Особенности организации доврачебной помощи пациентам пожилого возраста на базе районной поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: провести анализ работы доврачебных кабинетов и помощника врача с пожилым населением вне основного здания поликлиники в районе обслуживания.
Оценить эффективность функционирования системы оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста.
Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:
Изучить нормативно-правовую базу оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста в Республике Беларусь.
Изучить порядок оказания доврачебной помощи пожилым пациентам в мировой практике.
Проанализировать деятельность функционирования кабинетов на базе открытых в районной поликлиники г. Минска

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ …………………
1.1 Нормативно-правовые основы организации амбулаторной помощи
пожилым пациентам…………………………………………………………….
1.2 Первичная медико-санитарная помощь в Беларуси: национальная ситуация и контекст (На основании результатов, полученных из анкеты для национального уровня по данным ВОЗ)…………………………………
1.3 Проблемы первичной медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста……………………………………………………………
1.4 Зарубежный опыт медико-социального обслуживания пожилых граждан…………………………………………………………………………..

8

15


16

27

28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОВРАЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ……………………………………………
Роль среднего медицинского персонала и перспективы развития оказания сестринской (помощник врача) помощи населению и особенности структуры обслуживаемого населения поликлиники………..
Материалы и методы………………………………………………………

33


33
36
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….


43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Положение о помощнике врача-участкового………….
53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению помощником врача в терапевтическом отделении……………

56
ПРИЛОЖЕНИЕ В Табель оснащения кабинета помощника-врача……….
57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Учетно-отчетной документации помощника врача…...
58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Нормативы времени на амбулаторном приеме и визитах на дому помощника врача…………………………………………….

59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Алгоритм работы помощника врача по наблюдению пациентов на дому………………………………………………………………

60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПОСЛЕДНИЙ Левченко.doc

— 450.50 Кб (Скачать)

Важным аспектом проведенной работы, который наблюдается при увеличении количества посещений доврачебного кабинета и демонстрирующим его экономическую эффективность, является снижение количества вызовов скорой медицинской помощи – наиболее дорого вида медицинской помощи. Следует отметить, что количество вызовов скорой медицинской помощи среди пациентов трудоспособного возраста района обслуживания кабинета оставалось без динамики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 

В оказании медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста, можно выделить ряд проблем:

1-я группа — организационно-административные проблемы, связанные с координацией разных ведомств из-за отсутствия единой системы преемственности в структуре медико-социальной помощи;

2-я группа — нормативные и  правовые акты, регулирующие кадровую политику, обеспечение гигиены труда медицинских работников, осуществляющих медицинскую помощь в разных формах;

 3-я группа — организационно-методические документы по стандартам, нормативам нагрузки и документированию деятельности медицинского персонала, критериям эффективности и качества сестринского ухода;

4-я группа — психологические проблемы труда персонала по оказанию медицинской и социальной помощи больным, проблемы по учету воздействия социальных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), предупреждению сестринских ошибок, инновациям в рамках сестринского процесса;

5-я группа — материально-техническое  обеспечение труда МС и младшего медицинского персонала по обеспечению ухода за пожилыми и старыми больными средствами малой механизации.

Организационно-административные проблемы

Кадровое обеспечение, функциональные обязанности персонала, обеспечивающего медицинскую и социальную помощь старым людям, несовершенны. Отсутствие в штатном расписании структур, обеспечивающих медицинскую помощь больным пожилого и старческого возраста, ставок терапевта, психолога и инструктора ЛФК (медсестры по массажу) в значительной степени снижает качество сестринской помощи. Введение должности фельдшера (помощника врача) является первым шагом к решению проблемы координации, что объяснимо потребностями пожилых и старых людей со сложной сочетанной патологией.

Оплата труда персонала должна соответствовать фактическим затратам на уход за тяжелыми, носилочными больными пожилого и старческого возраста, учитывая физические и эмоциональные перегрузки, что в системе доказательной медицины нуждается в научном изучении.

Нормативно-правовые проблемы обусловлены  отсутствием отлаженной системы  преемственности с Министерством  труда и социальной защиты Республики Беларусь в части принятия и выполнения обязательств по социальной помощи после выписки пациента из БСУ с учетом специфики ее работы. Также недостаточно разграничены функции по оказанию медицинской и социальной помощи людям государственных и общественных организаций типа Белорусского общества Красного Креста (БОКК) и др.. Имеющихся нормативных и правовых документов недостаточно.

Организационно-методические вопросы

Дублирование функций социальной службы и отсутствие преемственности  в сотрудничестве с системой оказания первичной медицинской помощи приводят к риску нарушения санитарно-гигиенического режима, обусловленного, например, отсутствием длительных договоров на парикмахерское обслуживание пациентов.

Материально-техническое обеспечение  труда МС и младшего медицинского персонала, оказывающего медицинскую  помощь больным пожилого и старческого возраста, средствами малой механизации низкое. Ситуацию можно изменить приобретением противопролежневых матрасов, подъемников, функциональных кроватей, средств передвижения для инвалидов, нового сантехнического оборудования для санитарной обработки лежачих, сидячих и ходячих больных за счет средств из фонда социальной защиты, а также средств общественных фондов, пожертвований граждан, гуманитарной помощи плюс обеспечением выполнения соответствующих норм

Последовательное обновление штатного нормирования труда, правовых, методических норм, материально-технического обеспечения на основе совершенствования регулирования сестринского ухода за больными пожилого и старческого возраста может обеспечить качество жизни этих пациентов.

Проблема преемственности оказания медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста с организациями и структурами социальной помощи оказала влияние на ряд показателей деятельности такой структуры, как БСУ. Так, в 2008 г. норматив объема стационарной помощи (уровень госпитализации на 1 тыс. человек) оказался ниже планируемого уровня. Норматив объема стационарной помощи по количеству койко-дней на 1 тыс. человек составил 94,4 — при выполнении этого показателя по РБ до 101,2, а также снижен уровень госпитализации за период с 2000 по 2008 г. более чем в 2 раза, который  обусловлен проблемой преемственности.

Отсутствие возможности для  выписки медико-социальных больных из БСУ по месту их жительства вынуждает медиков сохранять для них койки БСУ до финального исхода. Создание сети социальных коек под патронажем нескольких ведомств, включая БОКК, для нуждающегося контингента больных или инвалидов типа профильных интернатов в отдельных регионах могло бы решить проблему оборота койки в БСУ.

Альтернативным предложением может  служить оплата пребывания таких пациентов в БСУ системой Министерства труда и социальной защиты РБ.

Планирование системы координации  в осуществлении долгосрочного  ухода за пожилыми, старыми и одинокими  людьми осуществляется посредством дифференцированного учета местных особенностей демографических показателей, особенно если она будет базироваться на координации всех заинтересованных ведомств.

Факторами риска по развитию СЭВ  среди медицинских работников, обеспечивающих сестринский уход, являются возраст 40,7±2,63 года и стаж свыше 10 лет профессиональной деятельности. Оптимизация гигиены труда МС с учетом данного фактора возможна посредством специальных тренингов психолога, который необходим в штате этого персонала.

В качестве решения проблем организации  первичной медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста можно выдвинуть следующие предложения.

1.1. сформировать социальный заказ  по изучению и анализу медицинской  и социальной работы в Республике  Беларусь;

1.2. подготовить единую нормативную  и правовую базу, регламентирующую эти виды деятельности, единую документацию, принципы формирования штатного расписания, в т. ч. Предусмотреть наличие психолога и реабилитолога, систему поощрения персонала по работе с тяжелыми, носилочными больными пожилого и старческого возраста;

1.3. разработать положение о БСУ,  принципы постатейного финансирования  работы БСУ и других форм  оказания медицинской и социальной помощи, в т. ч., осуществляемой на дому, в т. ч., силами БОКК;

1.4. разработать и внедрить протоколы  обследования, лечения и медицинской реабилитации пациентов, нуждающихся в медицинской и социальной помощи;

1.5. внести предложения по оснащению  и перечню оборудования, в т. ч. средствам малой механизации, нормам расхода лекарственных, в т. ч. дезинфицирующих средств по уходу за больными для персонала, обеспечивающего оказание медицинской помощи пациентам, нуждающимся в т. ч., в социальной помощи;

1.6. разработать перечень медицинских  и социальных услуг, предоставляемых  на платной основе для иностранных  граждан;

1.7. разработать положение о порядке консультации больных, находящихся под патронажем амбулаторно-поликлинических или иных организаций, профильными специалистами, в т. ч. психиатрами;

1.8. в кадровой политике продолжить  постепенную ротацию на замещение  должностей главных и старших сестер БСУ и других структур по оказанию медицинской и социальной помощи на медицинских сестер с высшим образованием или по новой специальности «фельдшер (помощник врача)» с соответствующим изменением тарифной ставки при оплате их работы

Несмотря на ряд выявленных проблем, координация деятельности ведомств по совершенствованию организации труда лиц, оказывающих первичную медицинскую помощь больным пожилого и старческого возраста, будет продолжена. Именно она способна обеспечить комплексное решение проблем в оказании медицинской и социальной помощи для части населения страны.

Исходя из приведенных  выше данных, следует, что введение должности помощника врача является своевременным, актуальным и позволяет упорядочить работу терапевтического участка в целом и четко разграничить функции между врачом, помощником врача и участковой медицинской сестрой. Важно, что введение данной должности обеспечивает как улучшение качества и доступности медицинской помощи населению, так и высвобождение врача для выполнения свойственных ему функций. Кроме того, введение данной должности позволило повысить престиж среднего медицинского работника, а, следовательно, и мотивацию к труду, что сказалось и на удовлетворении пациентов полученной медицинской помощью и в стационары, как более затратные виды медицинской помощи.

В настоящее время для работы помощников врача с максимальной отдачей необходимо повысить их статус, а именно: разрешить подтверждение выписки рецептов льготной категории граждан личной печатью помощника врача и выдачу им листков нетрудоспособности сроком до 3 дней с последующим осмотром и закрытием (либо продлением) врачом-терапевтом участковым.

  Повышение статуса помощника  врача будет способствовать реализации  на практике таких важнейших  принципов оказания первичной медико-санитарной помощи, как:

   целостность подхода к  пациенту (лечение не болезни,  а больного):

   общая координация процесса  оказания медицинской помощи  пациенту;

  соориентировать пациента в многообразии медицинских технологий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1.  Гериатрическая помощь должна быть составной частью общей системы здравоохранения, массовой и доступной и максимально приближена к населению старшего возраста.

   2. Анализируя данные количества посещений, патронажей, инъекций за период с 11.01.2010 по 31.12.2010г. можно заключить, что количество посещений с начала открытия доврачебного кабинета увеличилось в, что подтверждает востребованность этого вида помощи у пожилого населения. Количество  посещений выросло с начала года в 7.6 раза, патронажи в 17,9 раз, инъекций в 20.9 раз.

  3. Организация доврачебных кабинетов для медицинского обеспечения пожилых людей позволяет снизить количество вызовов скорой помощи. Высокая оценка качества проводимой работы подтверждена результатами анкетирования населения.

  4. Введение должности помощника врача позволило открыть кабинеты доврачебного приема лиц пожилого возраста вне основного здания поликлиники и улучшить доступность медицинской помощи у пожилого населения

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Жарко, В.И. Об итогах работы органов в учреждении здравоохранения в 2009 году и основных направлениях деятельности на 2010 год. / В.И. Жарко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2010. – № 1.– С. 19.

2. Левченко, П.А. Актуальные проблемы оказания медицинской и социальной помощи населению / П.А. Левченко, Л.Е. Луговец / сборник материалов Республиканской научно-практической конференции, г. Минск, 2 ноября 2010 г. – Минск: Белпринт, 2010. – С. 112-116.

3.  Левченко, П.А. Опыт работы    доврачебного кабинета для оказания медицинской помощи людям старше трудоспособного возраста / П.А. Левченко, Д.Л. Пиневич, Н.Г. Милашевская // Вопросы организации и информатизации здравоохранения.– 2010. - № 3 (64) – С. 101-103.

4. Милькаманович, В.К. / Геронтология и гериатрия / В.К. Милькаманович. – Минск : Литература и мастацтва, 2010. – С. 3–5.

5. Основные показатели состояния здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений г. Минска за 2008 г. Статистический сборник за 2008 г. – Минск, 2009. – С. 174.

6. Пристром, М.С. Терапия и реабилитация сердечнососудистых заболеваний у пожилых людей / М.С. Пристром, С.Л. Пристром, В.Э. Сушинский. – Минск: Бел. наука, 2007. – С. 6–10.

7. Пилипцевич, Н.Н., Павлович Т.П. Первичная медико-санитарная помощь в системе медицинского обслуживания населения / Н. Н. Пилипцевич, Т. П. Павлович // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -2005. – № 4. – С.11–16.

8. Пилипцевич, Н.Н. Проблемы организации медицинской помощи населению, предоставляемой в амбулаторных условиях / Н.Н. Пилипцевич, Т.П. Павлович, А. Н. Пилипцевич // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2007. – № 1 – С. 33.

9. Реброва, О.Ю. / Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIKA / О.Ю. Реброва. – М.: МедиаСфера, 2002. – 312 с.

10. Левченко, П.А. Опыт работы доврачебного кабинета для оказания медицинской помощи людям старше трудоспособного возраста / П.А. Левченко, Д.Л. Пиневич, Н.Г. Милашевская // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2010. – № 3 (64) – С. 101-103.

 

 

11. Актуальные вопросы гериатрии и геронтологии – Материалы VI осенней конференции, посвященной Дню пожилых людей и 5-летию кафедры гериатрии и геронтологии – Минск, 2001. – 40 с.

Информация о работе Особенности организации доврачебной помощи пациентам пожилого возраста на базе районной поликлиники