Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную торговую организацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
Выявить цели и задачи вступления России в ВТО;
Рассмотреть основные обязательства России при вступлении в ВТО;
Введение 4
Глава 1. Основы функционирования ВТО 6
1.1 Структура и функции ВТО 6
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО 10
1.3 Условия присоединения к ВТО 13
Глава 2. Процесс вступления России в ВТО 16
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 16
2.2 Основные обязательства России при вступлении в ВТО 20
2.3 Экспертные оценки перспектив развития социально-экономической ситуации в стране после вступления России в ВТО 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 32
- разрешение торговых споров;
- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
-сотрудничество с международными специализированными организациями.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам [1]:
1) Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3) Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4) Стимулирование соревновательности
в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных
стран надо пресекать «несправедливые»
приемы конкурентной борьбы – такие как
экспортные субсидии (помощь государства
фирмам-экспортерам), использование демпинговых
(преднамеренно заниженных) цен для захвата
новых рынков сбыта.
5) Льготы в международной
торговле для менее развитых
государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим,
но он необходим для втягивания в мировое
хозяйство слаборазвитых стран периферии,
которые заведомо не могут на первых порах
конкурировать с развитыми странами на
равных. Поэтому считается «справедливым»
представление слаборазвитым странам
особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства
(свободной торговли), борясь за устранение
протекционистских барьеров.
Процедура присоединения
ко Всемирной торговой организации, выработанная
за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова
и состоит из нескольких этапов. Этот процесс
занимает в среднем 5-7 лет [3].
На первом этапе в рамках специальных
Рабочих групп происходит детальное рассмотрение
на многостороннем уровне экономического
механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны на предмет их
соответствия нормам и правилам ВТО. После
этого начинаются консультации и переговоры
об условиях членства страны-соискателя
в данной организации. Прежде всего переговоры
касаются "коммерчески значимых"
уступок, которые присоединяющаяся страна
будет готова предоставить членам ВТО
по доступу на ее рынки (фиксируются в
двусторонних Протоколах по доступу на
рынки товаров и услуг), а также по формату
и срокам принятия на себя обязательств
по Соглашениям, вытекающих из членства
в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).
В свою очередь присоединяющаяся страна,
как правило, получает права, которыми
обладают и все другие члены ВТО, что практически
будет означать прекращение ее дискриминации
на внешних рынках. В случае противоправных
действий со стороны какого-либо члена
организации, любая страна сможет обращаться
с соответствующей жалобой в Орган по
разрешению споров (ОРС), решения которого
обязательны для безусловного исполнения
на национальном уровне каждым участником
ВТО.
В соответствии с установленной процедурой
результаты всех проведенных переговоров
по либерализации доступа на рынки и условия
присоединения оформляются следующими
официальными документами [1]:
- Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
- Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
- Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
- Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. 1]
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. [2]
Присоединение к ВТО - это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
В 1993 году Россия обратилась
с официальной заявкой о
Главная задача ВТО —
содействовать
Так как в силу структуры нашей экономики мы особо ничего не теряем (не считая упущенной выгоды, которую еще надо сопоставить с будущими потерями), то и торопиться, идти на какие-то неоправданные жертвы нам не обязательно. Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих [8]:
- Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;
- Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;
- Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;
- Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта;
- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. 22 августа 2012 года Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), став ее 156-м участником. Процесс вступления растянулся на 17 лет. Переговоры велись в рамках Рабочей группы, в которую входили представители стран, имевших нерешенные вопросы в торговле с РФ. Самыми сложными были переговоры с Грузией, ЕС и США2.
Окончательно вопрос о вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года, присоединение РФ ко Всемирной торговой организации было одобрено единогласно. Что касается США, то пока не будет отменена поправка Джексона-Вэника, нормы ВТО не могут применяться в торговле с этой страной. Согласно договоренностям, торговля в этом случае будет регулироваться действующим двусторонним торговым соглашением.
Вступление РФ в ВТО в целом было поддержано российским экономическим сообществом, хотя у этой идеи достаточно и рьяных противников. В Минэкономразвития РФ отмечают, что вступление России в эту организацию — это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества [5].
Начиная с осени 2012г. ведется активная работа по снятию действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012 года 19 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория) применяют защитные меры в отношении российских товаров3.
В то же время нельзя забывать, что одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров. В целом после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам — 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа составит по промышленным товарам три процентных пункта, по сельскохозяйственным товарам — 4,4 процентных пункта. Около 30 процентов ставок будут снижены не более чем на пять процентных пунктов.
В частности, снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 процентов до 6,5 — 5 процентов в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3 процентов).
В течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15 процентов, останутся на уровне 7-9 процентов. В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к "докризисному" состоянию российского тарифа периода до 2009 года.
На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 процентов до 15 процентов в течение семи лет. Причем снижение происходит в основном в течение последних трех лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой — позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от трех до семи лет) сохранятся на уровне 20 процентов после снижения с 25 процентов в течение переходного периода.
Достигнута также
Рисунок 2.1 – Продажи легковых автомобилей
Российская политика в
области ценообразования на энергоносители
должна после присоединения России
к ВТО обеспечивать покрытие затрат
и получение дохода российскими
производителями и поставщиками
природного газа. Они должны действовать
на основании коммерческих соображений.
При этом эти правила не касаются
поставок газа некоммерческим потребителям
газа, в отношении которых Российская
Федерация сохраняет право