Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, курсовая работа
Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Цель данной работы – обосновать применение компьютерных технологий в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности как одного из перспективных средств обучения.
Задачами данной работы являются:
Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения.
Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения по дисциплине основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение методик использования компьютеров на уроке основы безопасности жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..……5
1.1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………5
1.2. Дидактические принципы компьютерного обучения……………………...9
1.3. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы……………………………………………………..…………...…14
1.4. Мультимедийное сопровождение уроков основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………………...………16
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………………22
2.1. Организация исследования…………………………………………………22
2.2. Методы исследования……………………………………………...……….23
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………….24
3.1. Результаты анкетирования учащихся……………………………………...24
3.2. Результаты педагогического эксперимента……………………………….26
3.3. Оценка эффективности урока ОБЖ
с мультимедийным сопровождением………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…32
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ
ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ
Факультет физической культуры
Кафедра
безопасности жизнедеятельности
КУРСОВАЯ
РАБОТА
мультимедийное
сопровождение уроков
ОБЖ
Выполнил
студент:
4 курса
ФФк специальности безопасность жизнедеятельности,
группы «А» Работу проверил: Оценка_________________ |
Ставрополь,
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..……5
1.1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………5
1.2. Дидактические
принципы компьютерного
1.3. Трудности
на пути внедрения
1.4. Мультимедийное
сопровождение уроков основы безопасности
жизнедеятельности…………………………………
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………………22
2.1. Организация
исследования………………………………………………
2.2. Методы
исследования…………………………………………….
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………………
3.1. Результаты
анкетирования учащихся……………………
3.2. Результаты
педагогического эксперимента……
3.3. Оценка эффективности урока ОБЖ
с мультимедийным
сопровождением…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
ВЫВОДЫ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Введение
Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Цель данной работы – обосновать применение компьютерных технологий в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности как одного из перспективных средств обучения.
Задачами данной работы являются:
Гипотеза исследования – допустим, что использование компьютера на уроках основы безопасности жизнедеятельности в качестве средства обучения путем применения прикладных программ, должно способствовать более быстрому и более полному усвоению материала, чем использование традиционных средств обучения.
Методы исследования – анализ педагогической‚ психологической‚ методической литературы‚ опытное преподавание‚ тестирование‚ беседа, анализ данных опроса.
Учебное значение данной работы заключается в том, что данные могут быть применены в практике работы учителей, методистов и студентов.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 г. Ставрополя, кафедры безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
выводов, списка использованной литературы.
Общий объем работы составляют 35 страниц
машинописного текста. Работа содержит
2 таблицы. Список литературы включает
28 наименования.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.
Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.
Учебный процесс во многом определяется
ранее полученными знаниями, ожиданиями
и результатами, которые формируют среду
обучения, поэтому на современном этапе
реформирования российской школы все
большее внимание уделяется информатизации
образования.
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Структура учебной деятельности при компьютерном обучении
В отечественной педагогике учение рассматривается
как процесс, главными компонентами которого
являются знания и действия. Такое понимание
процесса учения восходит еще к Я.А. Каменскому,
который определил знания частично как
чувственные представления, а главным
образом - как понятия и их системы, описывающие
объекты и явления в их общих внешних свойствах,
связях, и объясняющие их сущность. И.Ф.
Гербарт учение считал первой ступенью,
следом за которым шло развитие, совершенствование
общих познавательных процессов. Под учением,
как и многие основатели психологии и
педагогики, Л.С. Выготский понимал приобретение
знаний, умений и навыков, а под развитием
- приобретение общих качеств и способностей.
Определение деятельности наиболее четко
дал И.И. Ильясов: "Деятельность - обозначение
процессов взаимодействия человека и
общества с объектами действительности".
Процесс учения рассматривался как процесс
управления деятельностью, компонентами
которого являются объекты воздействия,
акты его преобразования, а также продукт,
условия и средства преобразования. П.Я.
Гальперин ввел теорию поэтапного формирования
умственных действий. Предметом усвоения
в процессе обучения при этом считается
действие. Знания включаются во все компоненты
действия. В.В. Давыдов трактует учение
как овладение способами перехода от всеобщих
отношений к их конкретизации и обратно,
от модели к объекту и обратно. Детализация
структуры и состава знания и действия
позволяет учесть все приведенные компоненты
в содержании учебной программы, повышая
тем самым эффективность компьютерного
обучения.
Основным в процессе
обучения перечисленные теоретики считают
усвоение знаний.
Процесс усвоения знаний, согласно положениям
Н.Ф. Талызиной и П.Я. Гальперина, осуществляется
в шесть этапов:
1) мотивация;
2) уяснение схемы ориентировочной основы
действия;
3) выполнение действия в материализованной
форме (т.е. действия с объектами, представленными
в виде знаков, схем, моделей);
4) выполнение действия в громкой речи;
5) выполнение действия в речи про себя;
6) выполнение действия в умственной форме
(оперируя образами и понятиями, без участия
внешних знаков и форм).
Суммируя наиболее известные,
кратко описанные выше теории, можно выделить
следующие виды (этапы) деятельности, связанные
с усвоением учебной информации при компьютерном
обучении.
1. Эмпирическая деятельность как этап
восприятия:
отражение фона, заполняющего поле экрана
дисплея;
концентрация внимания и отражение отдельных
единичных объектов на фоне;
отражение выделенных единичных объектов
и конкретной ситуации;
отражение конкретной ситуации в комплексе.
2. Эвристическая деятельность по распознаванию
ситуации:
абстрагирование от конкретности, в которой
представлена ситуация, создание знаковой
модели;
поиск алгоритма преобразования модели
для решения поставленной задачи, привлечение
имеющихся знаний.
3. Репродуктивная деятельность по преобразованию
модели и получению нового знания.
- преобразование модели по избранному
алгоритму;
- интерпретация результатов преобразования,
оценка адекватности полученной - модели
имеющимся у обучаемого знаниям;
- оценка адекватности решения поставленной
задаче.
Практическая деятельность, связанная
с отработкой навыка:
- закрепление умения в подобных ситуациях;
- формирование умения в необычных ситуациях;
- формирование ассоциативных умений в
необычных ситуациях.
Последний вид (этап)
практической деятельности относится
к воспитанию стратега, который для решения
данной конкретной задачи будет использовать
весь арсенал имеющихся знаний и умений,
искать похожие ситуации, т.е. ассоциации.
Все виды деятельности,
независимо от конкретного содержания,
включают следующие компоненты:
- потребности и мотивы,
- задачи,
- действия,
- операции.
Особенности компьютера
как инструмента человеческой деятельности,
заключаются в обеспечении доступа к большим
объемам информации и ее переработке,
усилении познавательно-
Компонентами учебной
деятельности при компьютерном обучении
являются:
- учебная задача,
- система учебных действий,
- моделирование содержания объектов усвоения,
- преобразование модели,
- действия самооценки и контроля.
Учебную задачу ставит
учитель. Поскольку компьютер неспособен
на эмоции, при постановке задачи, разъяснении
методов ее решения и контроля путей решения
учащегося, необходимо особое внимание
уделять мотивации, имея, наряду с традиционным
учебным планом (или сценарием программы)
мотивационный план. Тактика мотивации,
состоящая в подбадривании, похвале, вызове
на соревнование и т.п., увязывается с решениями,
создающими условия для стимуляции учебы.
При компьютерном обучении необходимо
определять мотивационное состояние обучаемого,
реагировать с целью мотивации на действия
рассеянных, менее уверенных или недовольных
учащихся, а также поддерживать тонус
уже мотивированных обучаемых. Структура
мотивационной основы деятельности обучаемого
отражает перечисленные компоненты учебной
деятельности, представляя их как этапы
обучения.
На первом - сосредоточении
внимания на учебной ситуации - необходимо
дать обучаемому информацию об актуальности
и практической значимости темы, заинтересовать,
развить стремление к получению нового
знания.
На втором - конкретизировать
вопросы, помогающие овладению способами
рациональной учебной деятельности, развивающие
теоретическое мышление.
На третьем этапе - выборе
решения - необходимо создать индивидуальную
установку на данную деятельность.
На четвертом последнем
этапе, когда обучаемый нуждается в оценке
и корректировке действий, ему необходимо
предоставить возможность выбора вида
помощи, выдавать эту помощь в доброжелательной
форме, выдавать, в случае затруднений,
дополнительные задачи, алгоритмические
предписания по их решению и мотивационные
указания.
Исследование показало,
что наиболее эффективной формой компьютерного
обучения является "учитель-компьютер-группа
учащихся". Эффективна совместная деятельность,
осуществляемая в педагогике сотрудничества.
При использовании компьютера как средства
обучения можно выделить следующие типы
задач: уже имеющиеся дидактические задачи,
в которых повышается эффективность их
решения за счет использования справочных
и экспертных систем в обучении; организация
контроля и тренировки при сохранении
традиционной формы обучения; новые дидактические
задачи, например, имитация эксперимента;
моделирование содержания объектов усвоения.
1.2 Дидактические принципы компьютерного обучения
Информационные технологии обучения должны
разрабатываться с учетом классических
дидактических принципов. Компьютерное
обучение определило два новых принципа: индивидуализации
обучения и активности. В основном,
технология компьютерного обучения исследовалась
в двух направлениях: визуализации (
Рассмотрим последовательно
основные дидактические принципы. Научность
определяет содержание, требует включения
в него не только традиционных научных
знаний, но и наиболее фундаментальных
положений современной науки, а также
вопросов перспектив ее развития. При
этом способы усвоения учебного материала
должны быть адекватны современным научным
способам познания. Системный подход к
изложению учебного материала, его структурирование
и выделение основных понятий и связей
между ними, как раз и является как основой
для разработки содержания компьютерной
обучающей программы, так и одним из методов
современного научного познания. Как показано
в предыдущем параграфе данной работы,
виды учебной деятельности, осуществляемой
при усвоении содержания при компьютерном
обучении отражают основные моменты научного
познания. Само содержание при структурировании
и выделении различных уровней сложности
усвоения учащимся позволяет включать
не только те темы, которые обеспечивают
обязательный минимальный уровень знания,
но, во-первых, рассматривать более широкие
понятия данного учебного предмета, расширять
кругозор учащегося, делать его знания
более фундаментальными, а, во-вторых,
связывать эти понятия с другими предметами,
изучая их во взаимосвязи и строя, тем
самым, более полную и научную картину
мира. Использование экспертных систем
выводит обучение на новый качественный
виток, позволяет практически в любом
учебном заведении, оснащенным компьютерами,
независимо от его местоположения, использовать
методический и научный опыт экспертов
высшей квалификации. Таким образом, научность
содержания обеспечивается самой информационной
технологией обучения.
Принцип доступности
при компьютерном обучении переходит
от принципа всеобщей доступности, для
определенной возрастной группы учащихся
или для некоторого усредненного учащегося
данного возраста, в принцип индивидуальной
доступности и рассматривается как возможность
достижения цели обучения. Учебный материал,
реализованный в компьютерном обучении,
предполагает наличие разветвлений, различных
путей и скоростей прохождения учебного
курса, оказание помощи в виде пояснений,
подсказок, дополнительных указаний и
задач, постоянно контролирует и поддерживает
на необходимом уровне мотивацию обучаемого.
Доступность при компьютерном обучении
играет роль фильтра содержания, светофора
процесса обучения и, в конечном счете,
обеспечивает достижение цели обучения
учащимися с различной начальной подготовкой.
Наиболее широко рассмотрен в литературе,
применительно к компьютерному обучению,
принцип наглядности, называемый также
"интерактивной наглядностью". Если
в традиционном понимании под наглядностью
понималась прежде всего иллюстративная
компонента, обеспечение потребности
учащегося увидеть в какой-либо форме
предмет или явление, произвести с ним
минимальные манипуляции, то в компьютерном
обучении наглядность позволяет увидеть
то, что не всегда возможно в реальной
жизни даже с помощью самых чувствительных
и точных приборов. Более того, с представленными
в компьютерной форме объектами можно
осуществить различные действия, изучить
их не только статичное изображение, но
и динамику развития в различных условиях.
При этом компьютер позволяет как вычленить
главные закономерности изучаемого предмета
или явления, так и рассмотреть его в деталях.
Различные формы представления объекта
могут сменять друг друга и по желанию
обучаемого, и по команде программы, чередуя
или используя одновременно образное,
аналитическое, языковое представления.
Это позволяет, согласно задачам обучения,
как уплотнить информацию об изучаемом
объекте, так и расширить ее. Процессы,
моделируемые компьютером, могут быть
разнообразными по форме и по содержанию,
относиться к физическим, социальным,
историческим, экологическим и другим
процессам. Принцип наглядности подвергся
в информационных технологиях обучения
значительной дифференциации. При отражении
чувственного объекта не следует увлекаться
"натурализмом", в программе должна
быть представлена не любая модель, а только
та, которая способствует реализации дидактических
целей данной обучающей программы; модель,
содержащуюся в программе, следует предъявить
в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть
существенные связи и отношения объекта;
существенные признаки, связи и отношения
модели должны быть в программе адекватно
зафиксированы цветом, миганием, звуком
и т.д. Наглядность, обеспечиваемая компьютером,
позволяет говорить о новом мощном инструменте
познания - когнитивной компьютерной
графике, которая не только представляет
знания в виде образов-картинок и текста,
а также позволяет визуализировать те
человеческие знания, для которых еще
не найдены текстовые описания, или которые
требуют высших ступеней абстракции.