Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:57, автореферат
Актуальность исследования предопределена появлением после «холодной войны» новых угроз безопасности и стабильности системы международных отношений, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Разумеется, сегодня речь не идет о страхе и тревоге из-за возможности возникновения взаимной самоубийственной войны между Западом и Востоком. Однако парадоксальным образом мир стал более опасным, по сравнению с периодом биполярной системы международных отношений. Это связано с действиями таких объективных факторов, как формирование полицентризма в мировой политике, с одной стороны, и явное стремление США обеспечить себе статус единственной сверхдержавы, с другой, как быстрое нарастание экономического и социального разрьюа между странами «золотого миллиарда» и эксплуатируемой ими мировой периферии, как расшатывание международной стабильности в результате разжигания межнациональных конфликтов, в том числе и на Европейском континенте.
Введение:
Историография исследований проблем безопасности и источники 20 Раздел первый. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 57
Глава 1. МИРОВОЙ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЩИЕ
ПОДХОДЫ 57
Глава 2. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 120
Глава 3. ВЗГЯДЫ ЛИБЕРАЛОВ НА МИРОВОЙ ПОРЯДОК И
БЕЗОПАСНОСТЬ 164
Глава 4. КОНСТРУКТИВИСТЫ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 194 3
11
В процессе изучения проблем формирования политики безопасности Японии в период после « холодной войны » автор столкнулся, с точки зрения обеспеченности данной темы источниковедческой базой, как минимум, с двумя объективными трудностями. С одной стороны, это отсутствие доступа иностранного исследователя к оригинальным справочно-аналитическим материалам японского МИД, Управления национальной обороны в силу закрытого характера подобного рода информации. С другой, - изучение проблем национальной безопасности и связанного с ней круга вопросов происходит одновременно на стыке трех научных дисциплин - конкретнойполитологии, теории государственного управления и практики международных отношений, пласты западной, японской и российской литературы по которым- просто необозримы, но при этом исследований комплексного характера, рассматривающих в своей совокупности основные закономерности формирования систем национальной и региональной безопасности и конкретную практику государства в этой области - явно недостаточно. Поэтому автор должен был привлекать, осваивать и критически осмысливать научные труды ученых разных стран в таких несхожих областях, как внешняя политика, военное строительство, геополитика и др. При этом в поле зрения должны были находиться как исследования периода биполярного мира, так и опубликованные уже в период после его разрушения.
Добротной документальной основой для анализа новых подходов правящих кругов Японии к обеспечению национальной безопасности послужили ежегодные « Белые книги по вопросам обороны » и стратегические обзоры по Восточной Азии ( East Asian Strategic Review ), подготовленные Управлением обороны Японии и Национальным институтом оборонных исследований, а также « Голубые книги по внешней политике », выпускаемые МИДом страны. Эти издания имеются
12 в открытом доступе и примечательны, в первую очередь, своими весьма объемными приложениями, в которых опубликованы наиболее важные официальные документы, позволяющие исследователю составить достоверное мнение о политике властей в области организации национальной безопасности. Кроме того, анализ основных официальных источников дает ясное представление о беспокойстве властей в отношении как реальных, так и потенциальных угроз безопасности на региональном и глобальном уровне, а также объясняет мотивацию в принятии ими тех или иных решений и выбор средств. Другими словами, опираясь на эти источники, исследователь может легко соотнести эти две основополагающие категории безопасности - национальные интересы и угрозы им - и сделать необходимые выводы об эффективности или неэффективности принимаемых мер в этой области.
Хорошим подспорьем в работе по теме диссертации стали для автора подробные отчеты о проходивших после « холодной войны », как в самой Японии, так и в других странах Азии международных конференциях по проблемам безопасности. Неангажированность подобного рода информации позволяет исследователю проблем безопасности в полном объеме почувствовать разницу в подходах и оценках представителей правящей элиты разных стран Азии к данной проблемы, оценить идеолого - пропагандистские и практически-политические компоненты мероприятий по реальному обеспечению национальной безопасности. Сравнительный анализ выступлений представителей России, Китая, Японии, Южной Кореи, стран ЮВАпредоставлял возможность предметнее сопоставить национальные интересы в области безопасности, определить угрозы им, а также представить себе методы силовой и несиловой политики государств по их разрешению.
Бесспорную научную полезность имели для автора материалы о слушаниях в Парламенте Японии по вопросам национальной безопасности
13 в ходе обсуждения проблем японо-американского военного союза, проходившие на протяжении второй половины 1990-ых годов, в связи с принятием поправок в Основные направления двустороннего сотрудничества в области безопасности- этого главного документа, регламентирующего связи Японии с США в военной области, и опубликованные в японской печати. В исследовательском плане автору было интересно сопоставить характер и содержание обсуждения этой проблемы в японском парламенте с дискуссиями по той же проблематике в Конгрессе США, используя для этого опубликованные отчеты о работе американских законодателей.
Специфической формой доведения до широкой общественности планов японских правящих кругов по отдельным, наиболее важным проблемам внешней и внутренней политики государства, включая и вопросы национальной безопасности, являются так называемые аналитические доклады видных японских политиков и государственных деятелей, периодически публикуемые в отрытой печати. Так, например, в августе 1994 г. в Японии был опубликован доклад председателя Комитета по изучению проблем безопасности Хигути Хиротаро, смысл которого состоял в обосновании укрепления и углубления военного союза с США, как единственного гаранта национальной безопасности страны в XXI веке. Материалы такого рода, безусловно, имеют немалую пропагандистскую составляющую с целью подготовки общественного мнения страны к принятию тех или иных нужных властям решений, в частности, тогда это было вызвано необходимостью принятия новой формулы укрепления японо-американского военного союза. Однако, на наш взгляд, нельзя недооценивать и практическую значимость таких материалов, ибо в них в концентрированном виде формулируется официальная позиция властей по жизненно важным вопросам национальной безопасности.
14
Отдельной группой полезных для автора трудов стали монографии современных лидеров Японии, видных политических деятелей, внесших немалый вклад в укрепление обороноспособности страны после « холодной войны ». К их числу можно отнести Я.Накасонэ, М.Охира, И.Одзава, Р.Хасимото, Т.Мураяма, Ц.Хата. Все они - самые непосредственные участники формирования военной доктрины Японии в 90-ые годы. Работы этих политиков можно рассматривать, на наш взгляд, как важный пласт библиографических материалов, ибо они создают богатую фактологическую базу, несут в себе « живое дыхание » современного этапа формирования новых подходов правящей элиты страны к оценке происходящих изменений в системе международных отношений, новых угроз безопасности и новых путей их разрешения. Эти материалы полезны в научном плане и в том отношении, что выводы их авторов служат основой для обоснования создания в Японии принципиально новой концепции безопасности на XXI век.
Обширный библиографический пласт в диссертации представляют исследования российских и зарубежных ученых по укреплению безопасности на региональном уровне, что, вероятно, можно объяснить достаточно прагматическими потребностями всех заинтересованных сторон, включая США, Китай, обе Кореи и Россию в научном определении и осмыслении возможного поведения Японии в новой системе международных координат в Восточной Азии, ее участия в перераспределении баланса сил и интересов, в формировании потенциальных угроз региональной стабильности. Работы этого направления отличаются высоким уровнем конкретного анализа ситуации, в них оцениваются реальные шаги политических лидеров стран региона, по большей части, с точки зрения последствий для региональной безопасности от блокирования в военной области Японии с США или Японии с Китаем, Китая с Россией, Северной Кореи с Южной.
15
В ряду наиболее интересных именно с этой точки зрения исследований, на взгляд диссертанта, можно выделить работы В.Н.Бунина, И.А.Латышева, А.А.Кошкина, В.П. Зимонина, Г.С. Яскиной,
A.М.Хазанова, В.Я.Выборнова, В.П.Лукина, покойного Д.В.Петрова,
B.Н.Павлятенко, М.Г.Носова, Р.Ш-.А. Алиева, И.И. Коваленко, Б.Н. Славинского, А.Н.Левчука.
Весьма полезной для автора оказалась уникальная работа американского востоковеда Андре Макклина, в которой он собрал и обработал исследования последнего этапа « холодной войны » и непосредственно периода после ее окончания. Систематизированный и тематически сконцентрированный обзор библиографии по проблемам безопасности оказался ценным в том отношении, что позволил диссертанту лучше разобраться в достаточно обширном потоке научной информации по данной проблематике, почувствовать региональные процессы с точки зрения усилившейся обеспокоенности лидеров восточноазиатских стран за обеспечение национальной безопасности и стабильности на рубеже XX и XXI века. Среди зарубежных авторов исследований проблем региональной безопасности, включенных в Библиографию Макклина, и просмотренных диссертантом в ходе своей работы, можно назвать имена таких известных специалистов, как Х.Курихара, ШДжонсон, Я.Фунабаси, М.Мотидзуки, К.Кальдер, Х.Кимура, К.Форд, А.Картер, Сон Сун Янга, М.Каванаго, П.Бертон, Чин Кин Ван, Микаэл Армакост. Многие из названных ученых удачно, на наш взгляд, сочетают в своих трудах ситуационный анализ с прогностическим подходом в оценках развития международной ситуации после « холодной войны», давая читателю возможность составить объективное представление о направлениях политики Японии в области укрепления безопасности на фоне усилий других стран Восточной Азии в этой области в преддверии XXI века.
16
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что ни в России, ни за рубежом не было опубликовано комплексного исследования теоретических закономерностей и анализа основных практических предпосылок к пересмотру правящими кругами Японии политики в области национальной безопасности после « холодной войны», в котором рассматривались бы особенности восприятия властями страны новых угроз национальным интересам в XXI в. и был бы изучен механизм противодействия им. Кроме того, автор впервые попытался проанализировать новые методы поведения японских властей для достижения конкретных политических целей при решении сложных проблем двусторонних отношений с Россией, в частности, по вопросам пограничного размежевания и заключения мирного договора.
Важным итогом изысканий оказалось аргументированное подтверждение теоретического положения о том, что государство в период перехода от одной системы международных отношений к другой не может позволить себе снижать расходы на оборону, пренебрегать вопросами укрепления национальной безопасности, адекватно не реагировать на новые вызовы и угрозы национальным интересам. Рассмотренный в диссертации пример политики Японии в этой области убедительное тому доказательство.
Научное значение диссертации состоит в осмыслении и анализе, на примере Японии, содержания, направлений и новых методов реализации политики национальной безопасности, адекватных условиям формирования нового однополюсного мирового порядка. Системное изучение факторов, побуждающих власти Японии наращивать военный бюджет и активизировать усилия по укреплению обороноспособности, приводит исследователя к выводу об их стремлении заблаговременно подготовиться к возможной дестабилизации ситуации на региональном и глобальном уровне.
17
В работе подробно проанализированы причины, по которым власти Японии, декларировав в Конституции 1947 года « отказ на вечные времена от войны, как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы, как средства разрешения международных споров», в новых международных условиях быстрыми темпами стали наращивать свой военный потенциал, посылать свои вооруженные силы за тысячи километров от национальных границ, укреплять Договор безопасности с США, официально заявлять о возможности пересмотра мирной Конституции и отказа от приверженности 3-м неядерным принципам.
Проведенное исследование позволило диссертанту сделать следующие конкретные обобщения и выводы:
- процесс разрушения биполярной системы международных отношений и переход к новой модели мирового порядка на рубеже XX и XXI вв. не сопровождался ростом стабильности и снижением уровня угроз национальной безопасности. Скорее, наоборот - к старым угрозам и вызовам безопасности добавились новые. Поэтому власти многих стран мира приступили к разработке новой военной политики, укрепляли обороноспособность и принимали дополнительные меры по обеспечению безопасности.
- в новых международных условиях власти Японии видят 3 основные группы угроз национальной безопасности. Первая группа включает в себя потенциальные угрозы для страны оказаться напрямую втянутой в глобальную и региональную силовую стратегию США по доминированию в мире и устранению неугодных режимов в странах так называемой « оси зла ». Для Японии такое участие, в первую очередь, чревато серьезными нарушениями стабильности поставок сырья и топлива из нефтеносных районов Ближнего и Среднего Востока, а также влечет за собой дестабилизацию
18 стратегической ситуации на Корейском полуострове, в непосредственной близости от ее границ. Вторая группа угроз безопасности включает в себя негативные последствия возможного провозглашения властями Тайваня политической независимости от Китая, в расчете на военную помощь США и Японии, и ответной силовой реакции Китая на эти действия. Третья группа угроз видится лидерам Японии со стороны Корейского полуострова, где все возможные сценарии развития событий, а именно: силовое смещение власти Ким Чер Ира в КНДР, отказ правительства КНДР подчиниться ультимативным требованиям США ликвидировать все ядерные и ракетные программы - повлекут за собой дестабилизацию положения и могут сопровождаться превентивной ракетной атакой ПВО КНДР по военным базам США на территории Японских островов. в нестабильных условиях стратегического поля вокруг Японии ее власти продолжают целеустремленно наращивать военный потенциал, а политика в области укрепления безопасности принимает все более наступательный характер. Япония имеет второй в мире после США военный бюджет, ее армия по уровню оснащенности современными высокотехническими видами вооружений также занимает 2-ое место в мире. Япония располагает межконтинентальными ракетами, истребителями 5-го поколения, первоклассными эсминцами, а общее число кораблей ВМС достигло в 2002 г. 120. Япония усовершенствовала и радикально перестроила свою разведывательную сеть, в 2003 г. она запустит свой первый спутник-шпион. Власти страны официально заявляют о возможности пересмотра устаревших подходов к обладанию ядерным оружием. Япония активно участвует в строительстве НПРО США и размещает новые РЛС на своей территории. В парламенте
19 обсуждается законопроект о « Действиях в условиях чрезвычайного положения», предусматривающий, в том числе, возможность нанесения превентивных ударов по территории потенциального противника.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования выводов и обобщений автора в ходе работы над концепцией национальной безопасности России, корректировки ее стратегии на дальневосточном направлении, а также в процессе практической дипломатической работы на Японию.
Информация о работе Политика национальной безопасности Японии