Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
Выявить цели и задачи вступления России в ВТО;
Рассмотреть основные обязательства России при вступлении в ВТО;
Введение 4
Глава 1. Основы функционирования ВТО 6
1.1 Структура и функции ВТО 6
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО 10
1.3 Условия присоединения к ВТО 13
Глава 2. Процесс вступления России в ВТО 16
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 16
2.2 Основные обязательства России при вступлении в ВТО 20
2.3 Экспертные оценки перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32
Одним из наиболее чувствительных для России вопросов на переговорах о вступлении в ВТО была защита отечественного сельского хозяйства. В результате удалось добиться того, что обязательства по поддержке сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять девять миллиардов долларов, что более чем в два раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами.
По данным Минэкономразвития, членство в ВТО даст РФ ряд преимуществ4.
Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в 900 миллиардов долларов в рамках мировой торговли, в рамках России такая выгода составит 18 миллиардов долларов, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
По оценке Всемирного банка (ВБ), вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет - за счет позитивного влияния на инвестиционный климат - выгода может увеличиться до 11% ВВП (около 162 миллиардов долларов). Эти расчетные выгоды Россия будет получать каждый год, то есть они не будут разовыми, причем в выигрыше будут все регионы. Однако в наибольшей степени выиграют те субъекты РФ, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций. По прогнозу ВБ, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Запад, включая Санкт-Петербург, и Дальний Восток.
По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.
Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в РФ будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.
Очевидная для потребителей выгода от сокращения торговых барьеров после присоединения РФ к ВТО - снижение стоимости жизни за счет удешевления как импортных, так и отечественных товаров, полагают в Минэкономразвития. В результате подешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.
Владимир Путин неоднократно выражал уверенность, что членство России в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного, инновационного развития российской экономики. "Нам надо использовать инструменты ВТО в своих интересах, как это делают "старожилы" организации", — убеждал он депутатов Госдумы. Вместе с тем, по его мнению, надо понимать, что вступление России в ВТО — это новая реальность, рост конкуренции — это серьезный вызов для российской экономики, для целого ряда ее отраслей [6].
Рассмотрим экспертные оценки развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО.
Экономисты оценивают потери бюджета России от вступления в ВТО на первом этапе в 250-300 млрд. руб. в год (более 2% доходов бюджета в 2012 г.) и считают, что далее потери будут нарастать.5
Даже по самым оптимистично-
Самые тяжелые потери ждут пищевую индустрию и сельское хозяйство. В этих отраслях предполагается потеря 1,6 млн. рабочих мест, пищевая промышленность потеряет 40% объема производства, сельское хозяйство – 26% объема производства.
Следующим по масштабам потерь
эксперты называют машиностроение: будет
потеряно не менее 300 тысяч рабочих
мест, причем тяжелое машиностроение
и агромашиностроение исчезнут почти
полностью, с «домино» потери рабочих
мест в смежных отраслях.
В целом прогнозные накопленные потери
ВВП РФ к 2020 г. составят до 3,5%, потери промышленного
производства – 20%, а спад в обрабатывающей
промышленности – более 30%.
В процессе исследования было выявлено, что от вступления в ВТО сильнее всего пострадают российский агропром и машиностроение, а наибольшую выгоду оно принесет добывающему сектору экономики и строительству (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Какие отрасли больше всего пострадают от вступления в ВТО
Эксперты единодушны в следующих моментах: вступление России в ВТО повлечет за собой снижение таможенных пошлин и насытит рынок импортными товарами. На фоне благоприятной ситуации для сырьевого сектора экономики, производственный сектор, скорее всего, не выдержит конкуренции с иностранными компаниями (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – На каких отраслях вступление в ВТО скажется благоприятным образом
С точки зрения рисков для экономики России при вступлении в ВТО наибольшую угрозу, по мнению большинства экспертов, представляет экспансия на российские рынки промышленных и финансовых корпораций КНР. Причины – высокая конкурентоспособность китайской продукции и услуг (ввиду заниженного курса юаня и низких по сравнению с Россией расходов на труд), а также почти неограниченные (и оговоренные при вступлении КНР в ВТО) возможности государственной поддержки экспорта. Это, при снижении пошлин и отмене Россией других защитных мер, практически лишает российских производителей возможности эффективно бороться за сохранение своей доли на отечественном рынке.
Отечественные аналитики связывают вступление России в ВТО с уже происходящим в настоящее время существенным сокращением объемов кредитования предприятий «потенциально проблемных» отраслей отечественными и зарубежными банками (из-за опасений невозврата кредитов).
Если издержки от вступления в ВТО мультиплицируются с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей (что оценивается как высоковероятное в ходе начинающейся второй волны глобального кризиса), то, как считают эксперты, накопленная Россией валютная «подушка безопасности» будет израсходована в течение года, и далееуказанные негативные экономические и социальные процессы могут приобрести неконтролируемый «взрывной» характер.
Вышедший в апреле 2012 г. доклад Всемирного банка по России прогнозирует, что вступление России в ВТО обеспечит России дополнительный прирост ВВП в ближайшие годы на 3,3%, а в течение10 лет – до 11% в год. Однако при этом ВБ утверждает, что 72% этого прироста станут следствием развития сферы услуг в результате прихода на российский внутренний рынок зарубежных компаний, причем, прежде всего – финансовых компаний. А еще 18% прироста ВВП, по прогнозу ВБ, обеспечит снижение импортных пошлин, благодаря которому Россия сможет закупать иностранные товары, оборудование, комплектующие и материалы по более низким ценам. И лишь 10% прироста ВВП Россия имеет шансы получить за счет улучшения условий экспорта стали, цветных металлов и химикатов [10].
То есть, при анализе условий вступления России в ВТО Всемирный банк признает, что главным (и, якобы, позитивным) результатом этого акта станет массированная экспансия зарубежных корпораций на все российские внутренние рынки. Никакое расширение возможностей допуска России на зарубежные рынки, а также возможностей исправления «сырьевого перекоса» в производственных секторах национальной экономики при этом не предполагается. В частности, страны-члены ВТО не взяли на себя никаких обязательств по снижению тарифных и нетарифных барьеров для экспорта продукции российской обрабатывающей промышленности.
Однако, несмотря на негативные прогнозы, большинство экспертов считают, что вступление в ВТО коренным образом не повлияет на развитие России, но все же существуют неплохие перспективы:
1. Расширение зоны мировой торговли.
2. Повышение конкурентоспособности продукции российских фирм.
3. Повышение инвестиционной привлекательности экономики России.
4. Став членов ВТО, Россия на правах членства получит возможность участвовать в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции, а также возможность защищать свои торговые интересы, используя имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий.
5. Усиление внимания и ответственности в отношении прав интеллектуальной собственности российских производителей и прав потребителей.
6. Упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда - ускорение оборачиваемости средств.
7. Снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований.
8. В долгосрочном плане наша система управления внешнеэкономическими связями станет более стабильной, без колебаний, которым она подвержена сейчас. Бизнесмены на многие годы вперед будут знать, какая пошлина устанавливается, в какой момент она будет применяться.
9. Укрепление власти закона и уменьшение числа разрешительных документов, и повышение степени прозрачности системы регулирования.
В ходе написания курсовой работы была полностью достигнута поставленная цель, а именно проведено изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
В первой главе работы были рассмотрены основы функционирования ВТО. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых сделок в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Страны-члены ВТО
Во второй главе работы рассмотрен процесс вступления России в ВТО. В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
22 августа 2012 года Россия официально
вступила во Всемирную
Одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров. В целом после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам — 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа составит по промышленным товарам три процентных пункта, по сельскохозяйственным товарам — 4,4 процентных пункта. Около 30 процентов ставок будут снижены не более чем на пять процентных пунктов.
В Минэкономразвития РФ отмечают, что вступление России в эту организацию — это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества.
Итогом работы стало рассмотрение экспертных оценок перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО, которые прогнозируют, что потери бюджета России от вступления в ВТО на первом этапе составят 250-300 млрд. руб. в год и далее потери будут нарастать. Сокращение трудовой занятости в стране к 2020 г. составит 2,2 млн человек. Темпы роста ВВП к 2020 г. потеряют 2,5% в год. Прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин составят к тому же сроку 300 млрд руб в год. А консолидированный бюджет РФ (в итоге всех потерь) будет терять 500 млрд руб в год. Но, несмотря на негативные прогнозы, все же существуют неплохие перспективы, в частности расширение зоны мировой торговли, повышение конкурентоспособности продукции российских фирм, повышение инвестиционной привлекательности экономики России и пр.