Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:57, автореферат
Актуальность исследования предопределена появлением после «холодной войны» новых угроз безопасности и стабильности системы международных отношений, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Разумеется, сегодня речь не идет о страхе и тревоге из-за возможности возникновения взаимной самоубийственной войны между Западом и Востоком. Однако парадоксальным образом мир стал более опасным, по сравнению с периодом биполярной системы международных отношений. Это связано с действиями таких объективных факторов, как формирование полицентризма в мировой политике, с одной стороны, и явное стремление США обеспечить себе статус единственной сверхдержавы, с другой, как быстрое нарастание экономического и социального разрьюа между странами «золотого миллиарда» и эксплуатируемой ими мировой периферии, как расшатывание международной стабильности в результате разжигания межнациональных конфликтов, в том числе и на Европейском континенте.
Введение:
Историография исследований проблем безопасности и источники 20 Раздел первый. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 57
Глава 1. МИРОВОЙ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЩИЕ
ПОДХОДЫ 57
Глава 2. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 120
Глава 3. ВЗГЯДЫ ЛИБЕРАЛОВ НА МИРОВОЙ ПОРЯДОК И
БЕЗОПАСНОСТЬ 164
Глава 4. КОНСТРУКТИВИСТЫ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 194 3
Год: 2002
Автор:
Крупянко, Михаил Иванович
Ученая cтепень:
доктор политических наук
Место защиты диссертации:
Москва
Код cпециальности ВАК:
23.00.01
Специальность:
Теория политики, история и методология политической науки
Количество cтраниц:
226
Введение:
Историография исследований проблем безопасности и источники 20 Раздел первый. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 57
Глава 1. МИРОВОЙ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЩИЕ
ПОДХОДЫ 57
Глава 2. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 120
Глава 3. ВЗГЯДЫ ЛИБЕРАЛОВ НА МИРОВОЙ ПОРЯДОК И
БЕЗОПАСНОСТЬ 164
Глава 4. КОНСТРУКТИВИСТЫ О МИРОВОМ ПОРЯДКЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 194 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования предопределена появлением после «холодной войны» новых угроз безопасности и стабильности системы международных отношений, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Разумеется, сегодня речь не идет о страхе и тревоге из-за возможности возникновения взаимной самоубийственной войны между Западом и Востоком. Однако парадоксальным образом мир стал более опасным, по сравнению с периодом биполярной системы международных отношений. Это связано с действиями таких объективных факторов, как формирование полицентризма в мировой политике, с одной стороны, и явное стремление США обеспечить себе статус единственной сверхдержавы, с другой, как быстрое нарастание экономического и социального разрьюа между странами «золотого миллиарда» и эксплуатируемой ими мировой периферии, как расшатывание международной стабильности в результате разжигания межнациональных конфликтов, в том числе и на Европейском континенте. Ослабление безопасности связано также и с такими новыми видами угроз, как появление международного терроризма, распространение оружия массового поражения, активизация наркобизнеса.
Сегодня очевидно, что время « ненасильственной цивилизации» еще не наступило. На своем восточноазиатском фланге Россия решает сложнейшие задачи укрепления безопасности и сохранения территориальной целостности в нестабильных условиях развития там стратегической ситуации и наращивания силового потенциала всеми ведущими региональными державами. Именно поэтому существует необходимость в изучении особенностей формирования политики национальной безопасности Японии, нашего дальневосточного соседа и одного из крупнейших центров силы глобального масштаба, способного 4 оказывать большое влияние на процессы поддержания стабильности и обеспечения безопасности в Восточной Азии.
Объектом исследования является политика безопасности Японии, одной из ведущих держав Запада, основного стратегического союзника США и нашего соседа в Восточной Азии, страны, которая в начале XXI века в условиях формирования нового мирового порядка пошла на радикальный пересмотр своей оборонной политики и военной стратегии. Впервые после капитуляции во второй мировой войне японские власти, используя в качестве удобного предлога участие страны в международной контртеррористической операции после известных событий в США 11 сентября 2001 г., стали отрабатывать практику постоянного военного присутствия в отдаленных от территории Японии районах мира. В конце 2001 г. в Индийский океан были направлены корабли национальных ВМС, а парламент страны продлил срок их пребывания там до ноября 2002 г. Правящие круги страны спешно разработали новую законодательную базу на случай объявления чрезвычайного положения. Она предусматривает введение новых нормативных актов, действующих в этих условиях, вносит поправки в основной закон о Силах самообороны, а также расширяет права Совета национальной безопасности. Япония поспешила укрепить Договор безопасности с США, встает на путь пересмотра мирной Конституции 1947 года и начала готовить общественное мнение к отказу от 3-х неядерных принципов, составлявших в недавнем прошлом фундамент японской внешней политики. Предмет исследования -политика правящих кругов Японии по укреплению национальной безопасности после « холодной войны».
Актуальность темы безопасности предполагает выбор цели и задач исследования. Целью диссертационной работы является анализ причин, характера и закономерностей формирования политики национальной безопасности в период становления новой системы 5 международных отношений. Для достижения поставленной цели диссертантом предпринята попытка решить следующие задачи:
- проанализировать особенности развития основных моделей мировых порядков, акцентируя исследовательское внимание на выявлении факторов, способствующих или препятствующих укреплению стабильности и безопасности системы международных отношений в целом;
- обобщить теоретические подходы в области формирования политики национальной безопасности, разработанные представителями реалистической, либеральной и конструктивистской школ в исследованиях международных отношений;
- определить, на примере Японии, изменения в понимании властями страны национальных интересов в области безопасности в новых исторических условиях;
- выявить характер и трактовку властями Японии сути новых внешних угроз национальной безопасности;
- проанализировать изменения в направлениях и содержании политики безопасности Японии, включая новые мероприятия по укреплению безопасности в отношении России. Научная разработанность и теоретическая база исследования. Изучение проблем безопасности на глобальном, региональном и национальном уровне в период формирования нового мирового порядка становится ключевой темой научных изысканий в области международных отношений. Ученые разных стран, работающие по этой проблематике, стремятся, в первую очередь, осмыслить новую ситуацию и дать ответ на принципиальный вопрос, почему после окончания « холодной войны», исчезновения Советского Союза и его военно-политических союзников, как стратегических противников Запада, мир не только не стал более стабильным и безопасным, но, напротив, наряду со 6 старыми, появились новые реальные угрозы безопасности, а опасность возникновения глобального или регионального ядерного конфликта уже никому не представляется столь уж неправдоподобной.
Тема безопасности была достаточно основательно разработана для периода «долгого мира» биполярной системы второй половины XX в. Ей посвятили свои фундаментальные исследования такие известные теоретики безопасности, как Бернард Броди, Эдвард Колоджей, Томас Шеллинг, Глен Снайдер, Уильям Кауфман, Альберт Вольстер, Генри Киссинджер, Стефан Вольт, Збигнев Бзежинский, Ричард Смоук и многие другие ученые по теории международных отношений. Среди советских ученых, разрабатывавших эту проблематиику в годы « холодной войны», следует выделить работы А.А.Громыко, Б.Н. Пономорева, А.Л.Адамишина, А.М. Александрова, А.И.Блатова, В.Ф. Грубякова, И.Н.Земского, В.Л.Исраэляна, М.С.Капицы, И.К.Коблякова, Л.Н.Кутакова, А.А.Рощина, Ш.П.Санакоева, В.М.Фалина, В.М.Хвостова. При этом характерно, что если в начальный период « холодной войны» многие исследователи безопасности сосредотачивали внимание на проблемах национальной безопасности, то на завершающем этапе глобального противостояния Запада и Востока исследовательское внимание все больше смещалось в сторону проблем обеспечения международной и региональной безопасности.
Вместе с тем, после слома биполярной системы и перехода к формированию нового миропорядка стал ощущаться определенный дефицит исследований по безопасности применительно к новым, крайне нестабильным международным условиям нового мирового порядка. Данная диссертационная работа рассматривается ее автором, как попытка внести свой скромный вклад в разработку этой проблематики, и на примере изучения политики безопасности Японии уже после « холодной войны», проанализировать восприятие ее властями реалий нового 7 мирового порядка, видение ими новых реальных угроз национальным интересам, исследовать механизм укрепления национального оборонного потенциала, а также определить основные направления будущего стратегического поведения Японии с точки зрения национальных интересов России на Дальнем Востоке.
Необходимо отметить, что теоретический и практический интерес к разработке проблем безопасности традиционно был предопределен потребностями в знаниях по предотвращению войн и конфликтов, как на региональном, так и на глобальном уровне. В этих целях многие авторы обращались к теоретической базе, разработанной еще в довоенный, военный или послевоенный период в XX в. Как известно, в 1920-ые годы, сразу после окончания первой мировой войны, многие ученые, работавшие в области теории безопасности, утверждали, что установление демократических режимов, расширение международного сотрудничества и взаимопонимания между народами, разоружение и коллективная безопасность - все это в комплексе и есть наиболее верный путь к установлению международного мира и безопасности. Очевидно, однако, что ученые-теоретики тех далеких 1920-ых годов сильно преувеличивали роль международного права и международных организаций, одновременно преуменьшая роль силовой составляющей политики безопасности. В своем концентрированном виде эта научная идеология нашла свое выражение в разгар второй мировой войны в известной работе Квинси Райта « Исследование войны». Это исследование стало как бы венцом многочисленных изысканий в стратегической области, проводимых с 1926 г. такими научными авторитетами, как Уильям Фокс, Бернард Броди, Гарольд Лаасвел, Иген Стейли, Якоб Винер, Верной Ван Дейк.
Впрочем, исследование Квинси Райта не утратило своей актуальности и в наши дни, поскольку в нем основательно проанализирована теория 8 возникновения войн и конфликтов, показана их юридическая, морально-этическая, экономическая, политическая, антропологическая, психологическая, историческая, социологическая, военно-техническая и философская составляющая. Для Райта изучение войны было, прежде всего, разработкой проблем их предотвращения, а в случае возникновения, исследованием путей их наискорейшего прекращения. Райт философски оценивал природу войн. Он писал, что любая война есть своего рода « болезнь », которую необходимо уметь лечить с помощью набора «прописанных лекарств». Райт не был согласен с оценкой войны, которую в свое время давал немецкий военный теоретик и историк Карл фон Клаузевиц, и согласно которой «война есть продолжение довоенной политики иными средствами». Война для Райта - это, прежде всего,« дисфункция» системы международных отношений и государственного управления той страной, которая выступает ее инициатором.
Правда, с подобной оценкой войны, как « болезни и дисфункции» системы международных отношений, которую необходимо «лечить», опираясь на международное право и на расширение международного сотрудничества, не была согласна целая группа исследователей, в которую входили такие известные ученые, как Фредерик Лан, Николас Спикман, Арнольд Вольферс , Эдвард Эрль, Гарольд и Маргарет Спрут. Все они работали в период и после окончания второй мировой войны. Эти ученые признавали только военную силу, как единственное средство предотвращения войн и кровопролития. Они утверждали, что остановить агрессора может только государство или группа государств, превосходящая его по своей совокупной военной мощи.
Богатый материал для анализа фундаментальной теории безопасности применительно к новой модели международных отношений дают исследования зарубежных, и в первую очередь, американских ученых, работавших в условиях биполярного мира, но просматривавших его 9 эволюцию. Среди наиболее интересных, с нашей точки зрения, работ можно назвать ставшие классическими труды Ганса Моргентау, Пола Кеннеди, Кеннета Уольтца, Карла Дейча, Джозефа Ная, в которых большое внимание уделяется теоретическому осмыслению понятия « безопасность » и анализируются закономерности функционирования механизма по ее обеспечению, как на национальном, так и на интернациональном уровне.Современные тенденции в теоретическом осмыслении развития международных отношений после « холодной войны », в дополнение к традиционным подходам в этой области, внесли также такие ученые, как Френсис Фукуяма, Самуэльсон Хантингтон, Пол Виотти, Чарльз Кегли, Михаил Роскин, Теодор Соренсэн, Евгений Броун. В работе автор пользовался также исследованиями по этой проблематике Линна Миллера, Чарльза Дорана, Эрика Гровера, Генри Киссинджера, Джефри Гартена и Джефри Бергнера.
Особое внимание в диссертации автор уделил трудам ведущих японских теоретиков международных отношений и проблем региональной безопасности, к числу которых, в первую очередь, можно отнести Макото Ёкибэ, Акихико Танака, Такаси Иногути, Такаси Сираиси, Ито Кэнъити, Фукусима Киехико, Иногути Кунико, Камо Такэхико, Кадзуо Огура, Есихидэ Соэйя, Хисахико Окадзаки, Тосиюки Сиката, Харухико Того. В своих работах японские ученые пытаются дать ответ на принципиальный вопрос многих исследователей парадигмы национальной безопасности XXI в, а именно - следует ли Японии идти в новом столетии в тесном военном союзе с США, противопоставляя себя, таким образом, в стратегическом плане Китаю и России, или, в целях безопасности, развивать тесное сотрудничество с Китаем, укрепляя себя против США и России. Развернутое теоретическое исследование проблем безопасности Японии с перспективой на XXI век дает Ито Кэнъити в работе « Государство и стратегия ». Пытаясь отойти от американских трактовок
10 понятия « национальная безопасность » как защиты территориальной целостности, Ито делает упор на защиту государственных интересов, включая сюда « интересы государства как сложившейся политико-экономической организации и как устоявшейся системы идеологических ценностей». Другими словами, по мнению Ито, государство обязано защищать не только свою территорию, но может быть в первую очередь идеологию, культуру и свою государственность. При этом для защиты государственных интересов, по мнению Ито, моральны как несиловые, так и силовые методы, хотя первым он отдает предпочтение. Региональная стабильность и безопасность, по оценкам Ито, возможны только на основе « баланса сил и взаимного контроля ».
Теоретической базой изучения проблем безопасности в период формирования нового мирового порядка для диссертанта стали также труды российских ученых, среди которых можно выделить
A.Д.Богатурова, А.А.Мурадян, A.A. Кошкина, Г.А.Арбатова,
B.ККривохижа, A.A. Пиантковского, А.В.Кортунова, В.И.Гантмана, A.M. Хазанова, Е.С.Мелкумян, В.П. Панкратьева, Р.Ш.-А. Алиева ( О.Арина) В.Б.Кувалдина, Б.Н.Парфирьева, И.Ю.Жинкиной, В.Н.Цыгичко, В.Кумачева, Д.И.Проектора, А.А.Прохожева. Работы этих ученых, наряду с трудами ряда других специалистов, внесли заметный вклад в современное толкование парадигмы безопасности в российской науке. Их общей отличительной чертой является, на наш взгляд, объективность подхода и идеологическая раскованность, серьезное желание выявить и исследовать более сложные и более опасные по последствиям, по сравнению с периодом « холодной войны », закономерности развития системы международных отношений конца XX века в условиях формирования нового миропорядка с явным американским доминированием.
Информация о работе Политика национальной безопасности Японии