Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:14, дипломная работа
Цели и задачи исследования: провести анализ работы доврачебных кабинетов и помощника врача с пожилым населением вне основного здания поликлиники в районе обслуживания.
Оценить эффективность функционирования системы оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста.
Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:
Изучить нормативно-правовую базу оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста в Республике Беларусь.
Изучить порядок оказания доврачебной помощи пожилым пациентам в мировой практике.
Проанализировать деятельность функционирования кабинетов на базе открытых в районной поликлиники г. Минска
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ …………………
1.1 Нормативно-правовые основы организации амбулаторной помощи
пожилым пациентам…………………………………………………………….
1.2 Первичная медико-санитарная помощь в Беларуси: национальная ситуация и контекст (На основании результатов, полученных из анкеты для национального уровня по данным ВОЗ)…………………………………
1.3 Проблемы первичной медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста……………………………………………………………
1.4 Зарубежный опыт медико-социального обслуживания пожилых граждан…………………………………………………………………………..
8
15
16
27
28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОВРАЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ……………………………………………
Роль среднего медицинского персонала и перспективы развития оказания сестринской (помощник врача) помощи населению и особенности структуры обслуживаемого населения поликлиники………..
Материалы и методы………………………………………………………
33
33
36
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Положение о помощнике врача-участкового………….
53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению помощником врача в терапевтическом отделении……………
56
ПРИЛОЖЕНИЕ В Табель оснащения кабинета помощника-врача……….
57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Учетно-отчетной документации помощника врача…...
58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Нормативы времени на амбулаторном приеме и визитах на дому помощника врача…………………………………………….
59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Алгоритм работы помощника врача по наблюдению пациентов на дому………………………………………………………………
60
Обращает на себя внимание высокая частота завершенных суицидов у лиц пожилого возраста с некоторой тенденцией к росту, что говорит об имеющихся скрытых проблемах в обществе по отношению к пожилому населению.
Основными нормативными и правовыми актами, регулирующими отношения в сфере медицинской и социальной помощи пожилым людям в Республике Беларусь:
- Конституция Республики Беларусь 1994 г., с изменениями и дополнениями.
- Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 г. № 162-3).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.02.2005 г. № 1 «Об утверждении инструкции об организации деятельности больниц сестринского ухода» (зарег. в Национ. реестре правовых актов Республики Беларусь 16.02.2005 г. № 8/12139).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.05.2002 г. № 28 «Об утверждении Инструкции по разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан».
- Приказ Министерства здравоохранения МЗ Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 196 «О совершенствовании гериатрической службы и организации больниц сестринского ухода или медико-социальных коек в лечебно-профилактических учреждениях».
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 101 от 04 августа 1995 г. О ходе выполнения комплексной программы по проблемам пожилых людей.
- Закон Республики Беларусь №44-3 от 12 июля 2001 г. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеранах».
- Постановление №19 от 3 апреля 2002г. Об утверждении порядка обеспечения инвалидов, а также пенсионеров и иных категорий граждан, которые не являются инвалидами, но по медицинским показаниям нуждаются в средствах реабилитации, выделяемыми бесплатно или на льготных условиях органами здравоохранения.
- Положение Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 02-2-4/1606 от 22 марта 2003г. Об организации школ здоровья третьего возраста.
- Приказ МЗ РБ №11 от 16 января 2004г. О мерах по совершенствованию стационарной мед. помощи инвалидам и участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним по льготам.
- Постановление МЗ РБ № 118 от 20 ноября 2007 г. О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты МЗ РБ по вопросам оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной и специализированной медицинской помощи.
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.03.2008 N 184 «О совершенствовании организации оказания гериатрической медицинской помощи»;
- письмо комитета по
- приказ МЗ РБ от 21.01.2010 № 40 «О совершенствовании и организации оказания медицинской помощи ветеранам ВОВ, лицам, пострадавшим в годы войны».
- приказ комитета по
- Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы.
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь №30 от14.01.2011г. О контроле хода выполнения Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы.
1.2 Первичная
медико-санитарная помощь в
В данной главе представлен обзор существующей в Беларуси на данный момент системы первичной медико-санитарной помощи. Здесь будут рассмотрены аспекты политики и законодательства, финансирования, кадровых ресурсов, образования для тех, кто оказывает медицинские услуги, обеспечения качества и роль пациентов в системе первичной медико-санитарной помощи. Кроме того, две дополнительные службы будут рассмотрены с точки зрения первичной медико-санитарной помощи, а именно: противотуберкулезная помощь и охрана репродуктивного здоровья.
Информация, представленная в этой главе, была получена из анкет для национального уровня с учетом замечаний и дополнений, сделанными экспертами при проведении специального совещания для анализа данных. Статистические данные любезно предоставлены министерством здравоохранения. При необходимости информация была дополнена данными по итогам обзорного анализа системы здравоохранения Беларуси.
В данной главе
представлены общий контекст и предпосылки
для получения результатов
Предшествующая политика развития первичной медико-санитарной помощи
В отличие от других стран региона, после обретения независимости Беларусь внедрила подход постепенного внесения изменений в систему здравоохранения. Не было предпринято никаких немедленных или фундаментальных реформ; производимые изменения носили умеренный характер, а нововведения внедрялись в ограниченных масштабах, а не в масштабах всей страны.
Во второй половине 1990-х годов первичная медико-санитарная помощь и общая практика были введены в Беларуси в контексте относительно небольших двусторонних соглашений и в рамках пилотных проектов. В дополнение к подготовке врачей и сестер и уделению внимания вопросам создания условий для врачебной практики, данные проекты фокусировались на развитии политики здравоохранения, где в качестве основного партнера выступало министерство здравоохранения. В результате появились первые инициативы в области политики оказания первичной медико-санитарной помощи, такие как приказ3 № 242 «О поэтапном переходе к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей», изданный министерством здравоохранения в сентябре 1998 года. Приказ содержал описание обязанностей, ответственности и прав представителей новой профессии – врачей общей практики;
Приказ является
административным указанием, предназначенным
для центральных или
К концу того же года, в декабре 1998, министерством была выпущена еще одна директива по вопросам общей практики: Приказ № 384 «Об организации амбулаторно-поликлинической помощи взрослому и детскому населению и мерах по введению врача общей практики». Целью данного приказа было ускорение процесса перехода на систему общей практики, в частности через улучшение оснащения учреждений ОП и разработку клинических руководств по диагностике и лечению для врачей общей практики.
Для уточнения следует подчеркнуть, что оба нормативных акта были сфокусированы на оказании первичной медико-санитарной помощи только в сельских районах. В то время система общей практики и ВОП не считались оптимальным решением проблемы оказания первичной медико-санитарной помощи в городах. Кроме того, в отсутствии у первичного звена дополнительных ресурсов действие обеих приказов носило ограниченный характер. Никаких фундаментальных изменений в системе распределения ресурсов произведено не было, и постоянная нехватка кадров для работы в сельских регионах стала еще одной трудной проблемой.
Основное видение и планы развития первичной медико-санитарной помощи
Видение и основные
планы развития первичной медико-санитарной
помощи в Беларуси были в основном
сформулированы в двух правительственных
документах и Государственной программе.
Правительственные документы
Также там перечислялись квалификационные требования и условия, для существования практики ОП. Кроме того, оговаривались положение и задачи медсестры ОП.
К концу того же года, в декабре 1998, министерством была выпущена еще одна директива по вопросам общей практики: Приказ № 384 «Об организации амбулаторно-поликлинической помощи взрослому и детскому населению и мерах по введению врача общей практики». Целью данного приказа было ускорение процесса перехода на систему общей практики, в частности через улучшение оснащения учреждений ОП и разработку клинических руководств по диагностике и лечению для врачей общей практики.
Для уточнения следует подчеркнуть, что оба нормативных акта были сфокусированы на оказании первичной медико-санитарной помощи только в сельских районах. В то время система общей практики и ВОП не считались оптимальным решением проблемы оказания первичной медико-санитарной помощи в городах. Кроме того, в отсутствии у первичного звена дополнительных ресурсов действие обеих приказов носило ограниченный характер. Никаких фундаментальных изменений в системе распределения ресурсов произведено не было, и постоянная нехватка кадров для работы в сельских регионах стала еще одной трудной проблемой.
Основное видение и планы развития первичной медико-санитарной помощи
Видение и основные
планы развития первичной медико-санитарной
помощи в Беларуси были в основном
сформулированы в двух правительственных
документах и Государственной программе.
Правительственные документы вк
Постановление о совершенствовании механизма финансирования в здравоохранении.
Это постановление Совета министров (№ 1225 от 10 августа 2000г.), определяющее финансирование национального здравоохранения по принципу «на душу населения» после осуществления пилотного проекта в Витебской области. Порядок применения данного механизма финансирования был детализирован в циркулярном письме министерства здравоохранения и министерства финансов Республики Беларусь (№ 40/101 от 29 сентября 2000 года). В сотрудничестве с региональными органами исполнительной власти Витебска оба министерства совместно поддержали пилотный проект в этом северном регионе, целью которого была апробация более рационального принципа перераспределения ресурсов для здравоохранения, особенно в области оказания первичной медико-санитарной помощи и профилактики. Кроме финансирования на душу населения, была введена контрактная система для врачей первичного звена. Это постановление и последующее циркулярное письмо определили ежегодные бюджетные и плановые нормы, как на республиканском уровне, так и на уровнях отдельных областей, включая город Минск.
Мероприятия, указанные в циркулярном письме министерства были направлены на:
улучшение эффективности использования ресурсов путем определения приоритетности первичной медико-санитарной помощи и профилактики как более экономичного типа медицинских услуг по сравнению с больничным уходом;
концентрацию ресурсов в тех областях здравоохранения, где они оказывают наибольшее экономическое и клиническое воздействие;
обеспечение территориального перераспределения ресурсов в целях снижения неравенства в объемах, условиях и доступности медицинских услуг;
децентрализацию управления в системе здравоохранением и придание ему большей независимости для выделения ресурсов в соответствии с региональными и местными потребностями и условиями;
уменьшение неравенства между областями с точки зрения доступа и качества медицинской помощи путем снижения диспропорции в обеспечении амбулаторными и клиническими услугами для различных групп населения.
Планируемые мероприятия выглядели очень амбициозными, так как они впервые означали отход от принципа финансирования белорусской системы здравоохранения на основе финансирования по количеству коек. Вероятно по этой причине, данные мероприятия были реализованы не сразу. После того как они были повторно внесены в другие распоряжения и постановления, в конечном итоге в 2004 году началось их осуществление, но и по сегодняшний день они еще полностью не реализованы. Тем не менее в условиях Беларуси данные мероприятия стали первым шагом на пути признания ценности первичной медико-санитарной помощи для эффективного предоставления медицинских услуг.
Концепция развития
системы здравоохранения
Этот документ по вопросам политики включал ориентиры для будущего развития системы здравоохранения на период 2003-2007 годов. Данная концепция была принята Советом министров 8 октября 2003 года (согласно постановлению № 1276). Помимо определения основных принципов системы здравоохранения Республики Беларусь, заключающихся во всеобщем и бесплатном доступе к медицинским услугам, финансируемым за счет государственного бюджета, данная концепция обеспечивала план перехода на новые модели предоставления первичной медико-санитарной помощи. Перераспределение ресурсов при этом должно осуществляться в соответствии с этим новым приоритетом. Основные моменты данного документа включали:
осуществление мер, прописанных в вышеупомянутых постановлении и циркулярном письме (по выделению бюджетных средств в расчете на одного жителя в соответствии с установленными нормативами);