Основные формы и разновидности кредита в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности кредитования во внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать понятие и формы кредита в международной торговле;
– обосновать необходимость кредитования внешней торговли;
– выявить специфику процессов кредитования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1Сущность и формы внешнеторгового кредита…………………………………..6
1.1 Понятие, классификация и роль кредитования международной торгов-ли…..6
1.2 Коммерческий кредит…………………………………………………………...8
1.3 Банковский кредит…………..………………………………………………....10
1.4 Специфические формы международного кредита: факторинг, форфейтинг, ли-зинг……………………………………………………………………………......12
2 Анализ состояния и перспективы развития внешней торговли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.1 Роль международного кредита во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.2 Особенности кредитования белорусского экспорта и импорта……………..21
2.3 Проблемы и перспективы развития специфических форм внешнеторгового кредита………………………………………………………………………………24
Заключе-ние………………………………………………………………………….32
Список использованных источни-ков……………………………………………...33
Приложение А Основные виды кредитов во внешнеэкономической деятельно-сти и их классификация ……………………...…………………35
Приложение Б Оборот факторинга по странам за 2009 г.………………..…… 36
Приложение В Объем и структура факторинговых услуг в мировом хозяй- стве………………………………………………………………...37
Приложение Г Страны-члены Международной факторинговой сети……….....38
Приложение Д Данные по совокупному обороту факторинга для всех членов Международной факторинговой сети (МФС) в сравнении с ми-ровым оборотом...............................................................................39
Приложение Е Основные отличия факторинга от форфейтинга………..………40
Приложение Ж Объем нового бизнеса 2004-2009 гг…………………………….41
Приложение И Объем лизингового портфеля в 2004-2009 гг…………………...42
Приложение К Распределение по видам объекта лизин-га……………………....43

Файлы: 1 файл

курсач МЭО.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

В настоящее время лизинговая форма инвестиций составляет около 1 % от общей суммы инвестиционных вложений в стране. Структура объектов лизинга: 45 %   –  компьютеры и офисное оборудование, 34 %   – промышленное оборудование, 10 %   – автомобили, 11 %   – прочее оборудование [17].

Начиная с 1991 года, в республику стали поступать автопоезда в форме лизинга. Их передавали белорусским автопредприятиям лизинговые компании заводов-производителей Мерседес, Рено, а затем и Вольво, МАН, Ивеко, Скания, ДАФ. На сегодняшний день на белорусском рынке представлены все европейские заводы-производители тягачей и полуприцепов, поставляющие машины в лизинг. Фактически сформировалась новая отрасль - международные транспортные перевозки, базирующаяся в основном на лизинговом оборудовании.

Начиная с 1994 года, европейскими компаниями в лизинг передаются машины по деревообработке, оборудование легкой промышленности. В большинстве своем эти сделки непосредственно связаны с организацией совместных или иностранных предприятий.

Но для успешного проведения международных лизинговых сделок необходимо учитывать белорусский менталитет, государственный режим, общую экономико-правовую обстановку, экономическое состояние страны.

Во-первых, в Беларуси достаточно сильна государственная власть, и налажена строгая система государственного контроля. Если белорусские предприятия-лизингополучатели неправильно уплачивают налоги или неверно оформили режим таможенного ввоза по объекту лизинга, то возможны очень серьезные штрафные санкции, которые являются платежами первостепенными. Это так называемый риск налоговой и таможенной недобросовестности лизингополучателя, может даже и непреднамеренной. Данный вид риска белорусские лизингодатели в значительной степени уменьшают, осуществляя постоянный контроль за каждым этапом движения объекта лизинга, а также за правильностью отражения в бухгалтерском учете лизинговой операции.

Во-вторых, нормативно-правовая база Беларуси находится на стадии становления и поэтому претерпевает частые изменения, которые могут повлиять на характер протекания лизинговой сделки. Учет этих изменений, своевременное отражение их в лизинговых договорах, в характере взаимоотношений между лизингодателем и лизингополучателем - постоянная забота белорусских лизинговых компаний. Зарубежные же лизинговые компании не всегда в состоянии отследить эти изменения и своевременно адекватно прореагировать на них. Местные же предприятия-лизингополучатели не специалисты в области лизинга, у них иные профессиональные задачи. Практика показывает, что их реакция на нормативно-правовые изменения бывает запоздалой. В силу этого, для международного лизинга велик риск изменения белорусской правовой базы.

В четвертых, белорусский рынок за рубежом считается зоной повышенного предпринимательского риска. В силу этого, проведение лизинговых операций осуществляется с использованием различного рода гарантий. Традиционные схемы далеко не всегда обеспечивают устойчивость сделки [17].

Но в целом на сегодняшний день белорусский рынок лизинговых услуг растет вместе с мировым. Во всяком случае, темпы их роста сопоставимы. По разным оценкам, прирост отечественного рынка составляет от  300 млн долл.  до 500 млн долл. в год [18]. При этом большая доля сделок заключается с компаниями, работающими в строительстве и отрасли международных перевозок. Немалый процент занимает и сельское хозяйство. В настоящий момент более 80 % сельскохозяйственной техники, работающей в Минском районе, приобретено при помощи различных лизинговых схем [18].

Одной из главных причин слабого развития финансовой аренды в Беларуси большинство экспертов считают дороговизну кредитных ресурсов и малые сроки контрактов. Стандартный договор лизинга заключается на срок от 1 года до 5 лет и предусматривает процентную ставку, объединяющую стоимость банковских кредитных ресурсов и «интерес» лизинговой компании. Самая большая проблема для развития отечественных лизинговых компаний   – рост конкуренции со стороны фирм с прибалтийскими и российскими деньгами, активно работающих на белорусском рынке[18].

Сумма новых лизинговых сделок или объем нового бизнеса – основной показатель характеризующий динамику рынка вырос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 71 % и составил 3082 млрд руб. [19].

За исследуемый период объем нового бизнеса показывал стабильный рост: в 2006 году по отношению к 2005 году на 4 %, в 2007 году к 2006 году – на 38 %, 2008 году к 2007 году на 44 % и 2009 году к 2008 году на 71 % [19].

Следует отметить, что за предыдущие годы высокими темпами росли объемы инвестиций в основной капитал, но лизинг рос темпами более высокими, что и характеризуется ростом доли лизинга в объеме инвестиций в основной капитал: в 2005 году 8,1  %, в 2006 году – 6,0 %, в 2007 году– 6,5 %, в 2008 году – 7,1 % и в 2009 году – 8,3 % [19].

Вторым важнейшим показателем характеризующим степень развития рынка лизинга в стране является отношение нового бизнеса к ВВП которое соответственно составило в 2005 году – 1,7 %, в 2006 году – 1,4 %, в 2007 году – 1,6 %, в 2008 году – 1,9 % и в 2009 году – 2,4% [19] (приложение Ж).

Одним из показателей, характеризующих стабильность развития рынка лизинга в стране является величина лизингового портфеля, которая отражает суммарную стоимость обязательств по всем договорам лизинга на конец года.
На конец 2009 года портфель лизинговых компании страны составил 3833 млрд руб., показав рост к 2008 году на 57 % [19]. Параметром динамики развития рынка является отношение величины лизингового портфеля к новому бизнесу за отчетный год. Для молодых, динамично развивающихся рынков постсоветского пространства этот показатель обычно находится в пределах от 1,0 до 1,5 [19]. Для стабилизировавшихся рынков Западной Европы, достигших своего насыщения этот показатель находится в пределах 2,5 –  4,0 [19].

Отношение величины лизингового портфеля к новому бизнесу на конец 2009 года составило 1,24, что говорит о высоком темпе роста объема нового бизнеса в 2009 году [19] (приложение И).

Первыми в нашей стране последствия кризиса ощутили международные автомобильные перевозчики. В конце 2009 года объемы международных перевозок грузов сократились на 30 –  40 % [19]. Сокращение спроса на подвижной состав привело к падению объемов реализации грузовой автомобильной техники. Если в 2007 году транспортные средства имели весовую долю в 48 % от общего      объема переданного в лизинг имущества, то в 2008         году доля          транспортных средств сократилась до 27 % [19]      (приложение К).

По видам лизинга в 2009 году сохранились тенденции предыдущего года. Подавляющее число договоров составили договора финансового лизинга, единицы процентов – возвратного и практически отсутствовали договора оперативного лизинга, сублизинга и международного лизинга.

Но с выходом Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» может произойти качественное изменение белорусского рынка лизинга в сторону увеличения объемов международного лизинга [19].

Исследования рынка лизинга в 2005 –  2009 годах показали, что белорусские лизинговые компании не работали в направлении экспортного лизинга из-за двойного обложения налогом на добавленную стоимость оборотов, связанных с покупкой и передачей в международный лизинг товаров отечественных производителей. Указ №465 позволяет белорусским производителям отпускать продукцию для последующей передачи в лизинг за пределы Республики Беларусь без НДС, что существенно удешевит лизинг от белорусского лизингодателя на внешних рынках. Кроме этого Указ предусматривает неденежные формы прекращения обязательств по договорам международного лизинга.

Но в отличие от 2008 года результаты работы белорусских лизинговых компаний за 9 месяцев 2009 года говорят о том, что все будет не так легко. Вероятнее всего в последующих годах темпы роста объема нового бизнеса под воздействием мирового финансово-экономического кризиса сократятся. В Беларуси, как и других небольших странах Европы прогнозируется падение объема нового бизнеса в размере 15 –  30 % [19].

Экономический кризис создал предпосылки для развития оперативного лизинга. Большинство предприятий стремятся сократить долгосрочные инвестиционные затраты. Когда перспектива просматривается не далее чем на 3 –  6 месяцев, многие предприятия, которые ранее приобретали технику в собственность или заключали договора финансового лизинга, смещают спрос в сторону оперативного лизинга.

В настоящий момент лизинг рассматривается не только как возможность для предприятий приобретать технику и оборудование при недостатке оборотных средств, но и как механизм развития экспорта. Правительство намерено простимулировать продвижение товаров белорусских производителей за рубеж на условиях лизинга.

Таким образом, в перспективе лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы. За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Кредитование в международной внешнеторговой практике является одним из инструментов стимулирования экспортеров. В то же время оно успешно используется с целью ускорения внешнеторговых сделок и облегчения сбыта, прежде всего, крупных объемов экспортной продукции в условиях острой конкуренции на мировых рынках.

Коммерческая выгода кредитования внешнеторговых сделок для экспортера определяется несколькими моментами: ускорением сбыта, степенью увеличения объема поставок товаров, стоимостью экспортных кредитов и возможностью покрытия расходов по кредитованию за счет полученной выручки. Для импортеров довольно частый и приемлемый вариант внешнеторговой сделки - сочетание покупки за наличные и в кредит.

Нетрадиционными формами экспортного финансирования выступают лизин, факторинг и форфейтинг. Факторинг и форфейтинг представляют собой универсальную систему обслуживания экспорта с предоставлением услуг информационного, бухгалтерского, сбытового, страхового, юридического характера.

Факторинговое обслуживание, как следует из международной практики, используется в отношении малых и средних предприятий, ориентированных на внешний рынок, которые имеют перспективы расширения объемов экспортного производства, но не располагают достаточной финансовой устойчивостью ввиду возникновения проблем по дебиторской задолженности.

Форфейтирование дает экспортеру ряд преимуществ: увеличение ликвидности (так как требование сразу же оплачивается деньгами); освобождение от кредитного риска, рисков изменения процентных ставок и валютных курсов; уменьшение долгосрочных требований в балансе; повышение кредитоспособности; отпадает необходимость контроля за погашением кредита и работы по индексации платежей.

Преимущества использования лизинга также очевидны: 100%-е кредитование (при определенном залоге) без незамедлительного начала платежей; гибкий график платежей; предприятие может начать дело, располагая лишь частью (примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования (имущества).

Т.о., выгоды от использования коммерческих и банковских кредитов в международной торговле очевидны. Необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны  в  значительной мере зависит от состояния кредитной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.  Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы, направленную на развитие в нашей стане новых форм кредитов. Все  это  поможет преодолеть тот кризис, в котором находится наша экономика и сделать  ее более эффективной.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

 

1 Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003. – 527 с.

2 Верба, В.Е. Финансы внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. – Минск: ЗАО «Белбизнеспресс», 1999. – 318 с.

3 Левкович, А.П. Кредитные и расчетные операции во внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / А.П. Левкович. – Минск: БГЭУ, 2006. – 383 с.

4 Factors Chain International – Statistics [Electronic resource]. – Mode of access:   http://www.factors-chain.com/?p=ich&uli=AMGATE_7101-_1_TICH_L470153550. – Date of access: 20.03.2011

5 Factors Chain International – Statistics [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.factors-chain.com/?p=ich&uli=AMGATE_7101-_1_TICH_L293022931. – Date of access: 20.03.2011

6 Factors Chain International  - FCI Members [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.factors-chain.com/membersearch/ . – Date of access: 27.03.2011

7 Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. И.П. Фаминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 880 с.

8 Захорошко, С. Использование форфейтинга при кредитовании экспортных операций / С. Захорошко // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. - №28 – С. 30-33.

9 «Гибкий» импорт бережет валюту // Рэспублiка [Электронный ресурс]. – 2010. - № 39 (4951). – Режим доступа : http://www.respublika.info/4951/finance/article37577/ . - Дата доступа: 11.03.2011.

10 Воронцова, Л. ЕБРР назвал лучший банк по финансированию международной торговли / Л. Воронцова // Деловая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bdg.by/ru/84/20/1672/ . – Дата доступа: 22.03.2011.

11 Гарантии и деньги для внешней торговли // Белорусы и рынок. Eжене-дельная аналитическая газета для деловых людей [Электронный ресурс]. – 2009. - № 27(862). – Режим доступа:  http://www.belmarket.by/ru/34/55/2496/?tpl=93 . – Дата доступа: 22.02.2011.

Информация о работе Основные формы и разновидности кредита в международной торговле