Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:12, дипломная работа
Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе. В настоящее время подготовка к школе детей дошкольного возраста может осуществляться в различных типах дошкольных образовательных учреждений, группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, на дому специально подготовленными педагогами, в разновозрастных группах ДОУ или малокомплектных детских садах, число которых увеличивается особенно в сельской местности. Долгое время малокомплектный детский сад признавался неперспективным и особенности воспитания и развития детей в разновозрастных группах практически не исследовались. Интерес к работе этих учреждений появился в конце 80 - начале 90-х годов.
Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения  математике дошкольников в малокомплектном детском  саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ  для дошкольных образовательных  учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3  Дидактические основы формирования  количественных представлений у  детей дошкольного возраста в  процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных  представлений у дошкольников  в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
       Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию  количественных представлений у  старших дошкольников  в процессе  обучения в разновозрастной группе….….52
     2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список  использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77
у старших дошкольников
Рис. 2.3.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали эффективность представленной системы работы и целесообразность использования разнообразных дидактических средств, способствующих развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду. В разновозрастной группе целесообразно использовать процесс взаимообучения. Этот процесс рассматривается как взаимодействие и общение детей разного возраста, в ходе которого осуществляется усвоение знаний, умений, навыков и происходит развитие детей разных возрастов.
Заключение
В условиях сохранения 
и возрождения малокомплектных 
детских садов обострилась 
В работах В.Н. Аванесовой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, И.С. Дёминой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньковской, С.Г. Якобсон и др. отмечается, что само по себе пребывание детей разного возраста в одной группе не гарантирует продуктивного их взаимодействия. Необходимы усилия педагогов, направленные на организацию совместной деятельности дошкольников в процессе воспитания и обучения.
Организация педагогического процесса в малокомплектном детском саду имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
К менее изученным и слабо освещенным в научной литературе относятся вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, в том числе и количественных.
Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Проблема развития количественных представлений у детей дошкольного возраста при значительной своей разработанности до сих пор остаётся весьма актуальной.
Эта актуальность связана с тем, что существуют разные теоретические подходы к этой проблеме. Кроме того, сохраняется большая практическая значимость проблемы. Методику формирования количественных представлений у дошкольников в ДОУ разрабатывали Н.Г. Бакст, А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Т.И. Ерофеева, Н.А. Зайцев, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, З.Г. Пигулевская, Я.Ф. Чекмарев, Е.И. Щербакова и другие. Однако проблема развития математических представлений, в том числе и количественных, в условиях малокомплектного детского сада (разновозрастной группы) ждет своего решения.
Анализ программ ДОУ показал, что нет специально разработанных программ для обучения и воспитания детей в условиях разновозрастной группы. Они обучаются по тем же программам, что и дети, посещающие различные типовые дошкольные учреждения.
Особое место на занятиях в детском саду отводится дидактическим средствам обучения (дидактические игры, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, занимательные задачи), с помощью которых дошкольники знакомятся, закрепляют, уточняют математические знания, умения и навыки.
 В ходе 
опытно-экспериментальной 
На этапе формирующего эксперимента разработали и апробировали систему работы по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду. Активно использовали в работе по математическому развитию старших дошкольников разнообразные дидактические средства: дидактических игры, малые фольклорные жанры, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, занимательные задачи.
Результаты 
опытно-экспериментальной 
Проблемно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы, данные экспериментального исследования показали, что работа с учётом специфики разновозрастной группы, использование разнообразных дидактических средств способствуют эффективному обучению математике старших дошкольников в малокомплектном детском саду, в том числе и в процессе развития количественных представлений.
       
Поставленная проблема, безусловно, 
не исчерпывается данным исслед
 
Список используемой литературы
 
Приложение 1
Развитие количественных представлений по программе «Детство»
В программе «Детство» (2004) в соответствии с возрастными возможностями детей педагог создаёт условия для развития у дошкольников представлений о множествах:
1.1. Учит детей 
- на основе развития сенсорного 
восприятия – выделять 
1.2. Создаёт условия 
для овладения детьми 
Педагог развивает представления детей о числах.
2.1. Создаёт условия 
для освоения детьми 
Формирует у детей умение сравнивать множества и числа.
Учит счёту как деятельности с конечными множествами, включающей следующие структурные компоненты:
2.2. Формирует у детей представления о числе в процессе овладения предметными действиями с величинами непрерывными и дискретными.
2.3. Знакомит со способами получения чисел, отличающихся на единицу, с местом и порядком следования чисел в числовом ряду. В частности, использует числовые «лесенки», «штанги», цветные палочки Кюизенера, «дроби» и др. методические пособия для развития умений определять место каждого числа в натуральном ряду, состав чисел, пользоваться разными способами их образования, для знакомства детей с арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления (в доступных пределах).
Учит считать предметы по порядку (в пределах 10) слева направо и справа налево в зависимости от заданных условий (направление движение, предметный ориентир, практическая необходимость).
Предлагает детям упражнения, развивающие умения видеть постоянство количества и независимость итогового числа от начальной точки, от направления счёта. Организует упражнения в сосчитывании предметов при использовании разных анализаторов: не только визуально, но и по осязанию, в счёте звуков, движениё и т.д.
2.4. Показывает значение счёта и чисел в разных видах человеческой деятельности, в быту, для ориентировки в окружающей действительности.
2.5. Формирует дифференциацию действий сосчитывания и отсчитывания.
2.6. Формирует представления о независимости числа предметов от их несущественных (для математики) признаков: цвета, формы, размера, расстояния между ними, расположения их в пространстве, занимаемой площади.
2.7. Способствует осмыслению цифр как специальных, знаков, приспособленных для обозначения чисел, учит различать их, находить, выстраивать в ряд, воспроизводить (на основе обследовательских действий, штриховки цифр, образов художественной литературы).
2.8. Развивает представления о количественном и порядковом значении чисел.
2.9. Учит делить предметы на равные части, знакомит с долями (дробными числами).
2.10. Совершенствует умение детей сравнивать числа, развивает их представление об относительности величины чисел (5>4, но 5<6), что способствует формированию представления о свойстве транзитивности отношений «меньше» и «больше» (если 1<2 и 2<3, то 1<3).