Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.
Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48
Попытки теоретического понятия и обоснования практической необходимости интеграционного развития стран с рыночной экономикой в современных условиях были предприняты еще в 50–60-е годы XX в. рядом зарубежных ученых (Р. Шуман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Ж. Монне, П. Робсон и др.).
Традиционная теория, как ее называют некоторые исследователи, при анализе исходит практически только из экономических посылок в рамках таможенного союза (что подразумевает ликвидацию торговых барьеров, внедрение определенного координирующего регламента и т.д.). Так называемые статические эффекты интеграции предполагают создание товарных потоков в связи с расширяющимся рынком как на территории стран таможенного союза, так и в других странах. Согласно данной теории в процессе интеграции создаются новые товарные потоки между странами, вошедшими в состав интеграционной группировки, которые устраняют производство более дорогих аналогичных товаров внутри данной страны. После этого постепенно товары, производящиеся внутри группировки, замещают товары, импортируемые из третьих стран.
Таким образом, результатом создания новых товарных потоков в рамках интеграции является рост производства и, следовательно, благосостояния в странах – участницах интеграционного объединения, возрастает уровень специализации. Все это позволяет широко использовать преимущества экономической интеграции для повышения эффективности производства.
Эта теория, тем не менее, имеет и определенные слабые стороны, она объясняет лишь стандартные ситуации. В действительности же возможны ситуации, и это подтверждается на практике, когда одна отдельно взятая страна добивается таких же показателей, а по некоторым аспектам даже лучших, чем «интегрированная», если применяет односторонние меры по либерализации внешнеторговой политики, например, ликвидирует торговые барьеры. Тем самым данное государство вроде бы получает преимущества «интегрированной» страны, хотя остается вне наднационального регламентирования.
Представители другой школы (Л. Кеохане, П. Робсон, М. Дюватрипон и др.) попытались выделить в качестве доминирующих неэкономические факторы – интеграционные объединения позволяют странам обеспечить более надежную обороноспособность, вступление в «элитный клуб» представляется делом национального престижа и т.д. Хотя подобные политические факторы являются достаточно важными для любого государства, они не могут полностью объяснить стремление стран к экономической интеграции.
Имеется еще один подход, сторонники которого утверждают, что создание интеграционного объединения позволяет ставить общую цель и совместно ее достигать (например, рост занятости, производства, социальная стабильность и т.д.). Отмечается, что увеличение роли государства в решении общих проблем в рамках интегрированной системы, когда именно усилиями государств-членов создается общий рынок, способствует тому, что принимаются наиболее оптимальные решения и производство товаров становится эффективнее. Таким образом, делается попытка доказать, что преимущества таможенного союза для государства выше, чем проведение этим государством политики свободной торговли. Данная теория предполагает, что выверяемая государствами производственная политика позволит производить общественно полезные товары и обеспечивать ими население. Критики данного направления отмечали, что в ходе развития подобной ситуации неизбежно возникновение межгосударственных противоречий из-за «погони государств за достижением национального эффекта», хотя возможность возникновения достаточно высокого уровня взаимодействия между странами не отрицается.
Также существует другая теория, согласно которой страны стремятся к интеграции своих экономик для преодоления ограниченности факторов производства. Утверждается, что интеграция, подчиненная подобным целям, приводила к росту масштабов производства, увеличению дифференциации товаров и развитию новейших технологий в стране.
Краткое рассмотрение теорий экономической интеграции позволяет сделать следующие выводы:
Одними из важных составляющих экономической интеграции являются предпосылки и условия, которыми должна обладать страна или которых она должна достичь для вступления в интеграционное объединение. Здесь целесообразно выделить:
Согласно одной из теории развития интеграционных процессов наиболее сильная в группировке страна должна взять на себя и пропорционально большую часть бремени по издержкам создания объединения.
В этой связи была разработана теория гегемонистской стабильности, согласно которой в качестве гегемона выступает наиболее сильная страна. Ряд ученых (Ч. Киндлбергер, Краснер, Л. Кеохане, Де Грове, П. Фраттиани) указывают на то, что положение «гегемона» должно удовлетворять, по крайней мере, четырем важным условиям:
Другие специалисты добавляют еще одну важную характеристику – валюта страны-«гегемона» должна играть важнейшую роль в расчетах между странами – членами интеграционной группировки. Подобная страна, по мнению экспертов, в области, касающейся финансов, должна стремиться расширить поле применения своей валюты в международных расчетах, должна повышать ее качество. Необходимо также иметь в виду, что роль «гегемона» могут выполнять и две страны.
В целом, опираясь на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные группировки, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. В качестве основных целей интеграции можно выделить следующие:
Что касается решения самой страны – вступать или не вступать в интеграционную группировку, то, безусловно, следует, прежде всего, определить свое возможное и реальное место в мировой экономике после вступления в подобную группировку. Речь идет как о выступлении на мировых рынках под флагом интеграционной группировки, так и о возможностях страны, ее экономики включиться в динамично изменяющееся мировое хозяйство. [2, с. 286-287].
Вступление какой-либо страны в интеграционную группировку неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования. При этом выделяют, как правило, два основных направления, по которым может осуществляться рассмотрение последствий вступления страны в интеграционный союз: статический анализ и динамический анализ.
В рамках статического анализа можно выделить два варианта последствий вступления страны в интеграционную торгово-экономическую группировку:
Потокообразующий эффект представляет собой переориентацию спроса страны (вследствие присоединения страны к интеграционной группировке) и, соответственно, потребления от отечественного производителя с более высокими издержками к зарубежному производителю с менее высокими издержками. Если до создания таможенного союза местные производители были защищены таможенными пошлинами, что делало невозможным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза импортный товар оказался дешевле местного, и потребители стали приобретать его.
В результате отмены таможенных пошлин происходит более эффективное использование ресурсов. Масштабы торговли, осуществляемой на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, а благосостояние стран, вошедших в состав интеграционной группировки, увеличивается.
Потокоотклоняющий эффект означает вызываемое вступлением в интеграционную группировку переориентацию спроса и, соответственно, потребления от производителя за пределами союза, имеющего более низкие издержки, к производителю, имеющему более высокие издержки, но являющемуся членом союза. Создание таможенного союза означает предоставление таможенных преференций его членами друг другу, но не другим государствам. В результате чего возникает эффект отклонения торговли. Это происходит, поскольку источник поставки товаров из интегрирующихся стран не всегда является наиболее эффективным. Зачастую страны, не участвующие в интеграции и отгороженные от нее таможенными барьерами, могли бы обеспечить поставки того же товара по более низким ценам.
Таким образом, если в результате образования таможенного союза, возникает потокообразующий эффект, то благосостояние не участвующих в нем стран ухудшается, поскольку ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем это могло быть в условиях свободной торговли. С другой стороны благосостояние стран-участниц может быть ухудшено, если эффект отклонения торговли по своим размерам превосходит эффект создания, либо улучшается в обратном случае.
Существующие расчеты показывают, что в большинстве случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания, поэтому, в целом, интеграция ведет к улучшению благосостояния стран. [4, c. 365-367].
Помимо рассмотренных выше к статическим эффектам относят также сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов.
Кроме статического эффекта торгово-экономические союзы имеют также несколько динамических эффектов. Положительные динамические эффекты могут быть сведены к следующим пяти.
Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы