Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:45, курсовая работа
Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Цель данной работы – обосновать применение компьютерных технологий в школьном курсе основы безопасности жизнедеятельности как одного из перспективных средств обучения.
Задачами данной работы являются:
Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.
Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения.
Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения по дисциплине основы безопасности жизнедеятельности.
Изучение методик использования компьютеров на уроке основы безопасности жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..……5
1.1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………5
1.2. Дидактические принципы компьютерного обучения……………………...9
1.3. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы……………………………………………………..…………...…14
1.4. Мультимедийное сопровождение уроков основы безопасности жизнедеятельности………………………………………………………...………16
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ………………22
2.1. Организация исследования…………………………………………………22
2.2. Методы исследования……………………………………………...……….23
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………….24
3.1. Результаты анкетирования учащихся……………………………………...24
3.2. Результаты педагогического эксперимента……………………………….26
3.3. Оценка эффективности урока ОБЖ
с мультимедийным сопровождением………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…32
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
Принцип систематичности и последовательности
связан как с организацией учебного материала,
так и с системой действий обучаемого
по его усвоению. Как отмечалось в предыдущем
параграфе, компьютерное обучение характеризуется
последовательностью специфических действий,
часть которых присуща обучению в любых
формах, а часть - только компьютерному.
Такими действиями, например, являются
восприятие информации с экрана дисплея,
работа в знаковых моделях, ввод ответа
с клавиатуры. Для обеспечения принципа
последовательности учащемуся в начале
сеанса компьютерного обучения полезно
дать ориентировочную основу действия,
сформулировать цель обучения. Независимо
от сложности и длины пути, приводящего
обучаемого к цели, это происходит систематично
и последовательно. Понятие последовательности
получило свой смысл в информационных
технологиях обучения, под последовательностью
как раз и понимается очередность выдачи
учебных фрагментов обучающей программой,
построение и корректировка наиболее
эффективной последовательности при самостоятельной
работе обучаемого в интеллектуальных
учебных средах. В зависимости от содержания
учебного материала, последовательности
предоставления знаний обучаемому могут
строиться либо по индуктивному, либо
по дедуктивному методу. Само представление
знаний в информационных технологиях
обучения обеспечивает дидактический
принцип систематичности.
Принцип сознательности
обеспечен в компьютерном обучении методикой
организующей стратегии, которой отдается
предпочтение в современных информационных
технологиях обучения. Эта методика, описанная
в зарубежных психолого-педагогических
теориях компьютерного обучения, направлена
на воспитание стратега, который рассматривает
предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно
изучает материал, дополняя полученные
в учебном заведении знания. Для реализации
принципа сознательности обучаемому сообщаются
цели и задачи обучения, сведения о предметной
деятельности и основных этапах ее осуществления.
Успешность реализации принципа сознательности
зависит от теоретического уровня курса,
полноты раскрытия изучаемых понятий
и их взаимосвязей.
Информационные технологии обучения потребовали
введения, обоснования и раскрытия еще
одного общего принципа, который, хотя
и присутствовал всегда в процессе обучения,
но не являлся основополагающим. Речь
идет о коммуникации, организации диалога
между обучаемым и обучающим, в данном
случае между компьютером и учащимся.
Этот новый, присущий только компьютерному
обучению принцип можно назвать принципом
когнитивности коммуникации.
1.3 Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс
Наряду с открывающимися широчайшими
перспективами использования в учебном
процессе компьютерной техники, существует
ряд проблем, строго очерчивающих круг
применимости подобных технологий, и ограничивающих
их технократическое влияние. Это:
- Опасности для здоровья учащихся,
- Стоимость программного обеспечения,
- Быстрое устаревание программного обеспечения,
компьютеров,
- Обучение учителей,
- Несоблюдение технологии.
Санитарные нормы, действующие
в настоящие время, разрабатывались в
то время, когда визуальные, цветовые,
контрастные, электромагнитные показатели
компьютеров и их мониторов не позволяли
работать за терминалом машины ребенку
10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегодня
большинство поставляемых в учебные заведения
компьютеры, если, конечно, это - не списанные
где-то "ящики", являются машинами,
соответствующими жестким европейским
стандартам - MPR-II, TCO'95 и другим.
Монитор компьютера является
самым "опасным" элементом. При этом
современные технологии позволили снизить
уровень электромагнитного излучения
монитора до уровня таких бытовых приборов,
как настольная лампа. Но мерцание монитора
(80-100 Гц), даже по сравнению со старыми
моделями (50Гц), по-прежнему утомляет глаза.
В последние годы появились жидкокристаллические
мониторы для настольных компьютеров.
При большом размере экрана они имеют
малые габариты (практически как большая
книга), они практически не излучают и
не мерцают, что делает их не более опасными
для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая
на сегодняшний день цена (около 1500$) не
позволяет комплектовать ими учебные
компьютеры, но через 1-3 года это станет
реальностью. При таком уровне оснащения
можно станет говорить о пересмотре информационной
концепции образования.
Вторым серьезным препятствием
на пути внедрения компьютерных технологий
обучения в школе является немалая цена
лицензионного программного обеспечения.
Стоимость затрат на покупку программного
обеспечения зачастую превышает стоимость
самих компьютеров. Органы управления
образования в своем большинстве прониклись
мыслью о внедрении компьютеров в учебные
заведения, во многих появляются современные
компьютерные классы, но приобретение
программного обеспечения пока не предусматривается.
Таким образом в некоторых учебных заведениях
наблюдается следующая картина: учащиеся
работают на суперсовременных компьютерах
либо с ворованным "пиратским" программным
обеспечением, либо с допотопным "Бейсиком".
Выходов из подобной ситуации может быть
несколько:
крупные компании, например Microsoft, проводят
акции поддержки образования и предоставляют
свою продукцию бесплатно или за меньшую
цену, но такой ход оказывается неприемлем
для небольших фирм, занимающихся разработкой
программного обеспечения специально
для образования; логично было бы выделять
средства из бюджета, но в нынешней экономической
ситуации ближайшие годы это не представляется
возможным; возможно использование принципиально
бесплатного ПО, примером которого на
сегодняшний день может являться операционная
система Red Hat Linux и приложения для нее,
получающая все большее и большее распространение
во всем мире.
Еще одна трудность -
революционный рост компьютерных технологий,
при котором в последние годы оборудование
и ПО безнадежно морально устаревают буквально
за год-два. За подобными темпами система
финансирования образования успеть не
может. За рубежом практикуется бесплатное
или почти бесплатное обновление лицензионного
ПО и даже компьютерного парка для образовательных
учреждений.
Такое быстрое развитие
информационных технологий делает специалиста,
не повышающего свой профессиональный
уровень, практически дилетантом в среднем
за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость
организации процесса непрерывного повышения
квалификации как учителей информатики,
так и учителей других предметов, использующих
компьютерные технологии в своей работе.
Это может решаться путем организации
ежегодных курсов без отрыва от работы,
самообразования. Большую перспективу
предоставляют дистанционные курсы.
1.4. Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ
При изучении материала учителю ОБЖ необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.
Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более эффективного обучения.
На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся.
Пассивный метод-взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.
Активный метод-учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.
Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, его эффективность независимо от метода обучения. К. Д. Ушинский выделял несколько типов урока, наиболее распространенным из которых является комбинированный урок. В его структуре присутствуют все основные элементы обучения. Поэтому, именно комбинированный тип урока наиболее часто используется в моей педагогической практике.
Английский психолог Д. Колб представил свою структуру урока с распределением по времени на каждый этап.
Мотивация и объявление новой темы | 10% | |
Повторение (закрепление) пройденного материала | 20% | |
Изучение нового материала | 50% | |
Оценивание | 10% | |
Подведение итогов (рефлексия) | 10% | |
Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм, для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. Кроме этого мной всегда соблюдается регламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут в соответствии с процентным распределением времени урока предложенному Д.Колбом. Для этого используются «черные слайды», когда на экране нет изображения, чтобы не прекращать работу проектора и не отвлекать от урока при повторном включении. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие.
Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам.
На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются школьниками любого возраста.
При создании таких слайдов применяю: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основными направлениями моей работы являются:
- формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
-развитие ассоциативного мышления.
В данном случае совместно с детьми определяю проблему и пути ее решения.
На следующем этапе урока - проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.
На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. При выборе заданий руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.
При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока). При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с ребенком.