для ВУЗов, периодические издания, такие как «Российский экономический журнал», а также газеты «Экономика и жизнь», «Ведомости» и интернет-ресурсы.
Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное сразу после Второй мировой войны, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда [5]. ВТО объединяет ГАТТ с решениями Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.
"Главные задачи ВТО
- либерализация международной
Решения на высшем уровне в ВТО принимает
Министерская конференция, которая собирается
как минимум один раз в два года. Министерская
конференция ВТО учреждает Комитет по
торговле и развитию, Комитет по ограничениям
в целях обеспечения равновесия платежного
баланса, Комитет по бюджету, финансам
и администрации, а также Комитет по торговле
и окружающей среде, Комитет по региональным
торговым соглашениям и ряд других органов.
Схема организационной структуры представлена
в Приложении.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. Гендиректором является Паскаль Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.
Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специализированные органы.
В подчинении Министерской
конференции находится
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов ВТО
и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере
торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе находятся
Комитет по торговле финансовыми услугами
и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами. Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы занимаются
отдельными соглашениями системы ВТО
и решением вопросов в таких областях,
как защита окружающей среды, проблемы
развивающихся стран, процедура присоединения
к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Рабочие языки ВТО –
английский, французский и испанский.
Между сессиями Министерских конференций
по мере необходимости (8-10 раз в год)
для решения текущих и
Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем только 25 из них стали новыми членами.
Около тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.[4]
Страны-члены ВТО
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики
[2].
1. Товары. Ключевые принципы ВТО были
впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года.
С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой
форум для проведения переговоров по снижению
таможенных пошлин и других торговых барьеров;
текст Генерального соглашения оговаривал
важные правила, в частности, недискриминацию/
ГАТТ является основным сводом
правил ВТО по торговле товарами. Его
дополняют соглашения, касающиеся специфических
секторов, таких как сельское хозяйство
и текстиль, а также отдельных
тем, например, государственной торговли,
стандартов на различную продукцию,
субсидий и действий, предпринимаемых
против демпинга. Два фундаментальных
принципа ГАТТ – это недискриминация
и обеспечение доступа на рынок.
Принцип недискриминации реализуется
через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли для всех
участников ВТО, и национального режима,
при котором импортированные товары не
могут подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо
применения РНБ и национального режима,
также путем отмены количественных ограничений
импорта в пользу таможенных тарифов,
которые являются более эффективным средством
регулирования товарооборота, а также
гласностью и прозрачностью в вопросах
торговых режимов стран-участниц.
2. Услуги. Принципы более свободного
экспорта и импорта услуг, независимо
от способа их поставки, будь то трансграничная
торговля, потребление услуг за рубежом,
коммерческое присутствие или присутствие
физических лиц, - были впервые документально
закреплены в новом Генеральном соглашении
о торговле услугами (ГАТС). Члены ВТО
берут на себя индивидуальные обязательства
в рамках ГАТС, в которых они заявляют,
какие из секторов услуг и в какой степени
они готовы открыть для иностранной конкуренции.
3. Интеллектуальная
собственность. Соглашение ВТО по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС) представляет собой свод правил
по торговле и инвестициям в идеи и творческую
деятельность, в которых оговаривается,
как интеллектуальная собственность должна
быть защищена в процессе осуществления
торговых операций.
4. Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах,
регулирующих разрешение споров, предусматривает
создание системы, в которой страны могли
бы урегулировать свои разногласия в ходе
консультаций. Если это не удается, они
могут следовать четко отлаженной поэтапной
процедуре, которая предусматривает возможность
решения вопросов группой экспертов и
дает возможность подавать апелляцию
на данные решения с соответствующим правовым
обоснованием.
5. Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.
Сфера деятельности ВТО охватывает
уже более 4/5 мировой торговли. Основным
принципом, на котором строится договорная
система ВТО, является стремление стран-членов
развивать международную
Следовательно, можно выделить основные цели ВТО [6]:
- рост торгового обмена товарами и услугами;
- сокращение тарифных
и нетарифных ограничений в
мировой торговле (использование
преимущественно тарифных
- деятельность на основе
принципа наибольшего
- прогрессивное снижение
таможенных тарифов в ходе
периодически проводимых
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- прозрачность торговой политики;
- разрешение торговых
споров путем проведения
Важнейшими функциями ВТО являются [6]:
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;