Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.

Оглавление

Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

КурсоваяЕС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Греция составляет всего 2% экономики ЕС, но ее затруднения ложатся тяжелым бременем на единую европейскую валюту. С начала 2010 года евро опустился по отношению к доллару уже на 7%.  
Согласно национальному плану Греции в 2010 году дефицит бюджета должен быть сокращен до 6-8%. Для этого правительство уже утвердило ряд крайне непопулярных у населения мер – в частности, повышение НДС на 2%, до 21%, замораживание роста пенсий и отказ от традиционного премирования бюджетников. [17].

     25 марта 2010 года все 16 стран Еврозоны поддержали план экстренной финансовой помощи экономике Греции, выдвинутый Францией и Германией. Кризисный фонд помощи Афинам составит около 22 млрд. евро. Значительную часть этой суммы предоставят страны зоны евро, но соглашение предполагает также «существенное участие» Международного валютного фонда (МВФ). Однако механизм кредитования кризисной греческой экономики будет запущен только «в самом крайнем случае» – если Афины больше не смогут получать кредитов на международных рынках.  
Примечательно, что до сих пор государства, на территории которых используется единая европейская валюта, избегали возможности привлечения МВФ к решению этой проблемы, предпочитая поиски решения внутри сообщества – с той целью, чтобы поддержать уверенность мира в стабильности евро.

     Таким образом, экономика Европейского союза пока еще испытывает на себе последствия финансового экономического кризиса, в частности об этом говорит тяжелое экономическое положение в Греции, высокий уровень безработицы во многих странах Европейского союза. Но при этом показатели экономической ситуации в ЕС оказались в целом более позитивными, чем результаты аналитических прогнозов.

     Роль Европейского союза в мировом сообществе. Население ЕС насчитывает около 500 миллионов человек. ЕС является крупнейшим мировым торговым объединением стран, производящим четверть всемирного богатства. ЕС предоставляет наибольший объем помощи бедным странам, чем любой другой донор. Его валюта – евро – является второй после доллара США на международных финансовых рынках.

     Изначально, ЕС не ставил перед собой цели стать сверхдержавой. Он появился на свет в результате второй мировой войны, и его первой задачей стало объединение наций и народов Европы. Однако по мере того, как Союз разрастался и принимал на себя все новые обязанности, назревала необходимость определить его отношения с остальным миром. И подобно тому, как Союз ранее прилагал усилия по устранению торговых барьеров, развитию отсталых регионов и укреплению мирного сотрудничества в пределах своих границ, так теперь он взаимодействует с другими странами и международными организациями в целях обеспечения для них всех преимуществ открытых рынков, экономического роста и стабильности во все более взаимозависимом мире. Одновременно ЕС защищает свои законные экономические и коммерческие интересы на международной арене.

     Одна из основных задач в настоящее время заключается в том, чтобы распространить мир и безопасность за пределы границ Европейского союза. Для того чтобы обеспечить решение данной проблемы, ЕС занимается разработкой общей внешней политики и стратегии безопасности, которые позволили бы ему действовать в качестве фактора стабильности, сотрудничества и взаимопонимания в широком мировом контексте.

     Наконец, Европейский Союз демонстрирует пример того, как страны способны объединять экономические и политические ресурсы в общих интересах. Он служит моделью интеграции для стран других мировых регионов.

     Таким образом, Европейский союз играет значительную роль в мировом сообществе, и не только с экономической точки зрения, но и с политической, социальной и др.

     Некоторые проблемы и перспективы развития ЕС. Конституция Европейского союза – один из самых громких проектов за всю историю существования этой организации. С самого начала отношение к этому документу и среди политиков, и среди ученых было далеко не однозначным. Одни полагали, что с принятием Конституции Евросоюз чуть ли не автоматически превращается в федеративное государство. Другие, усматривали в ней черты обычного международного договора, учреждающего международную региональную организацию. Третьи находили в Конституции сочетание как характеристик, присущих конституции отдельного государства, так и элементов международного права, оформляющих отношения государств, учреждающих для данного надгосударственного союза Конституцию.

     Подготовка Европейской конституции заняла несколько лет. Одна из причин подготовки Конституции была связана с расширением ЕС. Грядущее вступление новых стран делало Евросоюз более громоздким и разнородным. К тому же глобализация, усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран требовали принятия определенных мер. На определенном этапе, учитывая все изменения в мировой экономике и в самом Евросоюзе, европейской интеграции потребовалось новое единство, основанное на более действенных институтах, процедурах и механизмах». Поэтому Конституция как правовая определенность, как конкретная программа действий на среднесрочную перспективу стала для ЕС жизненной необходимостью.

     В целом Конституция означает иное качество ЕС, принципиально новый этап его развития. Она закрепляет все правовые достижения ЕС, вобрав в себя многие предшествующие документы, на основе которых он функционировал. В сложных обстоятельствах ЕС выработал прагматичный документ. В нем закреплены правовые решения, на которые государства-члены готовы пойти ради усиления координации, единства действий, объединения финансов без значительного ограничения национального суверенитета. По Конституции ЕС получает дополнительные возможности, наднациональных моментов в его функционировании становится больше. С другой стороны, государства-члены оставляют за собой контрольные полномочия. [10,].

     Тем не менее, ратификация Конституции ЕС так и не была осуществлена из-за провала референдумов в Нидерландах и Франции. Последующие опросы голосовавшего населения данных стран показали, что основными причинами непринятия Конституции стали несогласие с ее текстом и неуверенность в улучшении общей ситуации после ее утверждения. А в 2009 году было принято Лиссабонское соглашение, о котором было сказано выше. Данный документ пришел на смену нератифицированной Конституции ЕС.

     Большое место в современных дискуссиях о Конституции и будущем Евросоюза занимает проблема его дальнейшего расширения. Пределы расширения – относительно новая тема для тех, кто управляет Евросоюзом. Поскольку 5–7 лет назад она была неактуальна, так как многие страны к востоку и югу тогда еще не достигли должного уровня экономического развития. Сейчас эта тема активно обсуждается. При этом очень многие из стран-старожилов, например Австрия и Италия, относятся без энтузиазма к дальнейшему расширению Европы. Возможно, сегодня созданы все условия для создания альтернативной модели Европы – «Европы двух скоростей» или трех и даже более скоростей. Суть этой концепции состоит в том, что изначальные и наиболее благополучные страны Евросоюза будут сливаться в единое государство, не дожидаясь своих менее развитых восточноевропейских соседей. При таком варианте развития событий эффективность принятия решений повышается, однако сложность заключается в том, что в Европе довольно тяжело определить группы стран с совершенно одинаковым кругом проблем.

      Возможность и необходимость решения проблемы расширения ЕС зафиксирована еще в Римском договоре. Рассмотрим подробнее указанные положения. В соответствии с разработанными документами ЕС право вступления в экономический и валютный союз имеют страны, достигшие определенных показателей. Эти показатели, или критерии, таковы:

  • планируемый или фактический дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах;
  • государственный долг не должен превышать 60% ВВП в рыночных ценах;
  • годовая инфляция не должна быть выше 1,5% по отношению к усредненному уровню инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
  • среднее номинальное значение долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
  • в течение двух лет, предшествующих членству в экономическом и валютном союзе, национальная валюта не должна девальвироваться, ее обменный курс не должен выходить за пределы установленных колебаний, которые составляют ±2,25%.

     В будущем расширение станет гораздо более сложным процессом. Если взглянуть на расширение 2004 г., то понятно, что некоторые из стран объективно не были готовы к вступлению в ЕС, но их нельзя было оставить за бортом по политическим причинам. Самый яркий пример – Польша. Январское расширение 2007 г. с включением в Евросоюз Болгарии и Румынии – более серьезная проблема. Евросоюз уже предъявил к их членству гораздо более жесткие требования.

     Еще больше переходных ограничений, скорее всего, будет для Турции. Переговоры о вступлении данной страны в ЕС начались давно, однако многие европейские страны не считают Турцию полностью европейским государством – по религиозным и культурным причинам. К тому же в дальнейшем вопрос о принятии новых государств, вероятно, будет решаться на референдумах в каждой стране Евросоюза. Для стран-кандидатов это означает, что им придется действительно измениться, чтобы убедить не только правительства, но и общественность ЕС в своей готовности к вступлению  в интеграционную группировку. И тут опять Турции будет довольно трудно – прежде чем получить право членства в ЕС, ей нужно стать настоящей европейской страной. Интересен тот факт, что 29 октября 2004 года в Риме акт по новой Конституции кроме 25 стран ЕС подписали Румыния, Турция и Болгария (что не совсем последовательно с чисто юридической точки зрения). Это было тоже одной из причин возникновения проблем с ратификацией Европейской конституции. Кроме того, расширение ЕС вызвало проблемы согласования бюджетных расходов.

     В целом последнее расширение имеет так же много сторонников, как и противников. И аргументы тех и других весьма весомы. Так, с одной стороны, ЕС оказался очень неоднородным. Если ранее максимальные различия по ВВП на душу населения между отдельными странами составляли 1:3,3, то после расширения соотношение увеличилось до 1:7,7. Соответственно, в решении задачи по сглаживанию уровней экономического развития между отдельными странами и регионами Евросоюз оказался отброшенным на много лет назад. Перед странами-новичками встанут и задачи по углублению интеграционного сотрудничества, уже давно решенные в рамках Западной Европы.

     Таким образом, формируется «Европа двух скоростей», которая после вступления в Евросоюз Болгарии и Румынии, скорее всего, превратится уже в «Европу трех скоростей». Спектр поводов для конфликтов также расширился. Они уже не ограничиваются противоречиями между «крупными» и «малыми» странами, между «богатыми» и «бедными», между донорами и бенефициарами европейского бюджета. Конфликты весьма вероятны – и есть уже сейчас – между странами, ранее бывшими основными получателями средств, и новыми претендентами на эти деньги. Спорных ситуаций не избежать и по поводу новых претендентов на вступление в ЕС. Не исключено, что в случае миграции из Восточной Европы многие западноевропейцы примкнут к правонационалистическим движениям, что также повлечет негативные последствия.

     С другой стороны, принимая во внимание более высокие темпы роста стран-новичков, в ближайшие годы при благоприятном сценарии доля ЕС в мировом ВВП должна увеличиться. Появление большого количества вполне конкурентоспособных производителей с Востока также может послужить стимулом для западноевропейских государств решительнее осуществлять реформирование экономики. [18].

     Пятое расширение ЕС, вопреки ожиданиям, прошло относительно гладко и не вызвало каких-то серьезных шоков в европейских странах. Со времени его завершения прошло всего три года, но, учитывая, что страны-кандидаты готовились к нему задолго, выполняя многочисленные директивы ЕС, можно подвести какие-то итоги. Многочисленные факты, в том числе и статистика, говорят, что 10 странам, вступившим в ЕС в 2004 году, удалось, развиваясь довольно высокими темпами, по некоторым показателям сблизиться с первыми пятнадцатью. Вместе с тем еще раз подчеркнем: ситуация по разным странам была далеко не одинаковой. Наибольших успехов по большинству параметров достигли страны Балтии и Словения. Не случайно Словения – единственная из 12 стран-новичков, вошедшая в зону евро. Наиболее проблемной по-прежнему остается Польша. Однако не принять эту страну – самую крупную и по территории, и по населению и к тому же имеющую выгодное геополитическое положение – было бы политической ошибкой для ЕС.

     Анализируя ускоренный экономический рост государств Центральной и Восточной Европы, сложно утверждать с полной определенностью, что этот феномен объясняется их вступлением в Евросоюз. Что было причиной: членство в интеграционной группировке или внутренние реформы, завершающие построение рыночной экономики, – покажет ближайшее будущее.

     Таким образом, можно выделить следующие положительные итоги расширения ЕС:

  • расширение ЕС свидетельствует о высоком мировом статусе и высоком уровне развития интеграционных процессов в группировке;
  • укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе ЕС;
  • наращивание ЕС своего ресурсного потенциала и его превращение в один из крупнейших в мире рынков;
  • создание новых рабочих мест в Евросоюзе;
  • укрепление экологической безопасности на континенте.

     Тем не менее, имеются следующие основные отрицательные моменты вступления в ЕС новых стран:

     - имеет место существенное ослабление качества и эффективности управления на уровне ЕС. В результате беспрецедентного по масштабам расширения, общие институты ЕС (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент) перешли пределы собственной эффективности в качестве инструментов согласования интересов стран-членов ЕС;

Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы