Особенности организации доврачебной помощи пациентам пожилого возраста на базе районной поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: провести анализ работы доврачебных кабинетов и помощника врача с пожилым населением вне основного здания поликлиники в районе обслуживания.
Оценить эффективность функционирования системы оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста.
Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:
Изучить нормативно-правовую базу оказания доврачебной помощи пациентам пожилого возраста в Республике Беларусь.
Изучить порядок оказания доврачебной помощи пожилым пациентам в мировой практике.
Проанализировать деятельность функционирования кабинетов на базе открытых в районной поликлиники г. Минска

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ …………………
1.1 Нормативно-правовые основы организации амбулаторной помощи
пожилым пациентам…………………………………………………………….
1.2 Первичная медико-санитарная помощь в Беларуси: национальная ситуация и контекст (На основании результатов, полученных из анкеты для национального уровня по данным ВОЗ)…………………………………
1.3 Проблемы первичной медицинской помощи больным пожилого и старческого возраста……………………………………………………………
1.4 Зарубежный опыт медико-социального обслуживания пожилых граждан…………………………………………………………………………..

8

15


16

27

28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОВРАЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ……………………………………………
Роль среднего медицинского персонала и перспективы развития оказания сестринской (помощник врача) помощи населению и особенности структуры обслуживаемого населения поликлиники………..
Материалы и методы………………………………………………………

33


33
36
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….


43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Положение о помощнике врача-участкового………….
53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению помощником врача в терапевтическом отделении……………

56
ПРИЛОЖЕНИЕ В Табель оснащения кабинета помощника-врача……….
57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Учетно-отчетной документации помощника врача…...
58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Нормативы времени на амбулаторном приеме и визитах на дому помощника врача…………………………………………….

59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Алгоритм работы помощника врача по наблюдению пациентов на дому………………………………………………………………

60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПОСЛЕДНИЙ Левченко.doc

— 450.50 Кб (Скачать)

разработку  необходимого законодательства в соответствии с новой моделью финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя, а не на объеме оказываемых услуг;

разработку  и внедрение программ развития здравоохранения  в регионах;

особое внимание всех секторов здравоохранения решению основных проблем здоровья, затрагивающих  работающее население (в частности  сердечно-сосудистых заболеваний, цереброваскулярных заболеваний и несчастных случаев);

улучшение стратегии по профилактике и санитарному просвещению;

разработку стандартов медицинского обслуживания на первичном, вторичном  и третичном уровнях;

завершение внедрения модели оказания первичной медико-санитарной помощи, основанной на принципах общей практики, включая применение необходимого медицинского оборудования, во всех сельских районах до 2005 года;

продолжение и усиление мер  для борьбы с туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией и заболеваниями, передающимися половым путем;

применение ресурсосберегающих технологий;

приоритетное внимание осуществлению  наиболее экономически эффективных  мероприятий;

улучшение качества оказываемых  услуг путем стандартизации медицинских технологий и согласования систем управления;

совершенствование системы  оплаты труда медицинскому персоналу  на основе конечных результатов (что  дает им возможность увеличить свои доходы);

развитие унифицированной  системы информационных технологий применительно к оказанию медицинских услуг.

Интересным  элементом данной концепции стало  внедрение модели общей практики применительно к медицинскому обслуживанию в городских районах. Таким образом, предназначение этой модели уже не ограничивалось исключительно сельскими районами. В концепции указывалось что, в зависимости от местных условий, принципы общей практики могут внедряться в пригородных районах. Кроме того, на экспериментальной основе отделения общей практики могут быть созданы в городских  поликлиниках в целях содействия разделению функций (и сотрудничеству) между врачами общей практики и узкими медицинскими специалистами.

Возможности применения данной концепции сделали ее далеко направленной, однако не все цели были достигнуты и не все существенные аспекты были приведены в исполнение. К примеру, сельские больницы были преобразованы в учреждения социального ухода и сельские амбулатории стали медицинскими учреждениями, где работали врачи общей практики. Это усложнило достижение основной цели, заключающейся в уменьшении числа ненужных госпитализаций, экстренных вызовов и записей на прием к узким медицинским специалистам. Помимо отсутствия доверия пациентов к новой системе общей практики и низкому престижу работающих в ней врачей, общая нехватка врачей, занятых в системе первичной медико-санитарной помощи, стала препятствием на пути ее реального усиления. Выделение ресурсов в секторе здравоохранения для больничного ухода преобладает над финансированием для оказания первичной медико-санитарной помощи.

Государственные программы обычно носят широкий характер и финансируются из национального бюджета и осуществляются вне системы МЗ.

Для реализации целей вышеупомянутой концепции Государственная программа  возрождения и развития села на 2006 год предусматривала внесение существенного вклада в решение поставленных задач – и эта работа продолжается. Масштабы данной Государственной программы (рассчитанной на 2006-2010 годы) были шире простого оказания медицинской помощи. Главной ее целью было уменьшение различий в уровне жизни жителей сельских и городских районов, включая внедрение модели общеврачебной медицинской практики во всех сельских амбулаторных учреждениях к 2010 году. С этой целью планировалось качественно улучшить медицинское оборудование и общее состояние зданий медицинских учреждений и переподготовить врачей (терапевтов и педиатров), работающих в амбулаториях, во врачей общей практики. Внедрение этой концепции и Государственной программы способствовали вложению инвестиций в оказание первичной медико-санитарной помощи в сельских районах, а также улучшению качества и расширению доступа к медицинским услугам для сельского населения.

Другие меры в области  политики.

В дополнение к упомянутым выше основным инициативам, были приняты  другие меры, актуальные для оказания первичной медико-санитарной помощи. Они имеют более узкую (техническую) область применения. Ниже приводится их краткое описание.

В 2001 году Минздравом РБ был издан приказ № 132 «О мерах по усовершенствованию первичной медико-санитарной помощи населению в Республике Беларусь». Приказ предусматривал расширение задач врачей общей практики в отношении проведения медосмотров и выдачи свидетельств о заболевании. Что касается регулярного медосмотра детей в школах и детсадах, студентов, ветеранов войны, то приказ не предусматривал участия узких медицинских специалистов, если только результаты обследования не выявляли необходимость обращения к таким специалистам.

В январе 2002 года Министерство труда и социальной защиты издало постановление № 6 “О совершенствовании системы оплаты медицинских работников, занятых в системе министерства здравоохранения, финансируемой из государственного бюджета“. Документ предусматривал внедрение системы оплаты врачам общей практики в зависимости от конечных результатов. Врачи общей практики могли получить премию, составляющую 40% их основного оклада, при условии достижения ряда показателей: числа амбулаторных вызовов, госпитализаций, направлений к узким специалистам, а также в зависимости от пропорции принятых ими пациентов. Ожидалось, что данное постановление повысит качество оказываемой первичной медико-санитарной помощи, а также будут созданы лучшие условия для принятия на работу врачей общей практики и что они будут более мотивированы при оказании медицинской помощи.

В июле 2002 года вступил в силу другой приказ № 116 Минздрава РБ “О урорядочени ведения учетно-отчетной документации врачами общей практки”. Данный приказ стал реакцией на жалобы со стороны врачей общей практики на высокий объем выполняемых ими административных задачи и составление многочисленных отчетов. В приказе были перечислены все необходимые формы статистических отчетов, составляемых врачами общей практики. Отчеты и формы, не одобренные Министерством, будут изъяты из номенклатуры и запрещены.

В феврале 2005 года Министерство труда и социальной защиты издало постановление, в соответствии с которым зарплата участковых терапевтов и педиатров, ВОП и участковых медсестер увеличивалась на 40% от размера их основного оклада.

В мае 2005 года Министерство здравоохранения РБ издало приказ № 95 «Об утверждении штатных единиц медицинских работников амбулаторий». Этот документ устанавливал нормы оказания медицинских услуг в системе первичной медико-санитарной помощи. Для врачей общей практики эта норма составляла 1200 человек (независимо от возраста и пола) на одну штатную единицу; для участковых терапевтов 1700 жителей; и для участковых педиатров 800 детей. Для медсестер и акушерок эта норма составляла 1500 женщин в возрасте от 15 лет. Данный приказ упорядочил ситуацию, при которой ранее врачи и медсестры, вследствие нехватки персонала, вынуждены были обслуживать большее число пациентов, не получая за это соответствующей зарплаты.

Также в 2005 году была опубликована Национальная программа демографической безопасности, рассчитанная на 2006-2010 годы. Несмотря на то что она не была нацелена исключительно на здравоохранение, эта программа имела значение для предоставления населению медицинских услуг. В ответ на ухудшающуюся демографическую ситуацию в стране программа предусматривала ежегодное проведение диспансеризации всего населения с целью выявления сердечно-сосудистых заболеваний, болезней легких, включая туберкулез, сахарного диабета, а также гинекологических и раковых заболеваний. Такой подход потребует значительной части ресурсов в системе первичной медико-санитарной помощи.

Цели развития первичной медико-санитарной помощи.

Вышеупомянутая Государственная  программа возрождения и развития села на 2006 год по-прежнему остается важнейшим рамочным документом для  будущего развития первичной медико-санитарной помощи в Беларуси. Она предусматривает полную реализацию модели общей медицинской практики в сельских районах, включая переподготовку на специалистов общей практики участковых терапевтов и педиатров, а также модернизацию помещений, оснащение медицинской аппаратурой и улучшение условий труда врачей общей практики и медсестер. В настоящее время разрабатываются две другие государственные программы: Государственная программа развития первичной медико-санитарной помощи и Государственная программа развития амбулаторной помощи. Ожидается, что данные программы будут включать следующие важные элементы:

Постепенный переход  в финансирования больничного сектора  на финансирование поликлинической  и первичной медико-санитарной помощи.

Полное укомплектование  системы первичной медико-санитарной помощи врачами и медсестрами.

Расширение функций и  обязанностей медсестер.

Развитие новых услуг, таких как хирургия одного дня  в клинике и медицинский уход на дому.

Инвестирование  в оснащение поликлиник оборудованием.

Дифференциация  вызовов по степени экстренности: при низкой степени экстренности машины скорой помощи не задействуются.

Интеграция  репродуктивного здоровья и противотуберкулезного  лечения в систему оказания первичной  медико-санитарной помощи.

Ожидается, что в ближайшем  будущем первичная медико-санитарная помощь в Беларуси станет более четкой. Государственная программа развития системы первичной медико-санитарной помощи станет более конкретной по сравнению с предыдущими документами. Кроме того, внедрение моделей общей практики в оказание первичной медико-санитарной помощи в городских медицинских условиях уже больше не кажется чем-то неприемлемым. Однако развитие принципов общей практики в городских районах сталкивается с большим скептицизмом по сравнению с внедрением данной системы в сельских районах, что объясняется конфликтом интересов и общим отношением, когда предпочтение явно отдается узким медицинским специалистам.

Центральные и региональные полномочия

В иерархии системы здравоохранения  Республики Беларусь Министерство здравоохранения стоит на вершине. Правительство страны совместно с Министерством здравоохранения несут основную ответственность за функционирование данной системы, что выражается в определении приоритетов в развитии медико-санитарной помощи, управлении процессами оказания медицинской помощи и разработки необходимых нормативных актов. Областные и районные органы здравоохранения несут ответственность за финансирование и предоставление качественных медицинских услуг на местах. Однако их роль в принятии решений ограничена. Преобладают процессы развития здравоохранения по так называемому вертикальному принципу «сверху вниз», что плохо способствует разделению полномочий между различными органами управления. Кроме того, поскольку ответственность за финансирование здравоохранения была возложена на местные органы управления, неравенство в обеспечении качественной медицинской помощью между более богатыми городскими районами и боле бедными сельскими районами усилилось.

Позиция Министерства здравоохранения  по отношению к развитию первичной медико-санитарной помощи.

До недавнего времени  развитие первичной медико-санитарной помощи осуществлялось совместно с  системой оказания помощи узкими медицинскими специалистами в системе Министерства здравоохранения. И только в январе 2007 года при Министерстве здравоохранения был образован специальный отдел первичной медико-санитарной помощи. В обязанности отдела входит обеспечение амбулаторной и поликлинической медицинской помощи, поставка медицинских препаратов для системы первичной медико-санитарной помощи и скорой помощи.

Представители министерства указали, что создание данного отдела имело следующие последствия:

улучшение отношений  с другими министерствами,

более системное  и интегрированное оказание услуг  и уменьшение раздробленности в  работе,

усиление приоритетов  в оказании первичной медико-санитарной помощи внутри самого министерства,

больше внимания мнению самих пациентов,

повышение внимания улучшению качества оказываемых медицинских услуг в сельских районах.

Региональные  различия в оказании первичной медико-санитарной помощи несмотря на то, что региональным органам здравоохранения формально принадлежат больницы и поликлиники, находящиеся на территории той или иной области, тем не менее уровень их самостоятельности в реализации политики с учетом региональных  приоритетов является недостаточным для определения различий между областями и районами в плане организации системы первичной медико-санитарной помощи и оказания услуг. Областные и районные органы здравоохранения исполняют центральные предписания и директивы Министерства здравоохранения. Однако, несмотря на то что модели организации и оказания медицинской помощи унифицированы в масштабах всей страны, способы их практического применения не всегда равноценны. Вследствие усиления роли местного финансирования определенные различия между богатыми и бедными районами все еще существуют. В частности, в районах, где больше развита промышленность, уровень оказываемых медицинских услуг обычно выше, нежели в районах, где экономическая база отсутствует. Это объясняет общее различие между городскими и сельскими районами. Вследствие обширности территорий с низкой плотностью населения обеспечение первичной медико-санитарной помощи в сельских районах в огромной степени зависит от интенсивности работы фельдшерских пунктов (ФАПов), где работают фельдшера и акушерки, а врачи, как правило, отсутствуют. Медицинская помощь с привлечением врачей осуществляется в сельских районах через амбулатории. Таким образом, доступ к медицинской помощи населения, живущего в удаленных районах, ограничен.

Информация о работе Особенности организации доврачебной помощи пациентам пожилого возраста на базе районной поликлиники