Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.

Оглавление

Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

КурсоваяЕС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Основные отрицательные последствия, которые могут быть вызваны присоединением к торгово-экономическому союзу,  состоят в следующем.

  1. При определенном стечении обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна в этом случае может превратиться в «отсталый регион».
  2. В том случае, если интеграция способствует установлению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц, результатом может быть более широкое распространение сговора между подобными олигополистическими фирмами, влекущего за собой повышение цен на соответствующую продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополий.
  3. В ряде случаев может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства, связанный с формированием слишком больших компаний (отрицательный эффект масштаба).

     Необходимо отметить, что в комплексном виде оценить все эти аргументы чрезвычайно трудно, тем более, что многие последствия, как положительные, так и негативные, носят весьма долгосрочный характер и зависят от общего положения на мировой арене.

     Наконец, следует добавить, что определенная часть аргументов, как «за», так и «против», а следовательно, и соответствующих последствий, носит сугубо политический характер и потому находится за пределами экономического анализа. [1, с. 176-177]. 

     1.2 Этапы экономической интеграции

 
 

     Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд этапов международной экономической интеграции, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли и экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик, глубина интеграционных связей.

     В современной теории и практике международной экономической интеграции выделяют шесть ступеней, или последовательных этапов развития интеграционных процессов: преференциальное торговое соглашение; зона свободной торговли; таможенный союз; единый, или общий рынок; экономический союз; политический союз.

     Строго говоря, в настоящее время Европейский союз является единственной международной интеграционной группой стран, которая прошла реально первые пять из указанных этапов. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый, второй, отчасти третий и четвертый уровни. Рассмотрим особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО и обозначим их основные механизмы и особенности.

     Преференциальное торговое соглашение. На первом уровне, когда интегрирующиеся страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между двумя государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный таможенный режим, чем третьим странам. При этом сохраняются национальные тарифы в отношении третьих стран и не создаются межгосударственные органы. [5, с. 258-259].

     Зона свободной торговли. Она представляет собой преференциальную зону, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение нескольких лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

     По отношению к сельскохозяйственной продукции либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, а также в НАФТА, МЕРКОСУР. Соглашения о создании подобных зон зачастую основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не имеют права в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры.

     Те случаи, когда стороны имеют возможность увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зонах свободной торговли. Достоинством подобных соглашений является более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зон свободной торговли позволяет странам совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

     Вместе с тем необходимо отметить, что взаимодействие государств – участников подобных зон, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения в большинстве случаев принимаются высшими должностными лицами стран-участниц – по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим проблемам. Данные решения носят обязательный характер, обеспечивая единство шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение. Что касается сфер сотрудничества в рамках рассматриваемых зон, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

     При создании зон свободной торговли возникает ряд негативных моментов, противоборствующих процессу сближения, но не имеющих разрушительного характера.

     Создание зон свободной торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятное воздействуют на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных товаропроизводителей, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных с внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».

     Таможенный союз. Следующим этапом международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Он представляет собой соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных ограничений внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли перерастают в таможенный союз.

     Основное различие зоны свободной торговли и таможенного союза состоит в том, что ЗСТ предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге зона свободной торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В таможенном союзе существуют беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в данный союз. Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны – члены таможенного союза координируют внешнеторговую политику в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС является более продвинутой, более совершенной, чем ЗСТ, интеграционной структурой.

     В рамках таможенного союза происходят значительные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это, в свою очередь, дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов, внутри ТС производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ». [2, с. 290-291].

     При создании таможенного союза возможны два варианта развития событий – когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар выше или ниже средневзвешенного тарифа, который существовал до возникновения данной интеграционной структуры. Если внешний тариф выше, то странам – участницам ТС приходится отказываться от внешнего источника поставки товаров, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, которые на самом деле стоят дороже.

     Подобные меры используются по различным причинам. Например, исходя из применяемой стратегии, страны решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий проводить совместные исследования, воздействует на переориентировку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено находить невскрытые резервы и т.д.

     В случае если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран – участниц таможенного союза, то в зависимости от результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть приняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если речь идет о необходимости стимулировать собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

     Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа оказывает непосредственное влияние на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает, что в целом это регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Как правило, происходит снижение цен или замедление их роста, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза.

     Большое значение для таможенного союза имеет наличие в его составе нескольких крупных государств. В этом случае проблемы ресурсов технически решаются проще, нежели в рамках таможенного союза, в который входят страны, бедные ресурсами. Кроме того, изменение ставки таможенного тарифа позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.

     Создание таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже сказано выше, деятельность в рамках зоны свободной торговли не требует непосредственного создания постоянно действующих органов управления, в то время как в таможенном союзе уже возникает необходимость в регулирующих институтах по следующим причинам:

  • переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер обуславливает необходимость пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в интегрирующихся странах;
  • требуется координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности;
  • возникает необходимость в масштабных переговорах по согласованию не только таможенной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. [6, с. 71-72].

     Встает вопрос о создании наднациональных органов, в обязанности которых будет входить разработка, координация, а также контроль деятельности определенных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы не могут обойтись без этого. Необходимо отметить также и следующее. Функционирование таможенного союза не означает унификацию таможенной политики для всех отраслей экономики и всей номенклатуры производимых товаров. На данном этапе в сферу интеграционной деятельности постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, поскольку определяющую роль получает движение на уровне фирм и предприятий, обеспечивающее производственную интеграцию.

     На этапе таможенного союза большие трудности вызывает сотрудничество в валютно-финансовой области. Интеграция идет и в этой сфере, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках таможенного союза финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

     Как показывает практика, вне сферы таможенного союза, его общей таможенной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

     Единый рынок и экономический союз. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – капитала, трудовых ресурсов, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Перерастание таможенного союза в единый рынок обусловливается как экономическими факторами, так и политическими.

Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы