Особенности организации доврачебной помощи пациентам пожилого возраста на базе районной поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: провести анализ работы доврачебных кабинетов и помощника врача с пожилым населением вне основного здания поликлиники в районе обслуживания.
Оценить эффективность функционирования системы оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста.
Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:
Изучить нормативно-правовую базу оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста в Республике Беларусь.
Изучить порядок оказания доврачебной помощи пожилым пациентам в мировой практике.
Проанализировать деятельность функционирования кабинетов на базе открытых в районной поликлиники г. Минска

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ …………………
1.1 Нормативно-правовые основы организации амбулаторной помощи
пожилым пациентам…………………………………………………………….
1.2 Первичная медико-санитарная помощь в Беларуси: национальная ситуация и контекст (На основании результатов, полученных из анкеты для национального уровня по данным ВОЗ)…………………………………
1.3 Проблемы первичной медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста……………………………………………………………
1.4 Зарубежный опыт медико-социального обслуживания пожилых граждан…………………………………………………………………………..

8

15


16

27

28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОВРАЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ……………………………………………
Роль среднего медицинского персонала и перспективы развития оказания сестринской (помощник врача) помощи населению и особенности структуры обслуживаемого населения поликлиники………..
Материалы и методы………………………………………………………

33


33
36
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….


43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Положение о помощнике врача-участкового………….
53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению помощником врача в терапевтическом отделении……………

56
ПРИЛОЖЕНИЕ В Табель оснащения кабинета помощника-врача……….
57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Учетно-отчетной документации помощника врача…...
58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Нормативы времени на амбулаторном приеме и визитах на дому помощника врача…………………………………………….

59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Алгоритм работы помощника врача по наблюдению пациентов на дому………………………………………………………………

60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПОСЛЕДНИЙ Левченко.doc

— 450.50 Кб (Скачать)

 

 

1.3 Проблемы первичной медицинской помощи больным  пожилого и старческого возраста

 

Успешность той или иной системы  здравоохранения определяется путем организации выполнения ее основных функций, среди которых, помимо управленческой, формирования ресурсов и финансирования, находится оказание услуг. Первичная медицинская помощь включает такие ключевые характеристики, как доступность, непрерывность, комплексность и координацию. Особо важным и приоритетным направлением является настоящее время совершенствование оказания медицинской и социальной помощи больным пожилого и старческого возраста.

Прогнозы ООН свидетельствуют  о том, что к 2025 году удельный вес людей старше 65 лет составит десятую часть человечества, а к 2050 году — 1/5. Социально-экономические последствия протекающих процессов, имеющие всеобщий характер, требуют различных действий в отдельно взятой стране [32,33].

Стратегическая политика нашего государства учитывает динамику развития демографических изменений, что позволяет обеспечивать соответствующее и адекватное финансирование медицинской и социальной работы. В национальные программы по здравоохранению Республики Беларусь (РБ) включены Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала и достоинство. Итогом решения глобальных для человечества проблем старения в РБ явился прогресс в области здравоохранения в части защищенности пожилых людей. Первое десятилетие нового века характеризуется некоторыми демографическими отличиями:

- трансформацией к 2050 году, когда уже не каждый десятый, а каждый пятый будет в возрасте старше 60 лет;

- благодаря достижениям медицины и социальных технологий за последние 50 лет отмечается увеличение продолжительности жизни людей на 20 лет;

- число лиц 80 лет и старше в странах Европейского союза увеличилось с 5 до 12 млн за 1960–1990 гг. при изменении половозрастной структуры в пользу преобладания женщин и разницей в продолжительности жизни с мужчинами в 7,5 лет [34,32];

- рост коэффициента иждивенчества (отношение числа нетрудоспособного населения к 1000 трудоспособного). В РБ коэффициент демографической нагрузки (КДН) имеет устойчивую тенденцию к снижению с 1990 г. по 2008 г. с 652 до 488. В этих демографических условиях организация медико-социальной помощи претворяется в жизнь амбулаторно-поликлиническими, стационарными и специализированными организациями системы здравоохранения и социального обеспечения [35,36].

Исходя из имеющихся тенденций, а также истории развития сестринского дела, становится понятным значение координации различных ведомств и структур по осуществлению общих функций по работе с этой категорией населения.

Анализ показал, что численность больничных коек в развитых западных странах в последние годы претерпевает ряд изменений, связанных с повсеместным увеличением количества сестринских коек, а также с возрастанием доли сестринских коек к их общему числу в лечебных учреждениях.

Рациональное перераспределение  имеющихся и увеличение численности  сестринских коек является экономически выгодным, стратегически правильным решением в условиях перехода к новым  экономическим реалиям. Аналогичный  этап отмечается и в системе здравоохранения РБ.

Размещение медицинских и социальных коек на базе существующих стационаров  потребовало комплексного подхода  к проблеме содержания медицинской  и социальной помощи. Совместное финансирование коек больным пожилого и старческого  возраста из бюджета здравоохранения, собственных средств пациентов, из фонда социальной защиты, а также средств общественных фондов, пожертвований граждан, гуманитарной помощи вызвало необходимость совершенствования координации разных ведомств и структур, что позволит повысить качество помощи пожилым.

Удовлетворение общественной потребности  в профессиональном медицинском  и социальном уходе за одинокими  и старыми пациентами наполняет миссию медицинской сестры (МС) новым содержанием

 

1.4 Зарубежный опыт медико-социального обслуживания граждан

 

Старение населения — одна из важнейших проблем нашего столетия. В современном мире растет доля людей  пожилого возраста в населении большинства стран, что связано с увеличением средней продолжительности жизни. В настоящее время примерно 15–17% населения составляют люди старше 65 лет, причем к 2020 году их численность возрастет по меньшей мере в два раза и, по прогнозам, превыси 1 млрд 200 млн человек. Особенно значительно увеличится число по жилых в возрасте 85 лет и старше [37].

Процесс старения населения Земли признается во всем мире проблемой государственной социальной политики и находится под пристальным вниманием правительственных и международных общественных организаций. Одной из важнейших задач ООН и ВОЗ является содействие разработке мероприятий по охране здоровья и социальной защите пожилых людей.

В новейшей истории международный  интерес к проблемам старения в послевоенный период стимулировал создание национальных геронтологических объединений, первым из которых явилось Геронтологическое общество CШA, образованное в 1945 г. За этим последовало создание аналогичных объединений в странах Западной Европы и

Америки.

При ООН и ВОЗ, еще с момента  их создания, были организованы специальные отделы по старению и здоровью. Важным этапом решения проблем социальной защиты пожилых на международном уровне явилось принятие в 1948 г. ООН «Декларации о правах пожилых людей».

Решение проблем пожилых требовало  укрепления международного сотрудничества, поэтому на Первом международном конгрессе по геронтологии в Льеже (1950) была создана Международная ассоциация геронтологических обществ, получившая в этом же году название Международной ассоциации геронтологии (МАГ). В Уставе МАГ подчеркнуто, что основными целями организации является содействие исследованиям в различных областях геронтологии; подготовке кадров; международным связям национальных обществ; организации международных конгрессов по геронтологии.

ВОЗ выделяет три типа медицинской  помощи пожилым:

- первичная медико-санитарная помощь — традиционное оказание помощи службами здравоохранения;

- первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей практики (не ограничивается только врачебной помощью);

- гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады. Медицинская помощь лицам пожилого возраста в странах Западной Европы и США оказывается по следующим основным направлениям:

- амбулаторная специализированная помощь;

- первичная медико-санитарная помощь;

- стационарная помощь;

- учреждения по уходу и осуществление ухода на дому;

- хосписы;

- учреждения по уходу за больными с деменцией (в том числе с болезнью Альцгеймера).

У лиц старших возрастных групп  имеется потребность не только в традиционной медицинской помощи, но также и в развитии других видов помощи и смежных служб — социальной, психологической, занятости и пр. Поэтому медицинская и социальная помощь в большинстве развитых стран мира неразрывно связаны и представляют собой единый комплекс мероприятий. Причем эти тенденции присущи в той

или иной степени всем развитым странам. В большинстве развитых стран мира развитие системы медикосоциальной помощи пожилым направлено на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи, ориентированное на предоставление услуг в нестационарных условиях и создание наиболее оптимальных жилищных условий для этой категории лиц. Важнейший принцип — профилактическая направленность. Отмечено, что эффективная профилактическая медицина на дому способна значительно снизить потребности пожилых людей в госпитализации. Одновременно проявляется тенденция сокращения койко-дней в больницах, достигая, например, в США в среднем лишь 6,3 дней [38,39].

Службы помощи на дому включают: визиты персонала на дом; инфузионная терапия  на дому; поставка медицинского оборудования на дом; хоспис; услуги патронажных работников.

В помощь на дому входит и широкий  круг вспомогательных услуг, таких как доставка пищи на дом, местный транспорт, финансовая помощь, дневные программы на базе медицинских или социальных учреждений. Помощь на дому означает также помощь семье в ее работе по уходу. В последние годы в службах помощи на дому утвердился метод работы командой специалистов или междисциплинарной

командой.

В США профессиональные услуги помощи на дому предоставляют сертифицированные Агентства помощи на дому, которые могут быть частными или некоммерческими. Финансирование их деятельности осуществляют две федеральные программы — Medicare и Medicaid.

Агентства реализуют медицинские  и реабилитационные программы, включая квалифицированный уход, физиотерапию, речевую и трудотерапию, консультации социальных работников, психологов, диетологов и др. В США количество коек в домах по уходу составляет около 1,7 млн. Большинство домов по уходу в США относительно небольшие, в среднем на 80 коек. Около 75% из них — частные, коммерческие, около 15% — частные некоммерческие, финансируемые этническими, религиозными и благотворительными организациями.

Анализ зарубежного опыта организации  стационарной помощи пожилым показал, что наиболее экономически выгодным оказалось функционирование дневных стационаров, долговременных больниц для престарелых, домов сестринского ухода, отделений подострого ухода и др.

В качестве примера комплексного подхода  оказания медико-социальной помощи пожилым можно привести польский опыт, который в сжатом виде можно определить так: «пожилой человек как объект комплексного подхода». Этот организационный проект в 2003 г. Был официально признан в качестве пилотного, награжден французской Национальной премией за социально-экономическую инициативу и по своей сути является реабилитационным. Модель организации гериатрической помощи в Польше сочетает в себе медицинские и социальные подходы с осуществлением мероприятий по уходу. Она оказывается на базе достаточно широкого спектра учреждений и их структурных подразделений: поликлиники, диспансеры, отделения длительного пребывания больных (где осуществляется уход), визиты врача на дом.

В основе предложенной организационной  структуры находится амбулаторная гериатрическая сеть, которая направлена на разрешение имеющихся у пожилых пациентов медико-психологических и социальных проблем, сохранение и поддержание физической, личной и общественной независимости.

Гериатрическая сеть позволяет  постоянно проводить медико-социальные мероприятия на базе: геронтологических центров диагностики и координации; дневных стационаров профилактики и реабилитации; дневных госпиталей.

Стратегия реабилитационной помощи разрабатывается  на заседании бригады специалистов. Руководит назначением лечебно-реабилитационных программ врач-гериатр, дополнения вносят нейропсихолог, социальный работник, физиотерапевт (кинезотерапевт). В ряде случаев дополнительно привлекаются ортопед, психиатр.

Важнейшими направлениями деятельности междисциплинарной команды являются профилактика (предупреждение заболеваний и наступления инвалидности, терапевтическое обучение, пропаганда здорового образа жизни) и реабилитация (проведение мер, направленных на восстановление нарушенных функций после остро возникших серьезных заболеваний).

Любопытны некоторые направления  деятельности дневного геронтологического центра, заключающиеся в осуществлении  терапевтической трудовой занятости (цветоводство, декорирование помещений), арттерапии, проведении тематических экскурсий.

Идеологией деятельности геронтологического центра является свободный выбор пациентом типа активности, способа проведения досуга, отдыха. Такой тип взаимоотношений пациента пожилого возраста и медицинского учреждения благотворно влияет на психологическую

настроенность и, соответственно, способствует укреплению здоровья пожилого человека.

Таким образом, описанный опыт организации  гериатрической помощи позволяет осуществлять перманентное наблюдение и медико-социальную поддержку пожилых пациентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОВРАЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ

 

2.1 Роль среднего медицинского персонала в совершенствовании помощи пожилым людям и особенности структуры обслуживаемого населения поликлиники

 

Работа гериатрической службы Министерства здравоохранения Республики Беларусь направлена на выполнение проводимой государственной социальной политики, нашедшей свое отражение в программе демографической безопасности, а также определенной в Республиканской комплексной Программе социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн на 2006-2010 годы и Республиканской комплексной Программе по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года.

Медицинское обслуживание пожилых людей осуществляется всеми организациями без ограничения по возрасту. В организациях здравоохранения недопустима дискриминация по возрасту. Проведение мероприятий по охране здоровья пожилых в настоящее время возлагается на службу первичной медико-санитарной помощи, представленную, прежде всего участковыми терапевтами и врачами общей практики. Организационно-методическая помощь пожилым, ведение консультативного приема и проведение реабилитационных мероприятий в сформированных группах из числа пожилого населения, проживающего в зоне обслуживания поликлиники, возложена на врачей гериатров. В настоящее время Министерством здравоохранения проводится работа по введению должностей гериатров поликлиник в пределах штатной численности. Все население в возрасте старше 60 лет с целью более раннего выявления и профилактики заболеваний, согласно методическим рекомендациям Министерства здравоохранения, ежегодно осматривается врачом-терапевтом, а при необходимости к осмотрам привлекаются узкие специалисты. В соответствии с требованиями Республиканской комплексной Программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года эта категория пациентов осматривается ежеквартально.

Информация о работе Особенности организации доврачебной помощи пациентам пожилого возраста на базе районной поликлиники