Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.
Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48
- проблема согласования бюджетных вопросов;
Итак, Евросоюз сейчас переживает нелегкие времена. Этот неблагоприятный фон еще более усугубляется проблемой «дефицита лидерства» в Евросоюзе. Речь идет о лидерах, способных просчитать, какие решения будут хороши не только для их страны, но и для общего европейского дела. В последнее же время главы отдельных государств начали думать о Европе как об «игре с нулевой суммой»: если кто-то выигрывает, значит, обязательно кто-то проигрывает. На самом деле национальные и европейские интересы вовсе не обязательно противоречат друг другу, и найти соответствующее решение – как раз и является задачей лидеров. [18].
Анализируя современную ситуацию в европейских странах, нельзя не признать, что серьезные проблемы управления, с которыми столкнулся Евросоюз, кроятся отчасти и в экономической сфере. Как известно, ухудшение экономической ситуации способствует дезинтеграции, и об этом говорит вся история развития интеграционных процессов. К тому же перед Европейским союзом действительно стоят очень сложные задачи.
Их решение зависит как от экономической и политической конъюнктуры в европейских странах и в Евросоюзе в целом, так и от умения лидеров этих государств находить оптимальные выходы из возникающих конфликтов, согласовывать интересы отдельных стран и Евросоюза в целом.
Европейская интеграция будет снова развиваться активно, если экономическая ситуация в странах Евросоюза улучшится и экономический рост ускорится. Именно такая зависимость была характерна и раньше для всех государств, особенно для Великобритании – евро-скептицизм падает, когда экономика растет. Еще важнее то, как будут развиваться события во внешнем мире, произойдет ли что-то, сплачивающее Европу.
Сотрудничество Европейского союза и Беларуси. Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена совокупностью многих факторов – исторических, экономических, политических и культурных.
Беларусь стремиться к построению паритетных, т.е. взаимовыгодных отношений с европейскими государствами. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. В общем объеме внешней торговли Беларуси за 2008 год удельный вес европейских государств составил 33,3%, в экспорте – 45,2%. Товарооборот между Беларусью и государствами европейского региона в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос на 37,9% и составил 24,12 млрд. долларов. Экспорт увеличился на 37,5 процента и достиг 14,87 млрд. долларов, импорт возрос на 38,5 процента и составил 9,25 млрд. долларов. Сальдо торгового баланса сложилось для Беларуси положительное и составило 5,62 млрд. долларов (рост на 35,9 процента по сравнению с 2007 годом). Объем привлеченных инвестиций из стран европейского региона в 2008 году составил 4,039 млрд. долларов (в 2007 году – 3,309 млрд. долларов). [19].
В настоящее время действуют 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству со странами региона. В 2008 году прошли очередные заседания таких комиссий с Австрией, Болгарией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Швейцарией, Германией. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые связи в торгово-экономической сфере, относятся Нидерланды, Германия, Польша, Латвия, Великобритания, Италия, Литва, Франция. Основными странами-инвесторами являются Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия.
Важным событием последнего года стало парафирование сторонами Соглашения между Республикой Беларусь и Комиссией Европейских сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских сообществ в Республике Беларусь. Министерство иностранных дел рассчитывает, что все необходимые для его подписания внутригосударственные процедуры будут завершены в ближайшее время. Открытие в Минске Представительства Еврокомиссии должно создать основу для дальнейшей активизации и расширения отношений между Европейским союзом и Беларусью по таким взаимовыгодным направлениям, как энергетика и энергоэффективность, транспорт и транзит, природоохранная деятельность, взаимодействие таможенных и пограничных служб, научно-техническое сотрудничество и другим. [20].
Оценить сегодня развитие Европы, Евросоюза и отдельных его экономик только с чисто экономической позиции невозможно. В этих странах акцент сделан на следовании принципам равенства, справедливости, социальной солидарности, признании важной роли гражданского консенсуса по ключевым проблемам, стоящим перед обществом в целом. Современная Европа представляет собой хозяйственную, социальную и политическую целостность, отличную от всех ранее известных. Решения, принимаемые в этой хозяйственной системе, не определяются только экономическими принципами, европейские общества гораздо больше ценят справедливость и собственные исторические и культурные традиции. Политический же курс Европы, в отличие от США, отрицает экспансию и действия с позиции силы. Оценивать социально-экономические успехи Европы и ее упущения можно, лишь осознавая в полной мере эту специфику.
Итак, возможно сделать следующие выводы.
Можно сделать вывод о том, что в современных условиях Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой в мировом масштабе. Становление единого хозяйственного пространства в Западной Европе развивалось быстрыми темпами. Отношения, первоначально установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из двадцати семи стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой в различных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, способствовала усилению конкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-технического прогресса.
Объединяясь в Европейский Союз, страны-участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского объединения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, является одним из действенных стимулов к объединению.
В
настоящее время Европейский
союз проходит нелегкий этап в своем
развитии. Это связано как с
общей экономической
В соответствии с основными проблемами дальнейшего развития ЕС главный вопрос, на который будет необходимо найти ответ в ходе приспособления интеграционного процесса к современной реальности – это реформа институтов ЕС и приспособление механизма принятия решений, к значительно большему количеству заинтересованных участников, не нарушая при этом базовый принцип наднационального сотрудничества суверенных государств.
Существует возможность того, что уже в среднесрочной перспективе единой Европе предстоит трансформация в сторону более гибкого торгово-экономического объединения с элементами политического сотрудничества между отдельными странами и группировками. Соответственно и выход из кризисного положения будет найден на традиционном для Европы пути предоставления гарантий суверенных прав государствам и внедрения революционно новых механизмов сотрудничества между ними.
Приложение
А
Таблица
1. Темпы роста ВВП в
странах Евросоюза за 2005-2009
гг., %
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
ЕС (27 стран) | 2,0 | 3,2 | 2,9 | 0,7 | -4,2 |
ЕС (25 стран) | 2,0 | 3,1 | 2,8 | 0,7 | -4,1 |
ЕС (15 стран) | 1,8 | 3,0 | 2,6 | 0,5 | -4,2 |
Еврозона | 1,7 | 3,0 | 2,8 | 0,6 | -4,1 |
Франция | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 0,4 | -2,2 |
Нидерланды | 2,0 | 3,4 | 3,6 | 2,0 | -4,0 |
Бельгия | 1,8 | 2,8 | 2,9 | 1,0 | -3,0 |
Люксембург | 5,4 | 5,6 | 6,5 | 0,0 | -3,4 |
Италия | 0,7 | 2,0 | 1,5 | -1,3 | -5,0 |
Германия | 0,8 | 3,2 | 2,5 | 1,3 | -5,0 |
Дания | 2,4 | 3,4 | 1,7 | -0,9 | -4,9 |
Ирландия | 6,2 | 5,4 | 6,0 | -3,0 | -7,5 |
Великобритания | 2,2 | 2,9 | 2,6 | 0,5 | -4,9 |
Греция | 2,2 | 4,5 | 4,5 | 2,0 | 2,2 |
Испания | 3,6 | 4,0 | 3,6 | 0,9 | -3,6 |
Португалия | 0,9 | 1,4 | 1,9 | 0,0 | -2,7 |
Финляндия | 2,9 | 4,4 | 4,9 | 1,2 | -7,8 |
Швеция | 3,2 | 4,3 | 3,3 | -0,4 | -5,2 |
Австрия | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 2,0 | -3,6 |
Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы