Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:57, автореферат
Актуальность исследования предопределена появлением после «холодной войны» новых угроз безопасности и стабильности системы международных отношений, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Разумеется, сегодня речь не идет о страхе и тревоге из-за возможности возникновения взаимной самоубийственной войны между Западом и Востоком. Однако парадоксальным образом мир стал более опасным, по сравнению с периодом биполярной системы международных отношений. Это связано с действиями таких объективных факторов, как формирование полицентризма в мировой политике, с одной стороны, и явное стремление США обеспечить себе статус единственной сверхдержавы, с другой, как быстрое нарастание экономического и социального разрьюа между странами «золотого миллиарда» и эксплуатируемой ими мировой периферии, как расшатывание международной стабильности в результате разжигания межнациональных конфликтов, в том числе и на Европейском континенте.
Введение:
Историография исследований проблем безопасности и источники 20 Раздел первый. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 57
Глава 1. МИРОВОЙ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЩИЕ
ПОДХОДЫ 57
Глава 2. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 120
Глава 3. ВЗГЯДЫ ЛИБЕРАЛОВ НА МИРОВОЙ ПОРЯДОК И
БЕЗОПАСНОСТЬ 164
Глава 4. КОНСТРУКТИВИСТЫ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 194 3
Все годы « холодной войны » изучение проблем национальной безопасности у разных авторов ассоциировалось со знанием о внешних угрозах и использовании военной силы, противостоящей им. Такой подход имел не только большой политический смысл, но он определял направления финансовых потоков, исчисляемых сотнями миллиардов долларов. Подобный подход был универсальным, так как и после окончания « холодной войны» на устранение угроз национальным интересам, а также на военное строительство продолжают направляться огромные финансовые ресурсы. Как справедливо пишут в своих трудах
46
Бузан, Броли, Шульц, Годсон и Гринвуд применительно к новым международным условиям, никто из лидеров великих держав не возьмет на себя ответственность отказаться или пренебречь усилиями по защите интересов национальной безопасности, а стало быть, не должен пойти на серьезное сокращение военных расходов за счет других направлений государственного строительства. Военные расходы будут расти и в дальнейшем. 39)
Диссертант пришел к убеждению, что в будущем исследования по безопасности, скорее всего, сохранят свою независимую нишу в науке о международных отношениях и не растворятся в ней. Проблемы « национальной безопасности»- действительно обширны и требуют самостоятельного изучения. На взгляд диссертанта, они являются независимым от других родственных научных дисциплин объектом изучения, в том числе от международных отношений и проблем внешней политики. Эти исследования будут продолжать изучать использование военной силы, взаимосвязи между угрозами безопасности и подбором адекватных средств защиты, возможности расширения средств защиты. Широкая проблематика науки о безопасности предполагает не столько включение ее в другие области знаний, сколько, напротив, включение в нее родственных дисциплин. Бузан, например, подчеркивает, что наука о безопасности может интегрировать и исследование международных отношений, и политэкономию, и региональные исследования, исследования по защите мира. 40) Гарольд Ласвель еще в начале 1950-ых пророчески предвидел, что в XXI в. наука о безопасности должна будет готовить не просто специалистов по безопасности, а экспертов по ее отдельным аспектам. 41)
Анализируя большой пласт исследований по безопасности, вышедших на Западе после « холодной войны» и использованных в той или иной степени в диссертации, бросается в глаза серьезная озабоченность ученых
47 по поводу алогичного, а, по сути своей, авантюристического поведения последних лидеров СССР и новых лидеров России в системе международных отношений в конце XX начале XXI в. Как отмечают, например, Кейт Краус, Микаэл Уильяме, Стефен Вольт, Эдвард Калоджей, бывшие лидеры СССР повели себя в 1990-ые годы контрпродуктивно по отношению интересов безопасности своей страны, их действия шли в нарушение многих устоявшихся канонов теории и практики международных отношений. Они, эти действия, не только наносили непоправимый ущерб национальным интересам, но и дестабилизировали ситуацию в системе мирового порядка, разрушив стабильную систему биполярного мира, и погрузив ее в хаос. 42)
В связи с добровольным разрушением Советского Союза и системы Варшавского договора теоретики безопасности, если судить по опубликованным ими работам, впервые задумались о надежности своих выводов относительно вариантов логики поведения великой державы в системе международных отношений, о правильности понимания ее руководителями национальных интересов в области безопасности. Ученые впервые за все годы « холодной войны» задумались о необходимости разработки новых, обогащенных психологическими исследованиями возможных вариантов поведения отдельных государственных деятелей, в первую очередь, великих держав, и влиянии их действий на стабильность миропорядка, Многие исследователи безопасности не могли, например, объяснить высокий уровень политической податливости последних советских и новых российских лидеров внешнему воздействию со стороны стратегического противника^ их противоестественное желание добровольно оказаться в политической, экономической и даже идеологической зависимости от потенциальных соперников, хотя всю вторую половину XX в, Советский Союз был самодостаточной державой. Беспокойство западных специалистов было
48 обусловлено только одним - неизвестной опасностью последствий такой политики для международной стабильности. Многие из них начали спешно разрабатывать ответную стратегию, которая могла бы уравновесить безответственные действия лидеров одной из сверхдержав, несущей в прошлом глобальную ответственность.
Разумеется, для многих ученых в области безопасности всегда было очевидным, что ни в теории, ни на практике не существует решений, которые на 100% гарантировали бы правильность оценок международного поведения великой державы. Вместе с тем, теоретики и политики периода « холодной войны» были убеждены , что добровольное разрушение Советского Союза, находящегося в зените своей военной и технологической мощи, не могло и не должно было иметь место. СССР не был подвергнут прямому военному нападению со стороны другой сверхдержавы и в свою очередь- сам не сделал ни одного выстрела для защиты своих национальных интересов. Накопленный Советским Союзом за все годы « холодной войны» огромный стратегический потенциал не должен был быть разрушен в одночасье, так как это могло бы привести к серьезному нарушению баланса сил в системе международных отношений и подтолкнуть мир к новому переделу сфер влияния. Последние руководители СССР и новые руководители России своими руками сделали мир более опасным, чем он был до этого. Такое поведение безответственных политиков на Западе сравнивали с непредсказуемым по последствиям планетарным тектоническим сдвигом, с выбросом наружу огромного разрушительного материала. Именно так оценил последствия случившегося в конце 80-х начале 90-ых годов XX в. Эдвард Колодзей, который увидел в действиях руководства СССР и России какую-то странную аномалию и контрпродуктивную логику. Ученый не нашел в истории аналогов поведения лидеров государств, добровольно вставших на путь саморазрушения и втянувшего страну в гражданскую войну. 43)
49
В качестве примера для изучения особенностей формирования политики безопасности в новых международных условиях диссертант выбрал Японию, страну, лидеры которой после поражения во второй мировой войне выбрали для себя весьма своеобразную модель безопасности- при минимальных собственных военных расходах, они попытались переложить их бремя на лидера Западного мира - на Соединенные Штаты Америки,
При изучении проблем формирования политики безопасности Японии в период после « холодной войны » автор столкнулся, с точки зрения обеспеченности данной темы источниковедческой базой, как минимум, с двумя объективными трудностями. С одной стороны, это отсутствие доступа иностранного исследователя к оригинальным справочно-аналитическим материалам японского МИД, Управления национальной обороны в силу закрытого характера подобного рода информации. С другой, - изучение проблем национальной безопасности и связанного с ней круга вопросов должно было происходить одновременно на стыке трех научных дисциплин -конкретной политологии, теории государственного управления и практики международных отношений , пласты западной, японской и российской литературы по которым- просто необозримы, но при этом исследований комплексного характера, рассматривающих в своей совокупности основные закономерности формирования систем национальной и региональной безопасности и конкретную практику государства в этой области - явно недостаточно. Автором были привлечены, освоены и критически осмыслены научные работы ученых разных стран в таких областях, как внешняя политика, военное строительство, геополитика и др. При этом в центре внимания находились исследования, опубликованные уже в период после « холодной войны ».
50
Добротной документальной основой для анализа современных подходов правящих кругов Японии к обеспечению безопасности служат, на наш взгляд, ежегодные « Белые книги по вопросам обороны » и стратегические обзоры по Восточной Азии ( East Asian Strategic Review 1998-1999), подготовленные Управлением обороны Японии и Национальным институтом оборонных исследований, а также « Голубые книги по внешней политике », выпускаемые МИДом страны. Эти издания имеются в открытом доступе и примечательны в первую очередь своими весьма объемными приложениями, в которых опубликованы наиболее важные официальные документы, позволяющие исследователю составить достоверное мнение о политике властей в области организации национальной безопасности. Кроме того, анализ этих основных официальных источников дает ясное представление об опасении властей в отношении угроз безопасности на региональном и глобальном уровне, а также объясняет мотивацию в принятии решений и выборе средств противодействия им. Другими словами, опираясь на эти источники, исследователи могут легко соотнести эти две основополагающие категории безопасности- национальные интересы и угрозы им- и сделать необходимые выводы об эффективности или неэффективности принимаемых мер в этой области.
Другой группой использованных в работе материалов стали подробные стенографические отчеты о проходивших после « холодной войны » как в самой Японии, так и в других странах Азии международных конференциях по проблемам безопасности. 44) Н еангажированность подобного рода информации о научных международных конференциях позволяет исследователю проблем безопасности в полном объеме почувствовать разницу в подходах и оценках представителями правящей элиты разных стран Азии этой проблемы, оценить идеолого-пропагандистские и практически
51 политические компоненты мероприятий по реальному обеспечению национальной безопасности. Сравнительный анализ выступлений представителей России, Китая, Японии, Южной Кореи, стран ЮВА дает возможность предметнее сопоставить национальные интересы в области безопасности , угрозы им, а также представить себе методы силовой и несиловой политики государств по их разрешению.
Бесспорную научную полезность имели для автора отчеты о слушаниях в Парламенте Японии по вопросам национальной безопасности в ходе обсуждения проблем японо-американского военного союза, проходивших в первой половине 1999 года в связи с принятием поправок к Основным направлениям двустороннего сотрудничества в области безопасности- этого главного документа, регламентирующего связи Японии с США в военной области, и опубликованных в японской печати. 45) В исследовательском плане автору было интересно сопоставить характер и содержание обсуждения этой проблемы в японском парламенте с дискуссиями по той же проблематике в Конгрессе США, используя для этого опубликованные отчеты о работе американских законодателей. 46)
Специфической формой доведения до широкой общественности планов японских правящих кругов по отдельным , наиболее важным проблемам внешней и внутренней политики государства, включая и вопросы национальной безопасности, являются так называемые аналитические доклады видных японских политиков и государственных деятелей, периодически публикуемые в отрытой печати. Так, например, в августе 1994 г. в Японии был опубликован доклад председателя Комитета по изучению проблем безопасности Хигути Хиротаро, смысл которого состоял в обосновании укрепления и углубления военного союза с США, как единственного гаранта национальной безопасности страны в XXI веке. Материалы такого рода, безусловно, имеют немалую пропагандистскую составляющую с целью подготовки общественного мнения страны к
52 принятию новой формулы укрепления японо-американского военного союза. Однако, на наш взгляд, нельзя недооценивать и практическую значимость таких докладов, в которых в концентрированном виде формулируется официальная позиция властей по жизненно важным вопросам национальной безопасности.
Отдельной группой полезных источников в работе стали монографии современных лидеров Японии, видных политических деятелей, внесших немалый вклад в укрепление обороноспособности страны после « холодной войны ». К их числу можно отнести Я.Накасонэ, М.Охира, И.Одзава, Р.Хасимото, Т.Мураяма, Ц.Хата. 47) Все они- самые непосредственные участники формирования оборонной политики Японии в 90-ые годы. Работы этих политиков можно рассматривать, на наш взгляд, как важный пласт библиографических источников, ибо они создают богатую фактологическую базу , несут в себе « живое дыхание » современного этапа формирования новых подходов правящей элиты страны к оценке происходящих изменений в системе международных отношений, новых угроз безопасности и новых путей их разрешения. Эти материалы полезны в научном плане и в том отношении, что выводы их авторов служат основой для создания в Японии принципиально новой концепции безопасности на XXI век.
Монографические публикации представлены в исследовании широким спектром работ японских, американских и российских авторов, охватывающих как теоретические изыскания в области безопасности, так и страноведческо-
Теоретической базой изучения проблем безопасности для автора стали труды А.Д.Богатурова, А.А.Мурадяна, Г.А.Арбатова, А.М.Хазанова, Э.А.Позднякова, В.П.Панкратьева, В.И.Кривохижа, А.А.Пиантковского,
A.В.Кортунова, В.И.Гантмана, В.А.Кременюка, И.И.Коваленко,
B.Б.Кувалдина, Е.С.Мелкумян, Б.Н.Парфирьева, И.Ю.Жинкиной,
53
В.Н.Цыгичко, В.А.Геловани, Д.И.Проектора, А.А.Прохожева, а также весьма интересная работа Р.Ш.-А. Алиева ( О.Арина ). 48) Работы этих ученых, вместе с рядом других, внесли заметный вклад в современное толкование парадигмы безопасности в российской науке. Их общей отличительной чертой является, на наш взгляд, объективность подхода и идеологическая раскованность, серьезное желание выявить и исследовать более сложные и более опасные по последствиям по сравнению с периодом « холодной войны » закономерности развития системы международных отношений конца XX века в условиях формирования нового миропорядка с явным американским доминированием .
Богатый материал для анализа фундаментальной теории безопасности применительно к новой модели международных отношений дают исследования зарубежных, и в первую очередь, американских ученых. Среди интересных, с нашей точки зрения, работ можно назвать ставшие классическими труды Ганса Моргентау, Пола Кеннеди, Кеннета Уольтца, Карла Дейча, Джозефа Ная, в которых большое внимание уделяется теоретическому осмыслению понятия « безопасность » и анализируются закономерности функционирования механизма по ее обеспечению, как на национальном, так и на интернациональном уровне. 49).Современные тенденции в теоретическом осмыслении развития международных отношений после « холодной войны », в дополнение к традиционным подходам в этой области, внесли также такие ученые, как Френсис Фукуяма, Самуэльсон Хантингтон, Пол Виотти, Чарльз Кегли, Михаил Роскин, Теодор Соренсэн, Евгений Броун. 50).
Информация о работе Политика национальной безопасности Японии