Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.

Оглавление

Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

КурсоваяЕС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Одно из основных нововведение Лиссабонского договора – создание должности председателя Совета Европейского союза, который отныне будет избираться каждые 2,5 года. В его задачи входят проведение саммитов ЕС и представительство Евросоюза на встречах с главами других стран и международных организаций. С 1 января 2010 года этот пост занимает премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей. [14].

     Можно выделить следующие положительные моменты Лиссабонского договора:

     - Лиссабонский договор подвел черту под кризисом, который был спровоцирован неудачей проекта Конституции Европейского союза на референдумах в Нидерландах, Франции, а затем и в Ирландии;

     - завершена реформа институтов управления Евросоюзом;

     - введен пост председателя Совета ЕС или президента ЕС, он призван стать лицом континентальной организации 27 стран;

     - за внешнюю политику и безопасность будет отвечать министр иностранных дел ЕС, в перспективе это может создать условия для более продуманных шагов ЕС на международной арене;

     - расширены полномочия ряда общеевропейских структур, в частности Европарламента. В два раза больше, чем раньше, решений будет приниматься совместно Европарламентом и Советом ЕС; Европарламент получает право последнего слова в вопросе о бюджете ЕС.

     Тем не менее, профессор парижской Высшей школы социальных наук Жак Сапир отметил следующие слабые стороны Лиссабонского договора:

     - договор не предусмотрел необходимую демократическую процедуру, в результате которой высшая должность в ЕС досталась бы имеющей реальный вес личности;

     - Лиссабонский договор был принят с опозданием: он вступил в силу после того, как в условиях поиска путей выхода из мирового кризиса выявились серьезные разногласия между Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией – с другой.

     - договор не предусматривает процесс продвижения евро в страны-члены ЕС, которые до сих пор не входят в зону единой евровалюты. Такая ситуация может грозить немалыми проблемами, в частности, Германии. Берлин взял на себя большие финансовые обязательства перед Чехией и Венгрией, которые в начале 2010 года столкнутся с большими финансовыми проблемами. [15].

     В настоящее время в Евросоюзе функционируют 16 организационных структур, занимающихся экономическими, политическими, финансовыми и другими вопросами. В Европейском союзе их подразделяют на пять условных групп.

  1. Институты ЕС (Европарламент, Еврокомиссия, Совет министров, Суд, Палата аудиторов, Европейский Омбундсмен, Европейский наблюдатель по защите персональной информации).
  2. Финансовые органы (Центральный банк и Инвестиционный банк).
  3. Консультативные органы (Европейский экономический и социальный комитет, Региональный комитет).
  4. Институциональные органы (Отделение по официальным публикациям Европейских сообществ, Отделение Европейских сообществ по персональному отбору кадров).
  5. Агентства (Агентства Европейских сообществ в составе 16 единиц, Агентства по общей международной политике и политике безопасности – 2 единицы, Агентства по сотрудничеству полицейских органов – Европол и по сотрудничеству в области юрисдикции – Евроюст).

     К руководящим органам Европейского союза в относятся следующие.

     Совет министров – главный орган ЕС. В состав Совета входят представители стран-членов, как правило, на уровне министров. Совет уполномочен принимать решения, он наделен законодательной властью. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняются в соответствии с обсуждаемой тематикой, поэтому функционируют несколько советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство.

     В промежутках между заседаниями Совета министров оперативные вопросы решаются в рамках Комитета постоянных представителей (КОРЕПЕР). В соответствии с Единым европейским актом (1987) и Маастрихтским договором о создании Европейского союза (1991), а также Лиссабонским договором значительно расширен круг полномочий Совета ЕС. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Евросоюза и принимают либо отвергают их путем голосования. Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством. В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев.

     Европейская комиссия – ЕК (прежняя аббревиатура КЕС) – исполнительный орган Европейского союза, состоит из 26 членов, назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но независимых от них. Каждый член Европейской комиссии отвечает за определенный участок работы, курирует соответствующее подразделение – генеральный директорат. Еврокомиссия обеспечивает соблюдение договоров, выступает с законодательными инициативами, способствует претворению их в жизнь. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом, различными фондами и программами Европейского Союза. Еврокомиссия представляет ЕС в ряде международных организаций.

     Европейский парламент избирается с 1979 года всеобщим прямым голосованием во всех странах – участницах европейской интеграции. В настоящее время в состав Европарламента входят 732 депутата, которые представляют семь групп партий и независимых депутатов. Основные функции парламента – участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью Еврокомиссии. До принятия Единого европейского акта в 1987 г. Парламент обладал лишь правами консультирования, после вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора Европарламент получил новые полномочия – право принятия решений совместно с Советом министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, право поручать Еврокомиссии разработку предложений по некоторым направлениям политики и некоторые другие. Также в результате принятия Лиссабонского договора был расширен ряд вопросов, по которым Европейский парламент может принимать решения совместно с Еврокомиссией.

     Суд обеспечивает соблюдение законности в интерпретации и выполнении соглашений. Суд рассматривает ходатайства стран-членов, Еврокомиссии, Совета и даже любого лица, которого лично и непосредственно касается решение Совета и Еврокомиссии. [10,с. 166-167].

     Европейский совет образован в 1974 г., но в то время большими полномочиями не обладал, хотя его роль постоянно возрастала. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, согласно которому он «призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы».

     Отметим и другие институты экономического и финансового профиля, которые создавались по мере расширения и углубления сферы деятельности, усложнения интеграционных процессов. Далее следуют некоторые наиболее авторитетные из них, играющие весьма важную роль не только в масштабе ЕС:

  • Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов;
  • Европейский социальный фонд согласно уставу обеспечивает адаптацию рабочей силы к новым условиям единого рынка, облегчает ее перемещение и профессиональное обучение;
  • Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) создан с целью финансирования рыночных интервенций в рамках общей сельскохозяйственной политики, для содействия операциям по экспорту сельскохозяйственной продукции за пределы стран ЕС;
  • Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) представляет собой прежде всего источник капиталовложений, субсидий, направляемых на создание или сохранение рабочих мест в экономике отсталых районов.

     Таким образом, Европейский союз прошел пять этапов развития интеграции, и на сегодняшний день является единственным экономическим объединением, достигшим этапа экономического союза. В процессе формирования данной интеграционной группировки были реализованы все цели, предусмотренные Римским, Маастрихтским, Амстердамским и Лиссабонским договорами,  которые одновременно являлись ориентирами развития европейской интеграции.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС
 

     С января 2007 г. Евросоюз состоит из 27 стран. Численность населения и его территория увеличились весьма значительно. Безусловно, он превратился в серьезную экономическую и политическую силу, с которой нельзя не считаться. Последнее расширение было самым масштабным по числу стран, присоединившихся к этой организации, по площади их территории и по численности населения, главное — оно символизирует объединение Европы после разрушения прежней политической и экономической системы в центральной и восточной ее части. С этой точки зрения экономический и политический заряд расширения является действительно беспрецедентным. Экономическая мощь стран-новичков незначительна на фоне тех государств, которые давно находятся в составе ЕС (суммарный объем их ВВП не превышает 5% общего объема ВВП 15 первых стран-участниц). Вместе с тем расчеты на то, что экономический рост после вступления в ЕС ускорится, пока в целом оправдываются. [16, с. 59-60].

     Экономика ЕС. Экономические проблемы, стоящие перед странами после расширения ЕС, изменились не очень значительно, более того, решение некоторых из них заметно осложнилось. По-прежнему важнейшими остаются медленный экономический рост, высокая безработица, недостаточные расходы на НИОКР и, как следствие этого, – отставание в технологической революции от США, Японии и даже от некоторых других стран. 

       Приведем следующие показатели, отражающие общую экономическую ситуацию в Европейском союзе. В четвертом квартале 2009 года ВВП Еврозоны показал рост, согласно уточненным данным, на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. Такой же рост был зафиксирован в европейском союзе (ЕС) в целом. Об этом говорится в пресс-релизе европейского статистического агентства.

     В четвертом квартале расходы домохозяйств сохранились на уровне предыдущего квартала как в Еврозоне, так и в ЕС, в то время как объем инвестиций снизился на 0,8% и 1,3% соответственно. В октябре-декабре 2009 года рост экспорта в Еврозоне составил 1,7%, а в ЕС – 1,9%. Импорт за тот же период увеличился на 0,9% в Еврозоне и на 1,4% в Евросоюзе.  
Объем промышленного производства в Еврозоне вырос в январе 2010 года на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем. Эти темпы роста стали самыми высокими за прошедшие 20 лет. Показатель приятно удивил экспертов и участников рынка, которые ожидали роста промышленного производства на 0,7%. [17].

     Европейский статистический комитет пересмотрел в сторону повышения и декабрьские данные. Так, объем промышленного производства в зоне евро по итогам декабря прошлого года вырос на 0,6% в месячном исчислении, тогда как ранее сообщалось о падении этого показателя на 1,7%. Таким образом, по итогам декабря промышленное производство в регионе (в годовом исчислении) продемонстрировало положительный результат впервые с апреля 2008 года.

     Аналитики отмечают, что в целом опубликованный показатель оказался лучше прогнозов. Во многом росту промышленного производства поспособствовала холодная погода в январе, из-за чего вырос спрос на электроэнергию. Однако и без этого восстановление промышленного сектора Еврозоны идет довольно устойчивыми темпами.

     По данным европейского статистического ведомства, дефицит торгового баланса Еврозоны в январе 2010 года составил 8,9 млрд. евро, что на 3,2 млрд. евро ниже показателя за январь прошлого года. Данные превзошли прогнозы экспертов, ожидавших показатель на уроне 4 млрд. евро. Объем экспорта составил 97,8 млрд. евро, что на 4,2 млрд. евро больше показателя января прошлого года. Объем импорта – 106,8 млрд. евро.

     Наибольший профицит внешнеторгового баланса среди стран-членов Евросоюза в январе 2010 года отмечен в Германии (+135,8 млрд. евро), Нидерландах (+37,9 млрд. евро), Ирландии (+37,4 млрд.евро), и Бельгии (+12,8 млрд. евро). Наибольшие дефициты зарегистрированы в Великобритании (-92,6 млрд. евро), Франции (-54,5 млрд. евро), Испании (-49,5 млрд. евро), Греции (-28,5 млрд. евро) и Португалии (-19 млрд. евро).  
Уровень безработицы в странах Еврозоны в феврале вырос до 10% по сравнению с 9,9% в предыдущем месяце. Об этом сообщил Европейский статистический комитет. Следует подчеркнуть, что этот показатель выражается двузначным числом впервые с 1998 года. Как сообщается, наиболее значительная безработица была отмечена в Испании – 19%, в этой стране безработица среди людей младше 25 лет достигла 40,7%. В Германии февральский уровень безработицы составил 9,5%, во Франции – 10,1%. В настоящее время, многие европейские компании продолжают сокращать рабочие места, стремясь улучшить показатели прибыли, и это негативно сказывается на потребительском спросе. [17].

     Индекс потребительских цен в Еврозоне в марте 2010 года вырос на 1,5% по сравнению с мартом прошлого года. В феврале 2010 года инфляция в Еврозоне, по окончательным данным, составила 0,9%.

     Несмотря на неплохое состояние в экономике Европейского союза в целом, краеугольным камнем в настоящее время является экономическое положение в Греции, где наблюдается беспрецедентный финансовый кризис. Объем госдолга страны приближается к 130% от ВВП. Дефицит греческого бюджета в 2009 году составил 12,7%, что в 4 раза больше предельно допустимой нормы в 3% от ВВП, установленной для стран ЕС Пактом стабильности и роста.

Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы