Политика национальной безопасности Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:57, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования предопределена появлением после «холодной войны» новых угроз безопасности и стабильности системы международных отношений, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Разумеется, сегодня речь не идет о страхе и тревоге из-за возможности возникновения взаимной самоубийственной войны между Западом и Востоком. Однако парадоксальным образом мир стал более опасным, по сравнению с периодом биполярной системы международных отношений. Это связано с действиями таких объективных факторов, как формирование полицентризма в мировой политике, с одной стороны, и явное стремление США обеспечить себе статус единственной сверхдержавы, с другой, как быстрое нарастание экономического и социального разрьюа между странами «золотого миллиарда» и эксплуатируемой ими мировой периферии, как расшатывание международной стабильности в результате разжигания межнациональных конфликтов, в том числе и на Европейском континенте.

Оглавление

Введение:
Историография исследований проблем безопасности и источники 20 Раздел первый. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 57
Глава 1. МИРОВОЙ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЩИЕ
ПОДХОДЫ 57
Глава 2. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 120
Глава 3. ВЗГЯДЫ ЛИБЕРАЛОВ НА МИРОВОЙ ПОРЯДОК И
БЕЗОПАСНОСТЬ 164
Глава 4. КОНСТРУКТИВИСТЫ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 194 3

Файлы: 1 файл

Политика национальной безопасности Японии в условиях новой модели системы международных отношений после.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Все годы « холодной войны » изучение проблем национальной безопасности у разных авторов ассоциировалось со знанием о внешних угрозах и использовании военной силы, противостоящей им. Такой подход имел не только большой политический смысл, но он определял направления финансовых потоков, исчисляемых сотнями миллиардов долларов. Подобный подход был универсальным, так как и после окончания « холодной войны» на устранение угроз национальным интересам, а также на военное строительство продолжают направляться огромные финансовые ресурсы. Как справедливо пишут в своих трудах

46

Бузан, Броли, Шульц, Годсон и Гринвуд применительно к новым международным условиям, никто из лидеров великих держав не возьмет на себя ответственность отказаться или пренебречь усилиями по защите интересов национальной безопасности, а стало быть, не должен пойти на серьезное сокращение военных расходов за счет других направлений государственного строительства. Военные расходы будут расти и в дальнейшем. 39)

Диссертант пришел к убеждению, что в будущем исследования по безопасности, скорее всего, сохранят свою независимую нишу в науке о международных отношениях и не растворятся в ней. Проблемы « национальной безопасности»- действительно обширны и требуют самостоятельного изучения. На взгляд диссертанта, они являются независимым от других родственных научных дисциплин объектом изучения, в том числе от международных отношений и проблем внешней политики. Эти исследования будут продолжать изучать использование военной силы, взаимосвязи между угрозами безопасности и подбором адекватных средств защиты, возможности расширения средств защиты. Широкая проблематика науки о безопасности предполагает не столько включение ее в другие области знаний, сколько, напротив, включение в нее родственных дисциплин. Бузан, например, подчеркивает, что наука о безопасности может интегрировать и исследование международных отношений, и политэкономию, и региональные исследования, исследования по защите мира. 40) Гарольд Ласвель еще в начале 1950-ых пророчески предвидел, что в XXI в. наука о безопасности должна будет готовить не просто специалистов по безопасности, а экспертов по ее отдельным аспектам. 41)

Анализируя большой пласт исследований по безопасности, вышедших на Западе после « холодной войны» и использованных в той или иной степени в диссертации, бросается в глаза серьезная озабоченность ученых

47 по поводу алогичного, а, по сути своей, авантюристического поведения последних лидеров СССР и новых лидеров России в системе международных отношений в конце XX начале XXI в. Как отмечают, например, Кейт Краус, Микаэл Уильяме, Стефен Вольт, Эдвард Калоджей, бывшие лидеры СССР повели себя в 1990-ые годы контрпродуктивно по отношению интересов безопасности своей страны, их действия шли в нарушение многих устоявшихся канонов теории и практики международных отношений. Они, эти действия, не только наносили непоправимый ущерб национальным интересам, но и дестабилизировали ситуацию в системе мирового порядка, разрушив стабильную систему биполярного мира, и погрузив ее в хаос. 42)

В связи с добровольным разрушением Советского Союза и системы Варшавского договора теоретики безопасности, если судить по опубликованным ими работам, впервые задумались о надежности своих выводов относительно вариантов логики поведения великой державы в системе международных отношений, о правильности понимания ее руководителями национальных интересов в области безопасности. Ученые впервые за все годы « холодной войны» задумались о необходимости разработки новых, обогащенных психологическими исследованиями возможных вариантов поведения отдельных государственных деятелей, в первую очередь, великих держав, и влиянии их действий на стабильность миропорядка, Многие исследователи безопасности не могли, например, объяснить высокий уровень политической податливости последних советских и новых российских лидеров внешнему воздействию со стороны стратегического противника^ их противоестественное желание добровольно оказаться в политической, экономической и даже идеологической зависимости от потенциальных соперников, хотя всю вторую половину XX в, Советский Союз был самодостаточной державой. Беспокойство западных специалистов было

48 обусловлено только одним - неизвестной опасностью последствий такой политики для международной стабильности. Многие из них начали спешно разрабатывать ответную стратегию, которая могла бы уравновесить безответственные действия лидеров одной из сверхдержав, несущей в прошлом глобальную ответственность.

Разумеется, для многих ученых в области безопасности всегда было очевидным, что ни в теории, ни на практике не существует решений, которые на 100% гарантировали бы правильность оценок международного поведения великой державы. Вместе с тем, теоретики и политики периода « холодной войны» были убеждены , что добровольное разрушение Советского Союза, находящегося в зените своей военной и технологической мощи, не могло и не должно было иметь место. СССР не был подвергнут прямому военному нападению со стороны другой сверхдержавы и в свою очередь- сам не сделал ни одного выстрела для защиты своих национальных интересов. Накопленный Советским Союзом за все годы « холодной войны» огромный стратегический потенциал не должен был быть разрушен в одночасье, так как это могло бы привести к серьезному нарушению баланса сил в системе международных отношений и подтолкнуть мир к новому переделу сфер влияния. Последние руководители СССР и новые руководители России своими руками сделали мир более опасным, чем он был до этого. Такое поведение безответственных политиков на Западе сравнивали с непредсказуемым по последствиям планетарным тектоническим сдвигом, с выбросом наружу огромного разрушительного материала. Именно так оценил последствия случившегося в конце 80-х начале 90-ых годов XX в. Эдвард Колодзей, который увидел в действиях руководства СССР и России какую-то странную аномалию и контрпродуктивную логику. Ученый не нашел в истории аналогов поведения лидеров государств, добровольно вставших на путь саморазрушения и втянувшего страну в гражданскую войну. 43)

49

В качестве примера для изучения особенностей формирования политики безопасности в новых международных условиях диссертант выбрал Японию, страну, лидеры которой после поражения во второй мировой войне выбрали для себя весьма своеобразную модель безопасности- при минимальных собственных военных расходах, они попытались переложить их бремя на лидера Западного мира - на Соединенные Штаты Америки,

При изучении проблем формирования политики безопасности Японии в период после « холодной войны » автор столкнулся, с точки зрения обеспеченности данной темы источниковедческой базой, как минимум, с двумя объективными трудностями. С одной стороны, это отсутствие доступа иностранного исследователя к оригинальным справочно-аналитическим материалам японского МИД, Управления национальной обороны в силу закрытого характера подобного рода информации. С другой, - изучение проблем национальной безопасности и связанного с ней круга вопросов должно было происходить одновременно на стыке трех научных дисциплин -конкретной политологии, теории государственного управления и практики международных отношений , пласты западной, японской и российской литературы по которым- просто необозримы, но при этом исследований комплексного характера, рассматривающих в своей совокупности основные закономерности формирования систем национальной и региональной безопасности и конкретную практику государства в этой области - явно недостаточно. Автором были привлечены, освоены и критически осмыслены научные работы ученых разных стран в таких областях, как внешняя политика, военное строительство, геополитика и др. При этом в центре внимания находились исследования, опубликованные уже в период после « холодной войны ».

50

Добротной документальной основой для анализа современных подходов правящих кругов Японии к обеспечению безопасности служат, на наш взгляд, ежегодные « Белые книги по вопросам обороны » и стратегические обзоры по Восточной Азии ( East Asian Strategic Review 1998-1999), подготовленные Управлением обороны Японии и Национальным институтом оборонных исследований, а также « Голубые книги по внешней политике », выпускаемые МИДом страны. Эти издания имеются в открытом доступе и примечательны в первую очередь своими весьма объемными приложениями, в которых опубликованы наиболее важные официальные документы, позволяющие исследователю составить достоверное мнение о политике властей в области организации национальной безопасности. Кроме того, анализ этих основных официальных источников дает ясное представление об опасении властей в отношении угроз безопасности на региональном и глобальном уровне, а также объясняет мотивацию в принятии решений и выборе средств противодействия им. Другими словами, опираясь на эти источники, исследователи могут легко соотнести эти две основополагающие категории безопасности- национальные интересы и угрозы им- и сделать необходимые выводы об эффективности или неэффективности принимаемых мер в этой области.

Другой группой использованных в работе материалов стали подробные стенографические отчеты о проходивших после « холодной войны » как в самой Японии, так и в других странах Азии международных конференциях по проблемам безопасности. 44) Н еангажированность подобного рода информации о научных международных конференциях позволяет исследователю проблем безопасности в полном объеме почувствовать разницу в подходах и оценках представителями правящей элиты разных стран Азии этой проблемы, оценить идеолого-пропагандистские и практически

51 политические компоненты мероприятий по реальному обеспечению национальной безопасности. Сравнительный анализ выступлений представителей России, Китая, Японии, Южной Кореи, стран ЮВА дает возможность предметнее сопоставить национальные интересы в области безопасности , угрозы им, а также представить себе методы силовой и несиловой политики государств по их разрешению.

Бесспорную научную полезность имели для автора отчеты о слушаниях в Парламенте Японии по вопросам национальной безопасности в ходе обсуждения проблем японо-американского военного союза, проходивших в первой половине 1999 года в связи с принятием поправок к Основным направлениям двустороннего сотрудничества в области безопасности- этого главного документа, регламентирующего связи Японии с США в военной области, и опубликованных в японской печати. 45) В исследовательском плане автору было интересно сопоставить характер и содержание обсуждения этой проблемы в японском парламенте с дискуссиями по той же проблематике в Конгрессе США, используя для этого опубликованные отчеты о работе американских законодателей. 46)

Специфической формой доведения до широкой общественности планов японских правящих кругов по отдельным , наиболее важным проблемам внешней и внутренней политики государства, включая и вопросы национальной безопасности, являются так называемые аналитические доклады видных японских политиков и государственных деятелей, периодически публикуемые в отрытой печати. Так, например, в августе 1994 г. в Японии был опубликован доклад председателя Комитета по изучению проблем безопасности Хигути Хиротаро, смысл которого состоял в обосновании укрепления и углубления военного союза с США, как единственного гаранта национальной безопасности страны в XXI веке. Материалы такого рода, безусловно, имеют немалую пропагандистскую составляющую с целью подготовки общественного мнения страны к

52 принятию новой формулы укрепления японо-американского военного союза. Однако, на наш взгляд, нельзя недооценивать и практическую значимость таких докладов, в которых в концентрированном виде формулируется официальная позиция властей по жизненно важным вопросам национальной безопасности.

Отдельной группой полезных источников в работе стали монографии современных лидеров Японии, видных политических деятелей, внесших немалый вклад в укрепление обороноспособности страны после « холодной войны ». К их числу можно отнести Я.Накасонэ, М.Охира, И.Одзава, Р.Хасимото, Т.Мураяма, Ц.Хата. 47) Все они- самые непосредственные участники формирования оборонной политики Японии в 90-ые годы. Работы этих политиков можно рассматривать, на наш взгляд, как важный пласт библиографических источников, ибо они создают богатую фактологическую базу , несут в себе « живое дыхание » современного этапа формирования новых подходов правящей элиты страны к оценке происходящих изменений в системе международных отношений, новых угроз безопасности и новых путей их разрешения. Эти материалы полезны в научном плане и в том отношении, что выводы их авторов служат основой для создания в Японии принципиально новой концепции безопасности на XXI век.

Монографические публикации представлены в исследовании широким спектром работ японских, американских и российских авторов, охватывающих как теоретические изыскания в области безопасности, так и страноведческо-политологические труды.

Теоретической базой изучения проблем безопасности для автора стали труды А.Д.Богатурова, А.А.Мурадяна, Г.А.Арбатова, А.М.Хазанова, Э.А.Позднякова, В.П.Панкратьева, В.И.Кривохижа, А.А.Пиантковского,

A.В.Кортунова, В.И.Гантмана, В.А.Кременюка, И.И.Коваленко,

B.Б.Кувалдина, Е.С.Мелкумян, Б.Н.Парфирьева, И.Ю.Жинкиной,

53

В.Н.Цыгичко, В.А.Геловани, Д.И.Проектора, А.А.Прохожева, а также весьма интересная работа Р.Ш.-А. Алиева ( О.Арина ). 48) Работы этих ученых, вместе с рядом других, внесли заметный вклад в современное толкование парадигмы безопасности в российской науке. Их общей отличительной чертой является, на наш взгляд, объективность подхода и идеологическая раскованность, серьезное желание выявить и исследовать более сложные и более опасные по последствиям по сравнению с периодом « холодной войны » закономерности развития системы международных отношений конца XX века в условиях формирования нового миропорядка с явным американским доминированием .

Богатый материал для анализа фундаментальной теории безопасности применительно к новой модели международных отношений дают исследования зарубежных, и в первую очередь, американских ученых. Среди интересных, с нашей точки зрения, работ можно назвать ставшие классическими труды Ганса Моргентау, Пола Кеннеди, Кеннета Уольтца, Карла Дейча, Джозефа Ная, в которых большое внимание уделяется теоретическому осмыслению понятия « безопасность » и анализируются закономерности функционирования механизма по ее обеспечению, как на национальном, так и на интернациональном уровне. 49).Современные тенденции в теоретическом осмыслении развития международных отношений после « холодной войны », в дополнение к традиционным подходам в этой области, внесли также такие ученые, как Френсис Фукуяма, Самуэльсон Хантингтон, Пол Виотти, Чарльз Кегли, Михаил Роскин, Теодор Соренсэн, Евгений Броун. 50).

Информация о работе Политика национальной безопасности Японии