Серия геометрических задач как средство выявление связей, способствующих достижению понимания материала курса планиметрии 7 класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: реализация в учебном процессе разработанной серии задач повысит уровень понимания учащихся курса планиметрии 7 класса.
Также мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую и психологическую литературу с целью построения терминологического поля исследования.
2. Выявить способы достижения понимания учебного материала учащимися.
3. Выявить средства достижения понимания учебного материала учащимися.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Процесс достижения понимания учебного материала учащимися…. 8
Определение понимания, смысла и значения. Их взаимосвязь ………..8
Уровни понимания……………………………………………………...14
Причины непонимания и признаки понимания учебного материала……………………….…..…………………………...………..18
Способы и средства достижения понимания………………………….20
1.5 Задачи как средство достижения понимания математического материала…………………………………………………………………25
Глава 2. Серия задач, направленная на выявление связей в математическом материале……...…………………………………………………………………… 30
2.1. Структура серии задач……………...……………………………….……. 30
2.2. 2.2 Серия задач направленных на достижение понимания, по средствам которых выделяются связи в математическом материале 7 класса.……………………………………………………………………………….32
2.3. Апробация ………………………….……………………...…………….…63
Заключение………………………………………..……………………………….91
Список литературы………….……………………………………………………93

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ ЧУРИНА А..doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Однако потенциально существующие возможности задач  в рассматриваемом аспекте совершенно недостаточно реализуются в практической деятельности, просто использование задач в обучении математике, как показывают наблюдения, далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому необходимо осуществлять отбор задач для реализации рассматриваемой цели и предпочтение отдавать таким, особенности которых позволяют ярко выделить используемые приемы деятельности по достижению “понимающего” усвоения задач. О.И. Плакатина выделяет следующие классы таких задач:

      1. Задачи, “требующие” перевода с одного языка на другой. В таких задачах подразумевается переход от нематематического языка к языку математики; от математического языка, содержащего компоненты естественного языка, к графическому, символическому и др. языкам; перевод с помощью специальных методов и т.п.
      2. Задачи с вариативными условиями. Здесь имеются в виду задачи, в которых возможны различные ситуации относительно данных или искомых компонентов задачи, требуется рассмотрение этих ситуаций и, нередко, в разных ситуациях получаются разные ответы.
      3. Задачи с “парадоксальными” данными или результатами. Здесь имеются в виду задачи, в ходе решения которых появляются данные, противоречащие, на первый взгляд, условию или здравому смыслу. Такой вывод побуждает решающего к углубленному анализу задачи. Задачи этого класса, так же, как и предыдущего, формируют гибкость, критичность, осознанность мышления и способствуют более высокому уровню понимания.
      4. “Провокационные” задачи. Таким термином обозначим задачи, в которых автором преднамеренно допущена ошибка. При попытке решить такие задачи ученик может столкнуться с различными ситуациями: задача не имеет решения, и необходимо разобраться в причине, по которой не удается найти решение; формально решение задачи может быть найдено, но анализ условия показывает, что описанные в задаче объекты не существуют.
      5. Задачи с недостающими или избыточными данными. Условия задач указанного класса “вынуждают” учащихся к дополнительному анализу, выявлению связей, базы данных, необходимых и достаточных для того, чтобы задача стала вполне определенной, и, следовательно, формируют у школьников умения, необходимые для осуществления процесса понимания материала. (эти задачи являются подвидами задач с вариативным условием)

Как уже было замечено выше данные задачи побуждают учащихся к дополнительному анализу, и как следствию- выявлению связей. И для того. Чтобы акцентировать внимание учащихся на конкретных связях, мы предлагаем выделять при помощи наводящих вопросов.

Вывод:

1) В первой главе  нами был проведен анализ литературы, в котором мы определили терминологическое поле нашего исследования. Проанализировав различные трактовки понятия понимания  и интерпретировав их, мы определились, что понимание мы будем рассматривать, как процесс постижения смысла, способность устанавливать взаимосвязи между компонентами знаний для получения личностно- значимых смыслов. Так как достижение понимания связанно с постижением смысла и значения понятий, то мы так же определились с трактовками данных понятий и решили, что «значение» и «смысл» будем отождествлять соответственно с «содержание» и «объемом» интересующего нас понятия.

2) Также мы исследовали  причины непонимания, которые  делятся на психологические, дидактические,  лингвистические, логические и  физиологические. Данные причины  непонимания необходимо устранять из учебного процесса, что будет также способствовать улучшению понимания учебного материала.

3) Мы отметили, что понимание имеет уровни, которые зависят от качества характеризующих его параметров. В основном авторы классифицируют понимание в зависимости от глубины понимания.

4) Рассмотрев различные способы достижения понимания, мы решили придерживаться такого способа, как установление  связей в учебном материале, который подразумевает под собой установление различных связей между компонентами знаний, потому что математический материал сложно понять из-за высокого уровня абстракции.

5) В соответствии с  деятельностным подходом, для организации

собственной деятельности учащихся, мы решили использовать типы задач, предложенные О.И.Плакатиной, в процессе решения которых создаются такие ситуации, которые побуждают учащихся дополнительно анализировать условия и требования задачи. К таким задачам относятся задачи, требующие перевода с одного языка на другой, задачи с вариативным условием, задачи с «парадоксальными» данными и результатами, «провокационные задачи» и задачи с избыточными данными.

6) Проведенный анализ состояния проблемы привел нас к выводу, что способы и средства достижения понимания определены, но проблема остается проблемой, т.к количество задач описанных в литературе недостаточно, чтобы их можно было применять в реальном процессе обучения, адекватно усваиваемому содержанию и в пределах временных рамок урока. Поэтому мы считаем необходимым разработать серию задач, направленную на достижение понимания учебного материала, по средствам которой устанавливаются связи в процессе их решения.

 

 

Глава 2. Серия задач, направленная на выявление связей в математическом материале

 

  На основе теоретических положений, изложенных в первой главе, опишем сконструированную серию задач. 

  

    1. Структура серии задач

 

Рассмотрим выбранные нами в первой главе способ и средства достижения понимания подробней. Мы будем достигать понимания путем выявления связей в процессе решения специальных задач. На данном этапе нашего исследования мы остановились на таких связях как «родовидовая», «сходства- различия» и «связь, имеющая одинаковую интерпретацию либо на другом языке, либо на модели более низкого уровня абстракции». Данные связи, мы будем выделять по средствам решения задач, предложенных О.И.Плакатиной и акцентировать внимания учащихся на данных связях, мы предлагаем при помощи ответов на наводящие вопросы, которые составлены для каждой задачи. Так как серию задач мы разрабатывали для 7 класса, то в зависимости от простоты содержания курса планиметрии, нами не были рассмотрены задачи, требующие перевода с одного языка на другой. Данные задачи, на наш взгляд, необходимо применять тогда, когда начинается изучения уравнений задающих геометрические фигуры и плоскости, что дает возможность данного перевода.

Серия состоит из 45 задач, разработанных в соответствии с содержанием курса геометрии 7 класса по программе Л.С. Атанасяна.

Для наглядности полноты  установления рассматриваемых нами связей в сконструированной серии задач мы составили таблицу №1.

Таблица №1

 

 

Темы

Родовидовая связь

Связь сходства и различия

Связь, имеющая одинаковую интерпретацию  либо на другом языке, либо на модели более  низкого уровня абстракции

Периметр треугольника

______________

№1,№2,№3, №15,№27 ,№43

_____________

Признаки равенства треугольников

№4,№16,№18, №28,№29,№31, №44

№4,№16,№17, №18,№28,№29, №30,№31,№44

№31

Равнобедренный треугольник

№5, №6,№33

№5, №6,№33

№33

Медиана, биссектриса и высота треугольника

№32,№45

№32

№32

Теорема о сумме градусных мер углов треугольника

№9

№7,№8,№9, №10,№21,№22, №23

№23,№24

Соотношение между сторонами и  углами треугольника

№25,№42

№25,№26,№41, №42

№26

Признаки и свойства параллельных прямых

№11,№12,№34,

№36,№37,№38, №39,№40

№11,№12,№19, №20,№34,№35, №36,№37,№38, №39,№40

№11

Свойства прямоугольного треугольника

№13

№13

_____________


 

 

    1.  Серия задач направленных на достижение понимания, по средствам которых выделяются связи в математическом материале 7 класса.

 

Данная серия задач  содержит в себе задачи с вариативным условием, задачи с парадоксальными данными и результатами, «провокационные задачи» и задачи с избыточными данными. На каждый тип сконструированы задачи по разным темам.

 

Задачи с  вариативным условием

Периметр треугольника

 

Задание 1. В треугольнике АВС стороны АВ и ВС равны, АС=8 см, точка Е принадлежит стороне ВС, причем ВЕ равно ЕС. Точка Е делит периметр треугольника АВС на две части, из которых одна больше другой на 2 см. Найдите длину стороны АВ.

-Для решения данной задачи необходимо помнить что нужно, чтобы найти периметр треугольника (знание мер сторон треугольника), и необходимо обратить внимание на то, что в этой задаче  не указанно периметр какого треугольника больше, поэтому появляются две подзадачи.

1 случай: РАВЕ= РАЕС+2

Ответ: 10 см.

2 случай: РАВЕ+2= РАЕС

Ответ: 6 см.

 Вопросы:

-Что необходимо для  нахождения периметра треугольника? (длины сторон треугольника)

Связь сходства и различия между периметром треугольника и периметром других фигур.

Задание 2. Периметр треугольника АВС равен 60 см. Найдите стороны треугольника, если сторона АВ меньше другой на 7 см, а АС равна 23 см.

- Для решения этой задачи необходимо помнить, как найти стороны треугольника, зная периметр, необходимо также знать что длина обладает свойством аддитивности. Также нужно учесть то, что в задаче не уточнено, меньше какой стороны сторона АВ. Отсюда появляются две подзадачи.

1 случай: |АВ|=|BC|-7

Ответ: |АВ|=15 см, |BC|=22 см.

2 случай: |АВ|=|АC|-7

Ответ: |АВ|=16 см, |BC|=21 см.

Вопросы:

-Что необходимо для нахождения периметра треугольника? (длины сторон треугольника)

Связь сходства и различия между периметром треугольника и периметром других фигур.

Задание 3. Сторона АВ треугольника АВС равна 26 см, сторона АС вдвое меньше одной из сторон, а сторона ВС на 4 см меньше стороны АВ. Найдите периметр треугольника АВС.

- Для решения этой задачи необходимо помнить, что нужно, чтобы найти периметр треугольника и что длина- величина аддитивная. Также нужно учесть то, что в задаче не уточнено, меньше какой стороны сторона АС. Отсюда появляются две подзадачи.

1 случай: |ВС|=2|АС|

Ответ: РАВС=59 см

2 случай: |АВ|=2|АС|

Ответ: 61 см

Вопросы:

-Что необходимо для  нахождения периметра треугольника? (длины сторон треугольника)

Связь сходства и различия между периметром треугольника и периметром других фигур.

 

Признаки равенства  треугольников

 

Задание 4. Точки А и С не лежат на прямой а. Перпендикуляры  АВ и СD к прямой а равны. Найдите DАВ, если ВСА равен 38 градусов.

- Для решения данной задачи необходимо знать, что перпендикуляр к прямой единственный и проходит под углом 90 градусов к данной прямой, знание свойств равных фигур, в данном случае треугольников, что соответственные углы равны, необходимо знать, что нужно для применения первого признака равенства треугольников, и знать, что величина угла обладает свойством аддитивности. В данной задаче не указанно по одну или по разные стороны от прямой лежат перпендикуляры, поэтому появляется два  случая, причем в каждом получается разный ответ.

1 случай:  АВ и СD лежат по одну сторону от прямой а

Ответ: ВАD=52 градуса


 

2 случай: АВ и СD лежат по разные стороны от прямой а

Ответ: ВАD=128 градусов

 

Вопросы:

- Что означает «перпендикуляр к прямой»?

- Что необходимо для  применения первого признака  равенства треугольников?

- Какое свойство позволяет  нам складывать и вычитать  градусные меры углов?

Родовидовая связь между понятиями «прямые» и «перпендикулярные прямые».

Связь сходства и различия между признаками равенства треугольников.

Связь сходства и различия между равными и неравными треугольниками, в данном случае, что у равных треугольников, соответственные элементы равны.

Связь сходства и различия между аддитивной и неаддитивной величиной.

 

Равнобедренный  треугольник

 

Задание 5. Найдите периметр равнобедренного треугольника, у которого стороны равны 8см и 9см.

- Для решения данной  задачи необходимо знать, что  необходимо для нахождения периметра  треугольника, и знать свойство  равнобедренного треугольника, т.к  в задаче не указанно какая  сторона чему равна, то появляются  два случая решения этой задачи, причем ответы получаются разными.

1 случай      2 случай


Информация о работе Серия геометрических задач как средство выявление связей, способствующих достижению понимания материала курса планиметрии 7 класса