Развитие количественных представлений у старшихдошкольников в малокомплектном детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:12, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

В заключение спросили: «Сколько всего насекомых в доме мухи? Сколько у мухи гостей? Кого больше, насекомых или гостей и почему?» (Последний вопрос задавали детям подготовительной к школе подгруппе.)

В следующем  задании  предлагали  детям положить в ряд 10 треугольников, а затем заменить пятый (седьмой, девятый) треугольник кругом, задавали вопросы: «Которые по счету у вас треугольники (круги)? Сколько их?» После этого давали  новое задание: составить группу из трех разных фигур. После его выполнения ставили вопросы: «Сколько в группе фигур? Как она составлена? По скольку разных фигур?» Далее дети составляли группы из четырех и пяти разных фигур. В заключение детям подготовительной к школе подгруппы задавали вопросы: «Сколько единиц содержится в числе 2 (3, 4, 5)?».

В работе с детьми старшей подгруппы в малокомплектном  детском саду целесообразно использовать комплексные занятия, которые позволяют  гибко реализовать в режиме дня  разные виды деятельности, а  также  сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Мы использовали занятия из методического пособия Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в детском саду», которое составлено в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство».

Мы провели  с детьми старшей подгруппы комплексное  занятие, цель которого было:

1. Закрепить  знание цифр и чисел натурального  ряда. Способствовать усвоению счета и отсчета в пределах десяти.

2. Развивать  внимание, умение наблюдать, анализировать,  сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам.

3. Воспитывать любовь к животным, стремление их рисовать, выбрать персонаж для изображения, использовать разные средства и приёмы выразительности, учить использовать различные графические материалы.

Мы прикрепили на ковролин изображение волшебника Магнолика, сообщили, что это директор Цифроцирка, его имя Магнолик Нолик. Он приглашает детей на представление, но сначала предлагает расставить цифры по порядку.

Цифры  были расположены на ковролине в случайном  порядке. Ребенок должен был найти  и назвать числа в порядке возрастания, указывая на них указкой. В качестве усложнения мы предлагали детям назвать числа в порядке убывания.

Затем познакомили  детей с артистами - зверятами-цифрятами, постепенно прикрепляя их на ковролин:

- Ежик Единичка - наездник, Зайка Двойка - укротитель диких зверей, Мышка Тройка - воздушная гимнастка, Крыска Четверка - силачка, Пес Пятёрка - жонглёр, Кот Шестерка - акробат, Крокодил Семерка - канатоходец, Обезьяна Восьмерка - заклинательница змей, Лиса Девятка - фокусница и маг по имени Магнолик Нолик.

Все герои собрались  вместе на арене Цифроцирка. Найдите  и назовите каждого.

-     Скажите, на какую цифру похож  Магнолик (на  ноль), Ежик (на единицу) и т. д.

-     Помогите Магнолику Нолику построить  всех артистов в ряд. Первым  встал Ежик Единичка. Кто следующий?

На арене  маг Магнолик.  Отгадайте, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если любимое число этого артиста меньше девятки; больше четверки и т. д.

В цифроцирке  антракт, мы предлагали  детям отдохнуть.

Гимнастика  «Как живешь?»

- Как живешь? - Вот так!

- А плывешь? - Вот так!

- Как бежишь? - Вот так!

-Вдаль глядишь? - Вот так!

- Ждешь обед? - Вот так!

- Машешь вслед? - Вот так!

- Утром спишь? - Вот так!

- А шалишь? - Вот так!

Затем мы предложили детям  поиграть в новую игру, которую  Магнолик подарил детям, она называется «Разноцветные палочки». Предложили детям  разобраться, сколько в игре синих, красных, зеленых и желтых «палочек». Дети сортировали  все пластинки по цвету полосок и пересчитывали их.

Мы обращали внимание, что на каждой пластинке разное количество «палочек». Магнолик предлагал разложить их по группам. В первой группе - пластинки с одной палочкой, во второй - с двумя, и т. д. Дети сортировали все пластинки по количеству палочек на них, а затем пересчитывали.

  Дальше дети помогали Магнолику найти соответствующие пластинки. «уголки» (пластинки с полосками в виде угла),  «колечки» (пластинки с четырьмя полосками), «рельсы» (пластинки с полосками друг напротив друга), «воротики» (пластинки с тремя полосками).

Магнолик сложил из разноцветных «палочек» единицу,  накладывая  пластинки  друг на друга и на схему.  Мы сделали  точно так же, а затем  собрали единицу из «палочек» синего цвета.

Мы провели  физкультминутку  «Смелый солдатик».

На правой ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади,

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

 

Затем спросили детей: «Какие звери выступают в  цирке?». Предложили нарисовать набросок животного графическим карандашом, а потом закрасить кистью, «тычком».

Мы считаем, что  работа с детьми  в малокомплектном  детском саду  будет  наиболее  плодотворной тогда,  когда  занятия  проводятся  отдельно с каждой  подгруппой. Такие занятия организационно проще. На них обычно планируют самые сложные темы, излагают новый материал.  В своей работе мы использовали занятия В.Н. Волчковой, Н.В. Степановой, разработанные на основе программы «Детство» для детей старшего дошкольного возраста.  Мы проводили занятие на тему:

1. Знакомство  с понятием «линейка», обучение её практическому применению. Закрепление знаний о прямой и кривой линиях.

2. Упражнение  в счете в пределах 10  и обратно.  Цифра «8» (палочка Кюизенера вишнёвого цвета).

Цель  занятия: закрепление навыков прямого и обратного счёта до 10 и называние чисел в обратном порядке; развитие памяти, мышления, воображения.

Мы задавали детям вопрос: «Что такое «линейка»?

Выслушивали ответы и подтверждали, что «линейка» - от слова «линия»: названия просто так  не даются, они обязательно связаны  с предметами. Затем предлагали  поиграть в игру  «По названию всех предметов, которые окружают детей»  (ручка, окно, лист, батарея и т.д.). В заключение дети учились проводить прямые линии по линейке.

Затем мы вместе с детьми считали предметы на карточках.  Спрашивали детей:

- Сколько предметов  на верхней полоске? (Семь.).  Просили добавить еще один.

- Сколько будет? (Восемь.)

Игру повторяли  несколько раз с разными предметами, потом на палочках Кюизенера.  Дети с  нашей помощью  искали чёрную полоску («7»), приставляли к ней белую («1»), затем  искали подходящую, чтобы равнялась этим двум по величине. Дети путём проб или наглядно находили полоску вишнёвого цвета. Эта полоска означает число «8».  Мы показывали  цифру «8», читали стихи о том, на что похожа цифра «8»:

Цифра восемь так вкусна, из двух бубликов она.

Цифру восемь, цифру  восемь на носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки - получаются очки.

Потом проводили  игру «Считай – не ошибись».

Эта игра помогла  закрепить прямой и обратный счёт. В игре использовался мяч. Дети располагались полукругом. Мы бросали мяч любому ребёнку и называли число («четыре», «пять», «шесть» или др.).  Тот, кто поймал мяч, продолжал счёт («пять, шесть, семь, восемь...»), («шесть, семь, восемь...»),  («восемь, девять, десять»). Игра проводилась в быстром темпе и задания повторялись много раз, чтобы охватить как можно больше детей. Потом считали в обратном порядке: например, мы называли число «семь»,  ребёнок  продолжал  «шесть, пять, четыре, три, два, один, ни одного...».

С целью развития у детей количественных представлений были подобраны дидактические игры и разработана система их проведения. Смотри приложение 5.

  Данная система содержит перечень  дидактических игр, направленных  на повышение уровня развития  количественных представлений, предложенных авторами Жикалкиной Т.К.(13), Ерофеевой Т.И.(12), Новиковой В.П.(29), Удальцовой Е.И. (44)

При составлении  данной системы мы учитывали принципы дидактики: последовательности, систематичности, сложности материала, учитывали  возраст детей, их индивидуальные особенности. Разработанная система дидактических игр и их апробация предусматривала отбор игр в соответствии со следующими критериями:

  • соответствие игрового материала задачам исследования;
  • включённость тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
  • доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

          В соответствии с данной системой, еженедельно проводили три-четыре  игры на развитие количественных  представлений.  Эти игры проводили в ходе занятий, повседневной деятельности, на прогулке с детьми экспериментальной  группы.

Мы  разработали следующие рекомендации для воспитателей по использованию системы дидактических игр на развитие количественных представлений у детей:

1. Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

2.  Подать  игру детям так, чтобы вызвать  у них интерес, повысить их  активность, эмоциональность.

3. Готовить игры  совместно с детьми, с целью  повышения интереса ребенка к игре, воспитания трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу.

4. Использовать  в игре материал,  не требующий  длительной и трудоемкой подготовки.

5. Принимать  участие в играх, быть объективным,  справедливым в оценке результатов, не «подыгрывать» детям.

6. Использовать  в работе с детьми старшего  дошкольного возраста словесные  игры, так как они не требуют  особых усилий для их проведения  и способствуют развитию математической  речи.

7. Продумать  варианты усложнения дидактической  игры и меры помощи.

8. Предлагать  дидактические игры для самостоятельной  деятельности детей, продумав  их размещение в игровом уголке  и сменяемость (не менее двух  раз в месяц).

9. Провести работу  с родителями, направленную на  использование дидактических игр, с  целью развитие количественных представлений у детей в условиях семьи.

Так, в первую неделю октября  месяца, на занятии  по математике проводилась дидактическая игра «Лучший счётчик», цель которой научить детей устанавливать соответствие между числом и цифрой.  На прогулке проводилась дидактическая игра «Курочка и цыплята», цель которой закрепление навыков счёта. Во второй половине дня была организована игра на формирование числовых и пространственных представлений у детей «Построим домик для рыбок».

Во вторую неделю октября на прогулке была проведена дидактическая игра «Составим поезд», цель которой закрепить приём образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.  На занятии проводилась дидактическая игра на установление соответствия между числом и цифрой «Хлопки». Во второй половине дня проводилась дидактическая игра на закрепление нумерации чисел первого десятка «Построим домик».

Аналогично, по такому же принципу, строилась работа и в дальнейшем, в соответствии с предложенной системой работы.

Мы уделяли  внимание развитию счётной деятельности с участием разных анализаторов: счёт звуков, движений, предметов на ощупь.

Например, проводили  игру «Пошли, пошли, поехали». Предлагали детям стать в круг, руки спрятать за спину. В руки каждого ребёнка вкладывали карточку, на которую нашиты пуговицы от 1 до 5 штук. Они считали пуговицы, держа руки за спиной. На слова:  «У кого пуговица?  У кого 2 пуговицы?» – дети показывали карточку с соответствующим количеством пуговиц.

Мы объясняли  правила игры: «Когда скажем (пошли, пошли, поехали) - вы держите карточки перед собой, пуговицами вниз, чтобы  их не было видно, и передаёте один другому по кругу. Когда скажем (стой), карточку, которая будет у вас  в руках, спрячьте за спину и посчитайте на ощупь, сколько на ней пуговиц. Подглядывать нельзя!».  Игру повторяли несколько раз.

Зная, что у  дошкольников трудно длительное время  поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к  одной игре, мы старались уделять больше внимания играм с различными вариантами – одну и ту же игру видоизменяли. Это позволяло снять трудности в усвоении правил игры и сохраняло ещё некоторое время интерес к уже знакомой детям игре.

Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводилась игра «Что изменилось?». В этой игре использовался различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.

В результате, за два месяца проведения формирующего этапа эксперимента проведено 28 дидактических игр.

Из них с  целью закрепления счёта проводились игры: «Курочка и цыплята», «Весёлый счёт», «Сколько?», «Чудесный мешочек», «Конструктор», «Пошли, пошли, поехали», «Рассеянный художник». Мы старались донести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов.

Например, в  игре «Сколько?» детям показывали карточку с кружками и предлагали ответить на вопрос «Сколько?». Ребёнок, обнаружив при подсчёте нужное число  животных  (на карточках, розданных детям, изображены животные), объяснял: «У меня две коровы» или «У меня девять уток».

Информация о работе Развитие количественных представлений у старшихдошкольников в малокомплектном детском саду