Использование мультимедийных технологий на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:41, доклад

Краткое описание

Мультимедиа – это средство познания

Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Файлы: 1 файл

мультимедиа.docx

— 36.25 Кб (Скачать)
 

Использование мультимедийных технологий на уроках математики 

     Мультимедиа – это средство познания

     Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде.

     Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа  способствует развитию мотивации, коммуникативных  способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический  компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между  учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для  использования в различных учебных  ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

            Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов. Способен синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

            Компьютерная презентация – это созданный на компьютере и предназначенный для показа электронный документ, содержащий тексты, рисунки, таблицы, диаграммы. Он может также содержать эффекты анимации, звуковое сопровождение и видеофрагменты. 

            Выделяют следующие  виды презентаций:

  • Опорный конспект – на слайдах кратко излагается теоретический материал урока, преимущественно с использованием схем, таблиц, рисунков. Учитель демонстрирует слайды синхронно с изложением теоретического материала. Однако презентацию может использовать и учащийся для самоподготовки.
  • Иллюстративный альбом содержит только иллюстрации по определенной теме. Её целесообразно наполнять изображениями таких объектов, которые невозможно продемонстрировать на уроке по тем или иным причинам.
  • Информационная (тематический слайд-фильм) – такая презентация содержит обширный текстовый информационный материал по какой-либо теме или проблеме, множество иллюстраций и медиа-объектов. Её особенностью является наличие дополнительных занимательных сведений и можно предложить учащимся изучить самостоятельно, отвечая на вопросы.
  • Контрольно-обучающая – содержит на слайдах контрольные вопросы, задания  и варианты ответов. Особенностью таких презентаций является интерактивность и возможность узнать правильный ответ, что обеспечивает обучающий характер.
  • Выставка – как правило, содержит фотографии лучших работ учащихся по какой-либо теме, например, фотографии результатов выполнения проектных работ.

            Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

                      Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс.

          Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Просто необходимо определиться с содержанием урока, очень удобно использовать готовые уроки, которых сейчас великое множество.

         Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

         Второй шаг – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно достаточно быстро. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения целесообразно применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному курсу можно использовать тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.

        Вывод: Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а, значит, остаётся больше времени на закрепление.

       Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.

        Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.

         Основная задача учителя заключается в выработке стратегии по формированию у обучаемых начальных навыков работы. При этом он должен предусмотреть: ознакомление обучаемых с основными объектами, выводимыми на экран; выработку навыков поиска необходимой информации.

      Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.

     При решении подобных задач  школьники приобретают не только  математические знания и умения, но и навыки работы с мультимедийными  программами. Использование на  уроке таких элементов способствует  формированию у школьников умений  работать с различной информацией,  критического к ней отношения,  развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и  эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса  учащихся к предмету, обеспечивает  связь учебного материала с  окружающей жизнью.

         Надо отметить, что мультимедийные  программные средства несут в  себе широкие возможности, главное,  чтобы это поняли обучаемые.  Это понимание должно перерасти  в заинтересованность не только  учеников, но и учителя, что  позволит ему по-новому взглянуть  на методику построения уроков.

         Методика использования  мультимедиа технологий  предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
 

      Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

   Данную  технологию можно рассматривать  как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением  которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения  учебного материала и обеспечения  его успешного восприятия, которое  усиливается при подключении  зрительной памяти. Известно, что большинство  людей запоминает 5% услышанного  и 20% увиденного. Одновременное использование  аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа  программы представляют информацию в различных формах и тем самым  делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для  изучения конкретного материала, в  среднем составляет 30%, а приобретенные  знания сохраняются в памяти значительно  дольше.

     При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

     Структурная компоновка мультимедийной презентации системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

    Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

     Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

      Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

 

Мультимедийные  технологии могут  быть использованы:

1. Для объявления  темы 

    Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Для атуализации  знаний

3. Как сопровождение объяснения учителя

    Можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Информация о работе Использование мультимедийных технологий на уроках математики