Основные формы и разновидности кредита в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности кредитования во внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать понятие и формы кредита в международной торговле;
– обосновать необходимость кредитования внешней торговли;
– выявить специфику процессов кредитования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введе-ние……………………………………………………………………………...4
1Сущность и формы внешнеторгового кредита…………………………………..6
1.1 Понятие, классификация и роль кредитования международной торгов-ли…..6
1.2 Коммерческий кредит…………………………………………………………...8
1.3 Банковский кредит…………..………………………………………………....10
1.4 Специфические формы международного кредита: факторинг, форфейтинг, ли-зинг……………………………………………………………………………......12
2 Анализ состояния и перспективы развития внешней торговли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.1 Роль международного кредита во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь……………………………………………………………………………..20
2.2 Особенности кредитования белорусского экспорта и импорта……………..21
2.3 Проблемы и перспективы развития специфических форм внешнеторгового кредита………………………………………………………………………………24
Заключе-ние………………………………………………………………………….32
Список использованных источни-ков……………………………………………...33
Приложение А Основные виды кредитов во внешнеэкономической деятельно-сти и их классификация ……………………...…………………35
Приложение Б Оборот факторинга по странам за 2009 г.………………..…… 36
Приложение В Объем и структура факторинговых услуг в мировом хозяй- стве………………………………………………………………...37
Приложение Г Страны-члены Международной факторинговой сети……….....38
Приложение Д Данные по совокупному обороту факторинга для всех членов Международной факторинговой сети (МФС) в сравнении с ми-ровым оборотом...............................................................................39
Приложение Е Основные отличия факторинга от форфейтинга………..………40
Приложение Ж Объем нового бизнеса 2004-2009 гг…………………………….41
Приложение И Объем лизингового портфеля в 2004-2009 гг…………………...42
Приложение К Распределение по видам объекта лизин-га……………………....43

Файлы: 1 файл

курсач МЭО.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

При факторинге с гарантией поставщика (с правом регрес­са ) поставщик несет кредит­ный риск в отношении дебиторских задолженностей, продан­ных фактору. Фактор имеет право в случае неплатежа покупа­теля предъявить поставщику требование оплаты в части неоп­лаченных сумм.

При факторинге без гарантии поставщика (без права рег­ресса ) риск неплатежа со стороны покупателя по уступленным требованиям несет исклю­чительно факторинговая компания. Этот тип факторинга обес­печивает полную защиту от безнадежных долгов, возникших вследствие одобренных сделок.

Факторинговая компания также может оказывать поставщику ряд дополнительных услуг, в частности:

       – проверка платежеспособности должников;

–        направление должникам напоминаний о сроках погаше­ния задолженности;

–     предоставление поставщику информации финансового ха­рактера о состоянии рынка;

–     осуществление рекламы продукции поставщика;

–     управление кредитными операциями поставщика;

–     страхование товаров.

Факторинг как форма финансирования позволяет рацио­нально управлять оборотным капиталом поставщиков и страхо­вать значительную часть рисков, сопровождающих его коммер­ческую деятельность [3, с. 310].

Сферой факторингового обслуживания являются прежде всего отрасли экономики, где в силу специфики продукции и технологии ее производства функционируют средние и мелкие предприятия, а также создаются конкурентные условия про изводства и осуществления продаж. Важнейшими «факторабельными» отраслями являются: легкая промышленность, про­изводство строительных материалов, металлургия, транспорт, электротехническая, пищевая, мебельная и полиграфическая отрасли.

Как правило, основными ограничениями для проведения факторинговых операций являются: узость платежеспособного спроса на про­дукцию (нестандартная или узкоспециализированная продук­ция); невозможность определения точной суммы дебиторской задолженности (при предоставлении скидок в зависимости от объема продаж) и сроков ее погашения (при продажах на усло­виях консигнации); повышенный кредитный риск (при работе поставщика с субподрядчиками) [3, с. 314].

Мировой рынок факторинга в настоящее время является значительным сегментом сектора финансовых услуг мировой экономики. Объем факторинговых услуг в мировом хозяйстве в 2009 г. составил 1 325,1 млрд евро [4] (приложение Б). ). Рынок факторинговых ус­луг — быстрорастущий рынок. С 1995 по 2004 г. объем факто­ринга увеличился в 3,4 раза [3, с. 337], а с 2004 по 2009 – в 1,54 раза [5], хотя темпы прироста в 2009 году состави­ли   всего     лишь 2 % [5], а в предшествующие годы были не ниже 10,0 %  (приложение В).

Ведущая роль принадлежит внутреннему факторингу. На его долю приходится 86,7 % объема услуг [5]. Однако характерной тенденцией последних лет является быстрый рост международного факторинга: не ниже 20 % за каждый год [5].

Важной тенденцией развития мирового рынка факторинго­вых услуг является объединение факторинговых компаний в ассоциации — крупнейшие факторинговые сети. Самой круп­ной сетью является «Factors Chain International» (FCI). Она объединяет 236 факторинговых компаний в 65 странах мира [6] (приложение Г). Штаб-квартира FCI находится в г. Амстердаме. На долю FCI в 2009 г. приходилось 57,2 % [5] мирового оборота факторинга и почти 82 % [5] объема международного факторинга (приложение Д).

Характерной тенденцией последних лет в структуре исполь­зуемых продуктов был быстрый рост факторинговых операций без права регресса и дисконтирования счетов-фак­тур, снижение операций простого инкассирования (приложение Д).

Таким образом, развитие современного мирового рынки факторинговых услуг характеризуется рядом важных тенденций, отражающих высокие темпы роста рынка, качественные изменения в составе услуг, их региональной и страновой струк­туры, формирование национальных и международных факто­ринговых ассоциаций – факторинговых сетей, а также мето­дов осуществления операций факторинга.

Преимущества факторинга сводятся к следующему:

     1) фактор импортера осуществляет профессиональную экспертизу рынка покупателя и его финансового состояния, что позволяет экспортеру отслеживать состояние дел партнера и соответственно избегагь больших финансовых проблем;

     2) работа с импортером ведется на его родном языке, в его собственном временном поясе, в соответствии со сложившейся в этой стране деловой практикой и обычаями ведения бизнеса;

     3) фактор импортера имеет доступ к местным источникам финансовой информации; его собственный опыт основан на истории обслуженного им портфеля дебиторской задолженности;

     4) экспортер может предложить своим контрагентам наиболее выгодные для них условия платежа по открытому счету, так как рассчитывает на то, что кредитный риск будет качественно определен и инкассиронание выручки также будет осуществляться наиболее эффективным образом;

     5) факторы импортера могут оказать помощь в решении спорных вопросов между контрагентами;

    6)существует значительная конкуренция между факторинговыми компаниями, что позволяет экспортерам выигрывать на согласовании ценовых условий предлагаемых услуг.

К недостаткам операций международного факторинга можно отнести следующие:

      1) сети факторинговых компаний охватывают далеко не все страны мира;

      2) факторы импортера часто проявляют слишком консервативным подход при принятии решений об установлении кредитных линий;

     3) участие дополнительных посредников (двух факторов) привод и I к задержкам в расчетах;

     4) не гарантируется одинаковый уровень обслуживания у разлит ных факторов-корреспондентов;

      5) сложность системы расчетов [7, с.715].

В целом международный факторинг является эффективным конкурентным механизмом финансирования торговли и обеспечения расчетов. Международный факторинг предлагает малым и средним предприяти­ям практичную и эффективную стратегию проникновения на мировой рынок. Предоставляя необходимую защиту экспортерам, а также увеличивая возможности расчетов по открытому счету для их партнеров-импортеров, факторинг создает солидную основу развития торговых отношений.

Одной из самых новых кредитных услуг, ока­зываемых банками своим клиентам, является фор­фейтинг (от франц. а forfait - «целиком, общая сум­ма»), что означает отказ от прав. Форфейтинг представляет собой специфическую форму креди­тования экспортеров путем покупки у них коммер­ческих векселей, акцептованных импортером, без права регрессивного требования к продавцу в слу­чае неуплаты по векселю. Форфейтинг применяет­ся как способ кредитования внешнеэкономических операций и является формой трансформации ком­мерческого кредита в банковский.

В практике международной торговли форфейтинг использу­ется как один из альтернативных методов финансирования внешнеторговых операций.

Продавцом (форфетистом) в них обычно выступает экспор­тер, который выполнил свои обязательства по контракту и стре­мится быстрее инкассировать расчетные документы импортера с целью получения наличных денежных средств. Покупателем (форфейтером) традиционно является банк или специализированнная форфейтинговая компания. Банк-покупатель берет на себя риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса этих документов к экспортерам. При этом форфейтер покупает долговые требования с дисконтом, составляющим сумму процентов за весь срок, оставшийся до их погашения.

Историческим предшественником форфейтинга является факторинг, который возник в связи с деятельностью торговых агентов. В период становления и бурного развития рыночных отношений роль посредников в торговле, особенно во внешней, существенно возросла. Функции посредников-факторов не ог­раничивались исключительно реализацией товаров, произво­димых принципалом, но и включали, как правило, предоставление ему денежных авансов и кредитование производства. В последующем факторы отказались от коммерческих функций и стали специализироваться на операциях прямой покупки у поставщика его платежных требований, выставленных на по­купателей (счетов-фактур). Таким образом торговая деятель­ность транс-формировалась в финансовую по предоставлению и гарантированию кредита и стала составной частью деятель­ности коммерческих банков [3, c.277].

Операции форфейтинга в определенной мере аналогичны операциям факторинга, но имеют и су­щественные отличия (приложение Е).

Во-первых, данные операции различаются по срокам. Если факторинг носит краткосрочный ха­рактер (обычно 60 – 180 дней), то форфейтинг является формой среднесрочного и долгосрочного кре­дитования. Во-вторых, в отличие от факторинга, форфейтинг применяется только по внешнеторговым операциям. В третьих, при факторинге финан­сирование осуществляется обычно примерно на 80 % суммы приобретаемых долговых требований, а при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму долга. В четвертых, при факторинге банк обычно сохраняет право регресса, а при форфейтинге - однозначно нет. В пятых, в отличие от факторинга, форфейтинг носит разовый характер и поэтому не предусматривает оказания дополни­тельных услуг экспортеру [8, c. 30].

В форфейтинговых сделках долговое обязательство импорте­ра может принимать форму простых или переводных векселей, срочных аккредитивов или аккредитивов с отсрочкой платежа.

Подавляющее большинство форфейтинговых платежных обязательств принимает форму простого или переводного век­селя. Простые векселя выписываются должником-импортером в пользу бенефициара-экспортера. Переводные векселя выстав­ляются экспортером на импортера и акцептуются последним.

Другой формой долгового обязательства при форфетировании могут быть аккредитивы (срочные или с отсрочкой пла­тежа), предусматривающие переуступку права требования. Право требования по аккредитиву переуступается в пользу форфейтера, после того как негоциирующий банк подтвердил полу­чение транспортных документов в полном соответствии с усло­виями аккредитива. Ограничением для использования аккре­дитива является то, что платежное обязательство объединено в одном документе, выписанном в пользу бенефициара и зачастую не подлежащем переуступке третьим лицам без соответствующим образом оформленного согласия должника. Далее, использование аккредитива требует от всех участников операции знания юридической и деловой практики в стране должника.

Долговое обязательство, оформленное векселем, в операци­ях форфетирования практически всегда подкрепляется допол­нительным обеспечением банка-гаранта. Гарантом, как прави­ло, выступает банк в стране импортера. Дополнительное обес­печение, во-первых, позволяет форфейтеру ограничить риски и, во-вторых, при необходимости перепродать долговые обяза­тельства на вторичном рынке форфетирования. Наиболее рас­пространенными формами обеспечения являются аваль и га­рантия банка.

Аваль как форма вексельного поручительства – это безус­ловное обязательство авалиста (гаранта) произвести платеж в оговоренный срок, как если бы он сам был должником. Просто­та совершения аваля и его абстрактность (безусловность) позво­лили ему стать наиболее предпочтительной формой обеспече­ния операций форфетирования.

В качестве дополнительного обеспечения обязательства дол­жника может использоваться также гарантия банка, которая должна быть безусловной. Спецификой гарантии, обеспечиваю­щей форфейтинговую операцию, является четкое согласование сумм и сроков платежа с ходом основной сделки. В гарантии указывается не общая гарантируемая сумма задолженности, а конкретные суммы платежа, поскольку на их основе рассчиты­вается абсолютная величина дисконта. Такая гарантия должна быть безусловно переуступаемой. Это существенное отличие данной гарантии, поскольку обычно банки неохотно идут на включение условия о переуступке пра­ва требования по гарантии [3, c. 282].

Как показала практика, форфейтинг как метод трансформации коммерческого кредита в банков­ский предоставляет кредитору (экспортера, пос­тавщика) ряд преимуществ:

     1) Ослабляются экономические, валютные, по­литические риски при экспорте в развивающиеся страны.

    2) Снижаются риски, связанные с изменением финансового положения должника.

   3) Коммерческие банки применяют, как прави­ло, фиксированную процентную ставку.

    4) Ускоряется и гарантируется поступление средств за экспортируемый товар.

    5) Улучшаются структура баланса и ликвид­ность предприятия за счет частичного освобожде­ния от дебиторской задолженности.

Дорогостоящее экспортное страхование становится излишним.

Недостатки форфетирования для экспортера сводятся к более высоким затратам по осуществле­нию сделки, однако финансовые издержки, как правило, ниже в сравнении с расходами на страхо­вание экспорта [8, c. 33].

Таким образом, форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.

Развитие лизингового кредита в международных отношениях во многом обусловлено потребностями научно-технического прогресса и экономического роста. Для повышения эффективности национальной экономики и поддержания ее конкурентоспособности многие государства стремятся импортировать из развитых стран передовые технологии, изготовленные на их основе машины и оборудование.

Лизинг – это специфическая форма финансирования инвестиций в основные фонды (главным образом, машины и оборудование) посредством их приобретения специализированной лизинговой компанией (банком) и предоставления пользователю для производительного использования на условиях аренды при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора [3, c. 341].

Информация о работе Основные формы и разновидности кредита в международной торговле