Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении особенностей, закономерностей, а также результатов становления и развития европейской интеграции.
Можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
изучение теоретических основ международной экономической интеграции;
изучение этапов формирования европейской интеграции;
анализ современного этапа развития интеграционных процессов в рамках ЕС.

Оглавление

Введение 3
1 Экономическая интеграция как одна из основных тенденций современной мировой экономики 5
1.1 Сущность, цели, предпосылки и последствия экономической интеграции 5
1.2 Этапы экономической интеграции 16
2 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования интеграции 24
3 Современный этап развития интеграционных процессов в рамках ЕС 35
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

КурсоваяЕС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Кроме тарифных препятствий обмену, которые в таможенном союзе в определенной мере исчезают, существуют и нетарифные: количественные ограничения (квоты), различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. При создании таможенного союза, например, в Европе не предвиделось возникновения подобных трудностей. Эксперты подчеркивают, что создание настоящего единого внутреннего рынка вызывает необходимость гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

     Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов вызывает множество сложностей и добиться согласованного решения удается не всегда. Для достижения успеха требуется внедрение новых подходов в управлении, значительное усиление наднационального начала.

     Создание единого рынка предусматривает реализацию шести (семи) обязательных крупных задач, что не может быть осуществлено на предыдущем этапе экономической интеграции. Однако именно таможенный союз, минимизирую таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки для перехода к единому рынку. Но для создания единого рынка этого недостаточно.

     Следующая задача состоит в разработке общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего развития интеграции, каковы будут социальные последствия после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Неслучайно в Европейском союзе при переходе к единому рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

     Затем необходимо создать условия для свободного движения факторов производства, т.е. капитала, рабочей силы, услуг и информации, которые дополняют беспрепятственное перемещение товаров.

     Также необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при становлении единого рынка: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает ориентацию на интересы и нужды непосредственно потребителя, на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги требуют  согласования серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, которые могут предотвратить нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. Например, в Европейском союзе – это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский совет.

     Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь и иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт Европейского союза, предстоит решать интеграционным группировкам, вызовут необходимость создания и использования соответствующего инструментария. Существует возможность того, что проведение политики в рамках единого рынка, как это видится сегодня с позиций Европейского союза, будет осуществляться с помощью уже наработанного инструментария, который включает в себя:

  • регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах – членах интеграционного объединения;
  • директивы, адресуемые интегрирующимся государствам, в которых определяются задачи, обязательные для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов для их выполнения;
  • решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству – члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно последнему тезису политика в области конкуренции является существенным звеном в интеграционной политике, поэтому в этой области решения должны быть обязательными;
  • рекомендации и заключения, которые не имеют обязательной силы. [3,с. 292-293].

     В конечном счете, создание единого рынка должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур, способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока.

     В настоящее время теоретических разработок механизмов и инструментов экономического союза немного. Единственным интеграционным объединением, достигшим данного этапа развития, является Евросоюз. Функционирование экономического союза на примере ЕС выглядело следующим образом. Основные направления политики стран-членов и определялись совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следил за ходом экономического развития каждой страны и всей интеграционной группировки в целом. В случае несоответствия экономической политики какой-либо из стран основным направлениям экономического союза или, если ее проведение препятствует нормальному функционированию экономического союза, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны – участники интеграции должны были избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим был установлен контроль. [7, с. 253-256].

     Важной составляющей экономического союза является валютный союз, который включает в себя следующие характеристики:

  • совместное плавание национальных валют или валютная змея;
  • установление в соответствии с соглашением фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц;
  • создание единой региональной валюты;
  • формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

     Политический союз. По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

      Таким образом, переход к интеграционному этапу мирохозяйственных связей осуществляется через ряд стадий международной экономической интеграции, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. В современной теории экономической интеграции различает шесть ступеней, или последовательных этапов, развития интеграционных процессов.  

 

  1. ес как  наиболее развитое интеграционное объединение: этапы  формирования интеграции
 
 

     Исторически интеграционные процессы наиболее четко  проявились в Западной Европе –  своеобразной “лаборатории” моделей  и механизмов интеграции, где она достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

     Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и  раньше, чем у других стран, подготовленными  к тесному взаимодействию друг с  другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции. После второй мировой войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

     Интеграционные процессы в Западной Европе основывались не только на усилении взаимозависимости национальных экономик и рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании процессов, происходящих в экономике, государствами и органами Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Целью такого регулирования является устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, соответствие рыночных процессов совместно выработанным экономическим и социальным приоритетам.

     Проведение  в европейскую жизнь экономико-политических замыслов идеологов интеграции диктовало необходимость создания международных механизмов, которые организовывали бы, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество. Исходной точкой того, что сегодня называется Европейским союзом, следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. [8, с. 314-315].

     Европейский союз образовался как Европейское экономическое сообщество в 1967 г. после слияния следующих региональных организаций:

  • Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), в состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось секторальное сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность);
  • Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;
  • Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.).  

     Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение  экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий, которые необходимо было реализовать для достижения экономической интеграции:

  • отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
  • введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
  • свободное движение факторов производства, свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
  • проведение общей аграрной и транспортной политики;
  • создание валютного союза;
  • координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
  • унификация налоговых законодательств;
  • выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

     Данные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

     В соответствии с указанными целями можно выделить ряд этапов развитии западноевропейской интеграции, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).

     Первый этап в эволюции ЕЭС – это этап создания зоны свободной торговли (1958 – 1966 гг.). На нем были достигнуты следующие цели: отмена таможенных ограничений на перемещение товаров внутри сообщества, а также введение единого таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран.

     Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые – создан единый аграрный рынок.

     Аграрный  сектор – одна из сфер самой активной деятельности органов ЕС. В 50-е годы сельское хозяйство интегрирующихся стран значительно отставало по техническому уровню и эффективности от других сфер экономики. С образованием зоны свободной торговли встала задача модернизировать сельское хозяйство, включить его в интеграционный процесс, заменить национальные системы аграрного протекционизма единой общеевропейской системой.

     Единая  сельскохозяйственная политика основана на трех фундаментальных принципах.

     Во-первых, это единство рынка. До образования  ЕЭС почти все страны-члены имели свои собственные правила регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. При формировании интеграционной группировки все эти правила должны были быть заменены едиными правилами и нормами.

     Во-вторых, это преференции в отношении товаров из европейского сообщества. Этот принцип единой аграрной политики является одним из самых главных, так как он защищает рынок сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта и гарантирует доходы фермеров. Основная угроза для сельского хозяйства Сообщества исходит от импорта продукции из стран, где издержки производства ниже, и фермеры получают крупномасштабную поддержку государства. В основе политики аграрной интеграции лежит общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам, с которых при ввозе сельскохозяйственной продукции взимаются компенсационные сборы. Они призваны устранить разницу между внутренними ценами европейского сообщества и более низкими ценами поставщиков продовольствия. Причем эта разница весьма значительна, так как с 1 января 1958 года цены на большую часть сельскохозяйственной продукции были установлены на 30% выше мировых. Большая часть сборов (90%), взимаемых в странах-членах, направлялась в общий бюджет Сообщества. Таким образом, единая аграрная политика косвенно финансировалась за счет поставщиков продовольствия из третьих стран.

Информация о работе Опыт Европейского союза в области экономической интеграции: Уроки и выводы