Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Цель данной работы – обосновать применение компьютерных технологий в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности как одного из перспективных средств обучения.
Задачами данной работы являются:
Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения.
Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения по дисциплине основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение методик использования компьютеров на уроке основы безопасности жизнедеятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..……5
1.1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………5
1.2. Дидактические принципы компьютерного обучения……………………...9
1.3. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы……………………………………………………..…………...…14
1.4. Мультимедийное сопровождение уроков основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………………...………16
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………………22
2.1. Организация исследования…………………………………………………22
2.2. Методы исследования……………………………………………...……….23
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………….24
3.1. Результаты анкетирования учащихся……………………………………...24
3.2. Результаты педагогического эксперимента……………………………….26
3.3. Оценка эффективности урока ОБЖ
с мультимедийным сопровождением………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…32
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курс раб.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

           Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности.

           Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока. В своей работе использую различные варианты оценивания, от «Своей игры», особенно удобной при организации групповой работы, до графических диктантов и небольших тестов, в которых варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.

           Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

           В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.

     Кроме этого в своей работе применяю презентацию:

     · как элемент здоровьесберегающей  технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная).

     · для развития познавательных процессов;

     · патриотического воспитания;

     · формирования культуры и навыков  самостоятельной проектной и  исследовательской деятельности.

           Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня, как учителя, так и ученика. 

     ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

     2.1. Организация исследования.

               В данной работе нами были использованы  следующие методы исследования:

     1. Анализ научно-методической литературы

     2. Педагогический эксперимент

     3. Анкетирование

     4. Беседа

              1. В ходе написания курсовой  работы мы изучали научные труды отечественных педагогов. Проведенный анализ позволил обобщить и осмыслить результаты научных исследований.

            2. В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 6-го класса МОУ СОШ № 6 г. Ставрополя в количестве 45 человек. Основная цель состояла в повышении эффективности учебного процесса и усвояемости материала по ОБЖ у учащихся.

            3. Анкетирование проводилось с целью выявления  заинтерисованости учащихся в уроках с использованием мультимедийных средств обучения.

            4. В ходе проведения эксперимента проводились беседы с целью выявления влияния уроков с использованием мультимедийных средств обучения на учащихся. 

     2.2     Методы исследования.

        Исследование проводилось в три этапа:

     1. Подбор и анализ научно-методической литературы по теме исследования.

     2. Подготовка к организации и проведению уроков с использованием мультимедийных средств обучения.

    3. Определение эффективности организации и проведения уроков с использованием мультимедийных средств в ходе обработки полученных результатов. Написание и оформление курсовой работы.

        

    Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СЛБСТВЕННЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ

    ОБСУЖДЕНИЕ

    3.1 Результаты анкетирования  учащихся

             Результаты анкетирования детей  по вопросам их отношения к  урокам с использованием мультимедийных средств обучения приведены в Таблице 1.

    Таблица 1.

    Результаты анкетирования учащихся 6-х классов,(%)

         Вопрос     Варианты  ответов     до     после
    1     Какой твой любимый урок?     1)Физ-ра

    2)ОБЖ

    3)География

    4)Математика

    20

    10

    10

    5

    19

    14

    8

    4

    2     До  начала эксперимента, знали ли вы возможности проведения урока с помощью мультимедийных средств обучения?     1)Да

    2)Нет

          15 

    30

    3     Какие уроки вам понравились больше всего?          1)с  презентацией

    2)с  видеоматериалом

    3)тестирование

          18

    22

    5

    4     Какой из уроков вам нравится больше всего?     1)обычный

    2)с  использованием

    мультимедийных  средств 

    обучения

    30

    15

    6

    39

    7     По  вашему мнению, какой из уроков

    способствует  лучшему запоминанию информации?

    1)обычный 

    2)с  использованием

    мультимедийных  средств 

    обучения

    32

    13

    14

    31

          

    5     Насколько вам понравились уроки с использованием мультимедийных средств обучения?     1)2-бала

    2)3-бала

    3)4-бала

    4)5-балов

    
          0

    1

    16

    27

    6     Хотели  бы вы продолжить обучение с мультимедийными средствами обучения?     1)да

    2)нет

    3)затрудняюсь  ответить

          39

    6

    0

                 Проанализировав ответы учащихся, мы выявили: что после проведения уроков с мультимедийными средствами обучения у (9%) учащихся появился больший интерес к уроку ОБЖ.

                После окончания эксперимента (60%) участников поставили наивысшую  оценку уроку с использованием мкльтимедийных средств обучения. А на вопрос «До начала эксперимента, знали ли вы об мкльтимедийных средствах обучения?» (33%) дали положительный ответ, а (60%) отрицательный.

               На  вопрос, «Какие уроки вам  понравились больше всего?» учащиеся  отметили урок с использованием  видеоматериала (48%). Это на (8%) больше урока с использованием презентации и на (37%) больше урока с использованием тестирования. Также учащиеся отметили, что уроки с использованием мультимедийных средств обучения более предпочтительны и в дальнейшем хотели бы продолжить обучение с мультимедийными средствами обучения. Также (69%) учащихся отметили что уроки с использованием мультимедийных средств обучения способствуют лучшему усвоению материала.

                На заключительный вопрос анкеты  «Хотели бы вы продолжить обучение с мультимедийными средствами обучения?» (86%) учащихся дали положительный ответ.

                В ходе бесед с учащимися было выявлено, что мультимелийные средства обучения способствует  зрительному запоминанию темы,  что в свою очередь влияет на лучшее усвоение материала.   

      3.2. Результаты педагогического  эксперимента

          Педагогический эксперимент заключается в организации и проведении уроков ОБЖ с использованием мультимедийных средств обучения с целью увеличения степени освоения специального материала курса ОБЖ. 

            Эффективность методики  с использованием мкльтимедийных средств обучения подтвердило увеличение степени освоения специального материала курса ОБЖ, наиболее выраженное зрительное запоминание. Также методика позволила повысить интерес к изучаемой дисциплине, и как следствие, улучшилось качество самоподготовки учащихся.

                Итоги педагогического эксперимента  подтвердили исходную гипотезу  о том, что использование мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ поспособствует повышению эффективности учебного процесса. 

      3.3. Оценка эффективности  урока ОБЖ с  мультимедийным сопровождением.  
          Целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

      Ожидаемые результаты:

      - улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий;

      - изменения в методах и организационных формах работы учащихся;

      - готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде;

      - формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);

            Задачи, стоящие перед учителем при внедрении компьютерных уроков:

      1) отработать механизмы совместной  работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий;

      2) подготовить учащихся к работе  с программным обеспечением;

      3) подготовка и разработка необходимой  информации, презентаций по ОБЖ  (для учителей и учащихся);

      4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение по ОБЖ.

            Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

            Причин компьютеризации обучения можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

            Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

            На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.

            Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

            В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.

Информация о работе Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ