Дипломатические представительства: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Международные отношения в современном мире и международное право характеризуются большим разнообразием. Наличие в мире системы государств - объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя, так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода, связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику, исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов, и регулируется различными отраслями международного права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО. 6
1.1 Понятие, система и источники дипломатического права. 6
1.2 Органы внешних сношений. 6
1.3 Состав и функции дипломатического представительства. 7
1.4 Начало и прекращение дипломатической миссии. 8
1.4 Дипломатический корпус. 9
II. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ПЕРСОНАЛА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 10
III. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 13
IV. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СТАТУСА ПЕРСОНАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 16
V. ОСНОВНЫЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ ПЕРСОНАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 21
5.1 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ. 21
5.1.1 Личная неприкосновенность. 21
5.1.2 Иммунитет от юрисдикции. 25
5.1.3 Таможенный иммунитет и освобождение от уплаты пошлин,
прямых налогов, сборов и повинностей личного порядка. 29
5.1.4 Неприкосновенность частной резиденции и бумаг дипломатов. 32
5.2 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ
ПЕРСОНАЛ. 33
5.3 ПРОБЛЕМА ДЕЙСТВИЯ ИММУНИТЕТОВ НА ТЕРРИТОРИ ТРЕТЬЕГО ГОСУДАРСТВА. 36
VI. СТАТУС ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КУРЬЕРА. 40
VII. СТАТУС ВНУТРЕННЕЙ ОХРАНЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. 45

Файлы: 1 файл

Курсовая. раб. по международному праву.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Внутренняя  структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства.

     В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.

     Персонал  дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

     Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

     К функциям дипломатического представительства  относятся:

    - представительская функция (выступление от имени аккредитующего    государства);

-    защита интересов аккредитующего государства и его граждан;

-    ведение переговоров с правительством государства пребывания;

    -    развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция;

-   функция информирования своего правительства о стране пребывания.

     Перечень  функций дипломатического представительства, приведенный в Венской конвенции, нельзя считать исчерпывающим.

     

     1.4   Начало и прекращение дипломатической миссии. 

      

     Сразу же по достижении договоренности об обмене дипломатическими представительствами и об их уровне возникает необходимость в практическом формировании дипломатического представительства.

Назначение  главы дипломатического представительства проходит четыре стадии:

а) запрос агремана;

б) назначение на должность;

в) прибытие в страну назначения;

г) официальное  вступление в должность после  вручения верительной грамоты. 

     Обязанность запрашивать агреман, то есть согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы иностранного дипломатического представительства, — твердо установившееся правило, подтвержденное в Венской конвенции 1961 года. Отказ в агремане может не сопровождаться объяснением его мотивов.

     Без положительного ответа на запрос агремана предполагаемый глава представительства не назначается на свою должность.

     Вступление  главы представительства в должность  связано с вручением им своих полномочий (верительной грамоты) органу или должностному лицу, при котором он аккредитуется.

     Полномочия (верительные грамоты для послов и посланников, аккредитуемых при главе государства; верительные письма для поверенных в делах, аккредитуемых при главе ведомства иностранных дел) оформляются в соответствии с правилами, принятыми в стране, их выдавшей, однако они должны иметь ряд обязательных реквизитов: указание на орган, назначивший главу представительства, страну назначения и т.д.

     На  остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей (обычно министерства иностранных дел) государства пребывания.

     В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана.

     Прекращение дипломатической миссии может произойти:

-    при прекращении государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;

-    при разрыве дипломатических отношений;

-    вооруженном конфликте;

-   исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством);

-    иногда при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.  

     Функции члена дипломатического персонала  могут прекратиться в связи с  его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипломата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.

    

     1.5.      Дипломатический корпус.

                   

     В узком смысле дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

     Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

     Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено причинами протокольного характера; дуайеном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций).

     Понятие дипломатического корпуса во втором значении объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитеты и привилегии. 
 
 

     II.    МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА

                    ПЕРСОНАЛА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ. 
 

     Международно-правовой статус дипломатических представительств и их персонала регулируется нормами  международного права, объединенными  под названием "дипломатическое право".

     Хотя  дипломатическое право является одной из традиционных отраслей международного права, в его доктрине до сих пор  не выработано единообразия в понимании  системы и объема норм этой отрасли.

     В юридической науке есть два подхода  к определению понятия "дипломатическое право": в широком и узком смысле.

     Под дипломатическим правом в широком смысле обычно понимается система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям органов внешних сношений государств, и в частности нормы о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, представительствах государств при международных организациях, иммунитетах и привилегиях международных организаций и их сотрудников. Такая система включает в себя нормы как дипломатического, так и консульского права, а иногда и нормы права внешних сношений. В узком смысле дипломатическое право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих статус и функции только дипломатических представительств. В прошлом (а некоторые авторы и в настоящем) эту систему норм относили к посольскому праву. Некоторые юристы объединяют под названием "дипломатическое и консульское право" нормы дипломатического права в узком смысле и нормы консульского права.

     Следует отметить, что употребление понятия "дипломатическое право" в широком понимании приводит к терминологическому совпадению с обобщенной системой норм, относящихся ко всем органам внешних сношений, что представляется неоправданным. Можно согласиться с К.К.Сандровским, предлагающим использовать в качестве общего понятия "право внешних сношений". В этом случае имеется в виду система норм (отрасль международного права), регулирующих статус и функции всех органов внешних сношений.  (2)

     Право внешних сношений делится на подсистемы (подотрасли права): дипломатическое, консульское, право специальных миссий, международных организаций (в части, связанной с представительствами государств при международных организациях). Оправданность такого деления на подсистемы, для каждой из которых характерна своя специфика, подтверждается тем, что нормы этих подсистем устанавливаются самостоятельными многосторонними соглашениями: Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, Конвенцией о специальных миссиях 1969 года, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года.

     Таким образом, термин "дипломатическое  право" представляется целесообразным употреблять лишь в узком смысле, то есть применительно только к дипломатическим представительствам, и именно в этой трактовке он будет использоваться в данной работе. 

     Общепризнанно, что основными источниками современного дипломатического права являются международный договор и международный обычай.

     Первым  много-сторонним договором дипломатического права, в котором участвовало  восемь европейских государств, является Венский протокол от 7 марта 1815 г. (Венский  регламент) о классах дипломатических  представителей, дополненный Аахенским протоколом 1818 года.

     Большую роль в развитии дипломатического права  сыграла Гаванская конвенция  о дипломатических чиновниках 1928 года (подписана 20 латиноамериканскими  странами и США, ратифицирована 14 государствами, США не ратифицировали). В ней кодифицирован, хотя и на региональном уровне, ряд вопросов дипломатического права. Гаванская конвенция действует в отношениях латиноамериканских стран и в настоящее время.

     Важнейшим многосторонним соглашением по дипломатическому праву является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, в которой участвует около 150 государств. Конвенция закрепила основные обычные нормы дипломатического права, а также ввела нормы с учетом сложившейся дипломатической практики.

В этом отношении необходимо подчеркнуть и значение Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.

     Принятие  этой Конвенции было обусловлено  разгулом терроризма во всем мире, в результате которого резко увеличилось количество покушений на иностранных дипломатов их похищений, а также нападений на иностранные дипломатические представительства.

     Отдельные аспекты правового положения  дипломатических представительств и их персонала регулируются наряду с многосторонними соглашениями, двусторонними договорами, возможность заключения которых предусматривается Конвенцией (п. "в" ст. 47). 

     В качестве источников дипломатического права общепризнанными являются и международные обычаи. До принятия указанных многосторонних договоров дипломатическое право состояло почти исключительно из обычных норм. В преамбуле Конвенции подтверждается, что "нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции".

     Неверным  было бы утверждение, что наличие  развитой договорной основы статуса  дипломатических представительств и их персонала полностью обеспечивает потребности дипломатической практики. Прежде всего, нужно отметить, что происходящие в мире усиление взаимозависимости государств, расширение контактов между ними влияют на эволюцию института дипломатических представительств. За прошедшую с момента заключения Конвенции треть века в дипломатической практике появилось много изменений, связанных с формированием, деятельностью и статусом дипломатических представительств. Например, во всем мире значительно увеличилось количество дипломатических представительств, их персонала и получила распространение система квот. В составе персонала появились специалисты, не являющиеся профессиональными дипломатами. При дипломатических представительствах создаются различные вспомогательные органы, не имеющие прямого отношения к дипломатической деятельности, в частности служба внутренней охраны. Усложнились методы деятельности и более разнообразными стали функции дипломатических представительств, получил распространение уведомительный порядок передвижения дипломатов, появились не предусмотренные Конвенцией способы пересылки дипломатической почты и т.д. Все эти изменения существенным образом отразились на статусе дипломатических представительств и их персонала.

Информация о работе Дипломатические представительства: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты