Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.

Оглавление

Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

КурсоваяЕС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Третьим принципом единой сельскохозяйственной политики является принцип финансовой солидарности. В соответствии с этим принципом все государства ЕЭС  несут бремя единой аграрной политики. В 1962 году был создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования единой сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капиталов до уровня промышленности. В соответствии с целевым назначением средства ФЕОГА распределяются по двум основным разделам: гарантирования и ориентации. 90% средств ФЕОГА – фонд гарантирования – используются для поддержания единых сельскохозяйственных цен, введенных с 1962 года, а также для субсидирования экспорта аграрной продукции Сообщества, занимающего второе место после США. Фонд ориентации служит для финансирования мероприятий с целью укрупнения хозяйств, стимулирования сельскохозяйственного производства, изменения аграрной структуры, т.е. развития аграрно-промышленного комплекса.

     Единая  сельскохозяйственная политика не раз являлась источником крупных разногласий между партнерами по ЕС, причиной кризисного состояния финансов. Но в то же время это одна из наиболее интегрированных отраслей Европейского союза.

     Также на данном этапе было  подписано в 1963 г. Яундское соглашение, по которому ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов. [9, с. 415-416].

     Второй этап – формирование таможенного союза (1968 – 1986 гг.). Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984–1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы – «Эврика».

     В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и Европейской Ассоциацией свободной торговли. Поскольку Римский договор, приведший к созданию новых сообществ, предусматривал формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, не согласившись со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с шестью странами, подписавшими Римский договор. 4 мая 1960 года была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). [10, с. 15-16].

     В 1975,1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличилось с 20 до 66.

     В январе 1973г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения к нему трех государств – Великобритании, Дании и Ирландии.

     К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах, а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

     Она базируется на трех основных элементах:

  • европейской расчетной валютной единице – ЭКЮ (ECU – European Currency Unit);
  • системе “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизме, тесно привязывающем валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизме совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%);
  • создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция, механизм которой впоследствии корректировался, была существенным шагом в продвижении региональной интеграции и ступенькой к нынешнему экономическому и валютному союзу. Она активно внедряется в производственную и научно-техническую сферу.

     Продолжается развитие механизмов интеграции. В 1981г. происходит новое расширение ЕС – в него вступила Греция. А в 1986 году состоялась третье расширение ЕС, в интеграционную группировку вступили Испания и Португалия

     Третий этап – создание общего рынка (1987–1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

  • устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;
  • устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;
  • введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;
  • открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

     В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. [11].

     Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС до 69. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства между ЕС и тремя странами ЕАСТ. Договором о Европейском экономическом пространстве предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы, а также сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

     Четвертый этап – создание экономического союза (с 1993 г. по настоящее время).

     В декабре 1991г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский Договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992г. там же состоялась официальная церемония его подписания всеми государствами-членами. Договор вступил в силу 1 ноября 1993 года, дав Сообществу новое название – Европейский Союз.

     В соответствии с Договором учреждается единое европейское гражданство, общая внешняя политика и политика в области внутренних дел и правосудия, а также формируется экономический и валютный союз.

     Согласно Маастрихтскому договору все граждане стран-членов приобретают гражданство Европейского союза и каждый гражданин имеет право свободно передвигаться и пребывать на всей территории ЕС; избирать и быть избранным в местные органы власти и в Европейский парламент в том государстве-члене, в котором он проживает; пользоваться защитой дипломатических представительств или консульств любого государства – члена ЕС; обращаться с петицией в Европарламент.

     Для формирования европейского валютного союза предполагалась реализация следующих этапов:

     1-й этап – 1990–1993 гг. – валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения;

     2-й этап – 1994–1998 гг. – создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики;

     3-й этап – с 1999 г. – взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

     Вместе с тем Маастрихтский договор оставил нерешенными целый ряд появившихся проблем дальнейшего развития интеграционного процесса. В результате обсуждения был выработан и подписан 2 октября 1997 г. Амстердамский договор, основные положения которого сводятся к следующему:

  • установлены неоспоримые обязанности всех государств-членов строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека, предотвращать любую дискриминацию. Пострадавшие граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда Европейского союза;
  • усилена роль Европейского парламента как участника законодательного процесса;
  • провозглашено превращение ЕС в пространство свободы, безопасности, справедливости. В этой связи механизм Шенгенского «Соглашения о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах сообщества» был включен в юридический и институциональный механизм. Однако вопросы внутренней безопасности остались в исключительном ведении национальных государств, а Великобритания, Ирландия и Дания получили право не участвовать в новой системе и сохранить полный суверенитет. А к Шенгенской системе присоединились Норвегия и Исландия, не являющиеся членами ЕС и не связанные общим правом ЕС;
  • уточнены принципы субсидиарности и транспарентности, т.е. каждый гражданин получил право получать любую информацию от институтов Европейского союза;
  • усилены положения, касающиеся охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя, сотрудничества правоохранительных органов, борьбы с мошенничеством в международном масштабе и т.д.;
  • отражены более четко ориентиры в осуществлении сотрудничества в области правосудия и полицейского сотрудничества по уголовным делам;
  • введен пост Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. [12, с. 285-286].

     В целом следует отметить, что Амстердамский договор практически создал предпосылки для расширения ЕС и сформулировал основные правила, по которым должна будет изменяться его институциональная структура при быстром увеличении состава стран-участниц.

     В 1995 г. в Европейский союз вошли Финляндия, Австрия и Швеция,  ЕС объединил 15 государств. В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта). В 2007 году состоялось последнее на данный момент расширение ЕС: в него вступили Болгария и Румыния. Таким образом, Европейский союз в настоящее время включает 27 государств.

     Важным направлением развития интеграции в ЕС на этапе экономического союза стала социальная политика. Европейская социальная модель — это то, чем с полным основанием гордится вся Европа. Безусловно, социальная модель Швеции не может быть идентичной социальной модели Италии, а социальная модель Ирландии весьма значительно отличается от модели Испании. Вместе с тем существует общая социальная модель ЕС, которая, имея в каждой стране свои особенности, резко отличается от социальной модели, например, США. Наиболее очевидны эти различия в способах осуществления социальной помощи (и в степени ее «щедрости»), в длительности рабочей недели и отпуска, в подходах к определению уровня пособия по безработице и длительности его выплат. Однако еще более важным является то, что равенство в европейских странах считает гораздо большей ценностью, чем в США. Общепризнанно, что с середины 1970-х гг. неравенство усугубилось во всех индустриально развитых странах, но европейцы гораздо жестче относятся к этому феномену, чем американцы. Если в последнее время лишь 38% американских граждан полагают, что правительство должно принимать меры к сокращению имущественного разрыва между богатыми и бедными, то Европе такого мнения придерживаются от 66 до 80% опрошенных.  Сегодня в большинстве европейских стран неравенство считается проблемой, которая достойна общественного внимания, которая в конечном счете может и должна быть разрешена, тогда как в США оно все чаще воспринимается как необратимая тенденция противостоять которой бессмысленно. [10, с. 18-19].

     Одним из недавних событий, свидетельствующим о развитии европейской экономической интеграции, стало принятие 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора. Данный документ серьезно меняет облик Евросоюза, который становиться все более похож на конфедерацию западноевропейских государств. Прежде всего, Лиссабонский договор существенно расширяет полномочия Европейского парламента. До принятия данного договора все расходы ЕС распределяла Еврокомиссия. В настоящее время более 750 депутатов Европейского парламента получают право обсуждать и утверждать бюджет Союза совместно с Еврокомиссией. [13].

Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы