Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Цель данной работы – обосновать применение компьютерных технологий в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности как одного из перспективных средств обучения.
Задачами данной работы являются:
Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения.
Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения по дисциплине основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение методик использования компьютеров на уроке основы безопасности жизнедеятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..……5
1.1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………5
1.2. Дидактические принципы компьютерного обучения……………………...9
1.3. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы……………………………………………………..…………...…14
1.4. Мультимедийное сопровождение уроков основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………………...………16
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………………22
2.1. Организация исследования…………………………………………………22
2.2. Методы исследования……………………………………………...……….23
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………….24
3.1. Результаты анкетирования учащихся……………………………………...24
3.2. Результаты педагогического эксперимента……………………………….26
3.3. Оценка эффективности урока ОБЖ
с мультимедийным сопровождением………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…32
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курс раб.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

            Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке.

            Одной из главных составляющих предмета ОБЖ является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы, записанные с телевидения.

            Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы.

            Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

            Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ:

      - подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);

      - мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

      - контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;

      - использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов. 
 
 

      Заключение

            Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что учащиеся выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ. 
      За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др. 
      Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте. Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий: 
временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных технологий. 
      Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики.

           При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборанта или учителя информатики). 
      При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства. 
Совершенно необходимо изучение информационных технологий в школе не позднее, чем с 8-го класса, так как овладение ими является одним из условий удачного трудоустройства, а значит и залогом социальной защищенности учащихся. Необходимо решать проблему технического оснащения, снабжения программным обеспечением и подготовки кадров на государственном уровне. Возможно использование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете. Необходима разработка технологий использования компьютеров в учебной деятельности и строгое соблюдение технологической дисциплины. Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями, если, конечно, речь идет не о дистанционных курсах, где компьютеры дают практически единственную и максимально приемлемую возможность коммуникации. 
 

 

выводы 

    1. Изучив имеющиеся литературные источники и проанализировав их содержание, мы пришли к заключению, что мультимедийные средства обучения при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал. 

    2. Анализ средств оснащения кабинета ОБЖ компьютерными программами и пособиями показал широкий спектр их разнообразия, но не все школы обладают такой базой. Для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования компьютерных технологий при проведении урока необходимо своевременно менять методы и приемы учебной работы, главное не перенасыщать урок наглядностью. 

    3. Использование компьютера на уроках основы безопасности жизнедеятельности в качестве средства обучения и контроля путем применения прикладных программ способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем использование традиционных средств обучения. 

    4. Проанализировав ответы учащихся, мы выявили: что после проведения уроков с мультимедийными средствами обучения у (9%) учащихся появился больший интерес к уроку ОБЖ.

         После окончания эксперимента (60%) участников поставили наивысшую  оценку уроку с использованием  мкльтимедийных средств обучения. А на вопрос «До начала эксперимента, знали ли вы об мкльтимедийных средствах обучения?» (33%) дали положительный ответ, а (60%) отрицательный.

         На  вопрос, «Какие уроки вам  понравились больше всего?» учащиеся  отметили урок с использованием  видеоматериала (48%). Это на (8%) больше  урока с использованием презентации и на (37%) больше урока с использованием тестирования. Также учащиеся отметили, что уроки с использованием мультимедийных средств обучения более предпочтительны и в дальнейшем хотели бы продолжить обучение с мультимедийными средствами обучения. Также (69%) учащихся отметили что уроки с использованием мультимедийных средств обучения способствуют лучшему усвоению материала.

         На заключительный вопрос анкеты  «Хотели бы вы продолжить обучение  с мультимедийными средствами  обучения?» (86%) учащихся дали положительный ответ.

         В ходе бесед с учащимися  было выявлено, что мультимелийные  средства обучения способствует  зрительному запоминанию темы,  что в свою очередь влияет  на лучшее усвоение материала. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. // Сост. Латчук В.Н. и др. - М.: ДИК; АСТ - 1998.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуации. – М.: Изд-во ДиК; Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.
  4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни». «Воспитание школьников», «Начальная школа», 2001-2011. №1-12.
  6. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  7. Зязина Т. В., Григорьев А. И. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – Воронеж, ВГПУ, 2009. – 198 с.
  8. Латчук  В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: - Дрофа, 2005. – 76 с.
  9. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. основы безопасности жизнедеятельности. 5-9кл.: Дидактические материалы.-М.: Дрофа,2000.
  10. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: - ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – 168 с.
  11. Маслов А. В. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 165 с.
  12. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: книга для учителя/ Сост. А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
  13. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.
  14. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И.Ромашковой. М.: Сфера, 2002.
  15. Организация самостоятельной учебной работы учащихся в ГПД: Методические рекомендации. Пермь, 2002
  16. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  17. Сапронов В.К. К вопросу о концепциях образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» // ОБЖ, №2,2004.-С.30-32
  18. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:  Дрофа, 2008.
  19. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя.  – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
  20. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.-5-е изд.-М.: Просвещение,2004.
  21. Сюньков В.М. Тематическое планирование курса «основы безопасности жизнедеятельности»// ОБЖ.-2004.-№12.-22-24.
  22. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Э.М. Киселева и др.; Под ред. Л.А.Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  23. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие /под ред. Л. А. Михайлова.  – Изд. «Академия». – 288 с.
  24. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ: Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
  25. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
  26. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2000.
  27. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2008.
  28. Щуркова И.С. Формирование познавательных интересов у учащихся.-М., 2009-174с.

Информация о работе Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ