Встпуление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
Выявить цели и задачи вступления России в ВТО;
Рассмотреть основные обязательства России при вступлении в ВТО;

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Основы функционирования ВТО 6
1.1 Структура и функции ВТО 6
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО 10
1.3 Условия присоединения к ВТО 13
Глава 2. Процесс вступления России в ВТО 16
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 16
2.2 Основные обязательства России при вступлении в ВТО 20
2.3 Экспертные оценки перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 618.53 Кб (Скачать)

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

-сотрудничество с международными специализированными организациями.

1.3 Условия присоединения к ВТО

 

В настоящее время считают, что мировая торговая система  должна соответствовать следующим  пяти принципам [1]:

 1) Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

 2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

 3) Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

 4) Стимулирование соревновательности в международной торговле. 
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5) Льготы в международной  торговле для менее развитых  государств.  
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.   
 В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Процедура присоединения  ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет [3].   
 На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).   
 В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.  
 В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами [1]:

- Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

- Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

- Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

- Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.        На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. 1] 

В феврале 1994 года Правительство  России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к  ВТО. [2]

Присоединение к ВТО - это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Процесс вступления России в ВТО

2.1 Цели и задачи  присоединения России к ВТО

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению  России к ГАТТ, преобразованная после  учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО1.  Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.       После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО.         На современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.[7]

Главная задача ВТО —  содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая  свобода в международной торговле способствует экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей. Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости. Обеспечение независимости экономики достижимо при условии резкого роста (удвоения) ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. Плюсы и минусы вступления России в ВТО представлены в Приложении.

Так как в силу структуры  нашей экономики мы особо ничего не теряем (не считая упущенной выгоды, которую еще надо сопоставить  с будущими потерями), то и торопиться, идти на какие-то неоправданные жертвы нам не обязательно. Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих [8]:        

- Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;

- Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;

- Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;

- Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта;   

- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.          22 августа 2012 года Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), став ее 156-м участником. Процесс вступления растянулся на 17 лет. Переговоры велись в рамках Рабочей группы, в которую входили представители стран, имевших нерешенные вопросы в торговле с РФ. Самыми сложными были переговоры с Грузией, ЕС и США2.

Окончательно вопрос о  вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года, присоединение РФ ко Всемирной торговой организации было одобрено единогласно. Что касается США, то пока не будет отменена поправка Джексона-Вэника, нормы ВТО не могут применяться в торговле с этой страной. Согласно договоренностям, торговля в этом случае будет регулироваться действующим двусторонним торговым соглашением.

Вступление РФ в ВТО  в целом было поддержано российским экономическим сообществом, хотя у  этой идеи достаточно и рьяных противников. В Минэкономразвития РФ отмечают, что вступление России в эту организацию  — это, прежде всего, стабильность условий  работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность  участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества [5]. 

2.2 Основные обязательства России при вступлении в ВТО

 

Начиная с осени 2012г. ведется активная работа по снятию действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012 года 19 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория) применяют защитные меры в отношении российских товаров3

В то же время нельзя забывать, что одними из условий присоединения  к ВТО являются снижение ввозных  таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности  иностранных товаров. В целом  после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые составляют 2-3 года, а  по наиболее чувствительным товарам  — 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа составит по промышленным товарам три процентных пункта, по сельскохозяйственным товарам — 4,4 процентных пункта. Около 30 процентов ставок будут снижены не более чем на пять процентных пунктов.

В частности, снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства  с 15 процентов до 6,5 — 5 процентов  в течение переходного периода  и, одновременно, опережающими темпами  будут снижаться пошлины на медицинское  оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3 процентов).

В течение трех лет после  присоединения будут отменены пошлины  на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую  электротехнику и электронику, снизившись с 15 процентов, останутся на уровне 7-9 процентов. В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться  к "докризисному" состоянию российского  тарифа периода до 2009 года.

На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 процентов  до 15 процентов в течение семи лет. Причем снижение происходит в основном в течение последних трех лет, что, с одной стороны, обеспечит  интересы российских покупателей и  потребителей, с другой — позволит в полном объеме реализовать крупные  инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от трех до семи лет) сохранятся на уровне 20 процентов после  снижения с 25 процентов в течение  переходного периода.

Достигнута также договоренность о применении переходного периода, в течение которого могут сохраняться  противоречащие правилам ВТО элементы режима "промышленной сборки" автомобилей  и автокомпонентов, что является беспрецедентным в истории ВТО. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Вступление России в ВТО приведет к ужесточению конкуренции на рынке, но переход будет постепенным - в ближайшие три года таможенные пошлины сохранятся на уровне 25% (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Продажи легковых автомобилей

 

Российская политика в  области ценообразования на энергоносители должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими  производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать  на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять  такое регулирование цен на природный  газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и  задачи России. То есть, обязательства  в ВТО соответствуют нынешнему  законодательству и практике, сообщает ИТАР-ТАСС [5]. 

Информация о работе Встпуление России в ВТО