Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг является неотъемлемым элементом рыночной экономики и одним из самых модных и быстроразвивающихся разделов экономической науки. Но поскольку на необъятных просторах России экономическая наука стала нормально развиваться относительно недавно, и многие ее разделы до сих пор находятся в зачаточном состоянии, а наша экономика до сих пор не является полноценно рыночной, комплексное восприятие маркетинга как понятия, как религии бизнеса отсутствует, а этот термин ассоциируется либо с рекламой - т.е. маркетинг сводится исключительно к рекламе, либо со сбытом - в этом случае на сбытовой отдел вешают новую табличку с модным словечком и: формирование нового структурного подразделения заканчивается.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4
1.1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА. 4
1.2. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА. 4
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ 4
2.1. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛЕ 4
2.2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТДЕЛОВ МАРКЕТИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 4
3. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ОАО СЕРАНСКИЙ ЗАВОД «РЕЗИНОТЕХНИКА» 4
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «САРАНСКИЙ ЗАВОД «РЕЗИНОТЕХНИКА» 4
3.2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

задачи и проблемы маркетинга.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

      Объем продаж в 1999 г. составил 694971 тыс. руб. и  увеличился по сравнению с 1998 годом  на 202511 тыс. руб., вследствие чего произошло  увеличение дохода на 48.7%. рост дохода обеспечен за счет повышения производительности труда и сокращения доли затрат по оплате труда и затрат на социальные нужды в общем объеме продаж. Экономия составила 12420 тыс. руб., амортизационных отчислений сэкономлено на 7374 тыс. руб., в то же время себестоимость реализованной продукции возросла на 16613 тыс. руб. за счет удорожания материальных ресурсов. Следует отметить, что налоги составляют около 70% всего дохода. Как показывают исследования современных экономистов, для обеспечения расширенного воспроизводства при финансировании инвестиционной деятельности предприятия только рыночными источниками, необходимо соблюдение условия, чтобы совокупная налоговая ставка не превышала 20%, при превышении этой ставки на 5% предприятие фактически способно осуществлять лишь простое воспроизводство. Чрезмерный уровень налоговых платежей не позволяет предприятию нормально работать и развиваться. В связи с этим общество находится в крайне напряженном финансовом положении. Предприятие не в состоянии своевременно рассчитываться с бюджетом.

      Финансовое состояние предприятия за период с 1997 г. по 1999 г. может быть проанализировано по данным, представленным в табл. 2.5.

Таблица 3.5

Показатели  динамики финансового  состояния ОАО  «Саранский завод  «Резинотехника» тыс. руб.

Показатели 1997г. 1998г. 1999г.
Реализация  товарной продукции 405431,0 492460,0 694971,0
Прибыль от реализации товарной продукции 304,60 27425,0 40167,0
Прибыль от прочей реализации 25,0 857,0 161,0
Доходы  от внереализационной деятельности 17,0 146,0 523.0
Себестоимость товарной продукции 327901,0 407470,0 580535,0
Балансовая  прибыль 24107,0 19899,0 25448,0
Рентабельность (%) 16,68 25,47 28,9
Чистая  прибыль 24052,0 19338,0 24048.0
 

      Анализ  важнейших финансовых показателей, представленных в табл. 3.5., показывает, что в 1999 г. по сравнению с 1997 г. и 1998 г. прибыль от реализации возросла, а прибыль от прочей реализации резко снизилась. Доходы от внереализационной деятельности значительно увеличились. Это вызвано тем, что доходы, в основном, образовались за счёт курсовой разницы, которая составила 453 тыс. руб. за отчётный период. Себестоимость каждый год росла, так как в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 2% или на 1,84 коп. Определяющим фактором роста значения этого показателя стало сохранение в течение 1999 г. уровня цен на резинотехнические изделия практически на прежнем уровне при том, что цены на материальные ресурсы возросли в среднем на 20-30%, а на некоторые виды сырья рост цен выше.

      Не  смотря на кризисное развитие отечественной  экономики, в ОАО «Саранский завод  «Резинотехника» наблюдается ежегодный  рост рентабельности.   Рост   значения   этого   важнейшего   показателя, характеризующего финансовый результат деятельности предприятия, увеличился с 16,68% в 1997 г. до 28,9% в 1999 г. Повышение рентабельности обусловлено влиянием двух факторов: ростом себестоимости продукции и отпускных цен на нее. На изменение рентабельности реализованной продукции отрицательное влияние роста себестоимости было более значительным, а положительное действие роста отпускных цен на продукцию - меньшим по величине.

      Чистая  прибыль в 1998 г. по сравнению с 1997 г. резко сократилась из-за названного выше финансового кризиса. Не смотря на это, в 1999 г. данный показатель возрос и достиг значения, равного значению данного показателя в 1997 г., и составил, в среднем, 24050 тыс. руб. Сумма чистой прибыли очень важна, так как за счёт нее создаются следующие фонды: накопления, потребления (на индивидуальное и коллективное потребление), а также резервный фонд. Часть прибыли может быть использована и на пополнение собственных средств, в том числе направляемых на инвестиционные нужды.

      Провести  оценку финансового положения ОАО  «Саранский завод «Резинотехника» можно на основе данных, приведённых в табл. 3.6.

      Коэффициент покрытия инвестиций остается на одном  и том же уровне в течение двух последних лет и составляет 2,2. Он превышает норму, равную, примерно, 0,9. Это говорит о том, что у предприятия в общей сумме активов за 1998 г. и 1999 г. находится высокая доля собственного капитала и заемных средств.

      Анализ   финансового   состояния   ОАО   «Саранский   завод «Резинотехника»  по состоянию на 1 января каждого года проводился на основе следующих показателей, значения которых представлены в табл. 3.7.

  • коэффициента текущей ликвидности, характеризующего общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
  • коэффициента   обеспеченности   собственными   средствами, характеризующего наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
  • коэффициента восстановления (утраты) платёжеспособности, характеризующего наличие реальной возможности  у  предприятия восстановить (либо утратить) свою платёжеспособность в течение определённого периода.

Таблица 3.6

Показатели  финансового положения 

Показатели 1999 г. 1998г.
Денежные  средства 321,0 249,0
Дебиторская задолженность 96026,0 100532,0
Запасы 129938,0 113653,0
Итого текущие активы 226285,0 214434,0
Кредиторская  задолженность 123757,0 1166586,0
Кредиты банков - 250,0
Итого текущие обязательства 123757,0 116936,0
Оборотный капитал 102528,0 97498,0
Коэффициент покрытия инвестиций 2,2 2,2
 

Таблица 3.7

Показатели  структуры баланса, %

Наименование  показателя 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. Норма коэффициента
Коэффициент текущей ликвидности 1,32 1,41 1,64 1,58 не менее 2
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,25 0,29 0,39 0,37 не менее 0,1
Коэффициент восстановления платёжеспособности 0,70 0,73 0,88 0,81 не менее 1
 

      Проведённые нами расчеты показывают, что значения коэффициента текущей ликвидности менее 2,  а коэффициента восстановления платёжеспособности менее 1, то есть значения обоих показателей ниже нормативного значения. Это говорит о том, что предприятие можно отнести к группе неплатёжеспособных. Более того, с нашей точки зрения, ОАО «Саранский завод «Резинотехника» является непривлекательным для инвестирования. Это подтверждается и практикой. Достаточно сказать, что за являющийся достаточно финансово успешным 1999 г. так и не удалось привлечь дополнительно заемный капитал, а рыночная стоимость акций номинальной стоимостью 800 руб. составляет 40 руб. В связи этим в процессе финансирования инвестиционной деятельности ОАО «Саранский завод «Резинотехника» приходится рассчитывать исключительно на внутренние источники.

    1. Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке резинотехнических изделий

      Конкурентоспособность предприятия во многом обусловливается  состоянием внешней среды. Анализ среды  необходимо начать с изучения макроокружения организации.

      Анализ  среды бизнеса необходимо начать с изучения макроокружения организации.

      Основные  факторы макроокружения и их проявление представлены в табл. 3.8.

 

Таблица 3.8

Факторы макроокружения предприятия

Факторы Состояние фактора Тенденция развития Характер влияния  на организацию («-» - отрицательное, «+» - положительное)
1 2 3 4
1. Экономические Средний, около 3% в месяц Возможно  увеличение «-» - обесценивание денежных средств и других накоплений завода «-» - возрастание процентных ставок по кредитам

«-» - невыгодность долгосрочных инвестиций

1.1 Уровень инфляции
1.2 Дефицит гос. бюджета Небольшой Возможно значительное увеличение в связи с сокращением  доходов и ростом военных расходов «-» - сокращение или прекращение государственной финансовой поддержки
1.3 Доходы населения В 1998г. снизились  на 15,6% по сравнению с 1997г. Падение продолжится «-» - сокращение платежеспособного спроса
1.4 Обесценивание национальной валюты Почти в 5 раз за последние 9 месяцев Обесценивание продолжится «-» - резкая удорожание импортного сырья и оборудования,

«+» - увеличение доходов за счет экспорта

1.5 Рост уровня безработицы Официальный уровень по Мордовии -4,1%, неофициальный значительно выше Продолжится рост «+» - возможность найма высококвалифицированного персонала
1.6 Предполагаемое снижение налоговых ставок Предполагается  снизить НДС с 20 до 15%, налог на прибыль - с 35 до 30% Снижение «+» - получение дополнительных доходов
2. Политические Государство провозгласило поддержку отечественного производителя Будет развиваться «+» - снижение конкуренции со стороны импортных товаров

«-» - усиление конкуренции на внутреннем рынке

2.1 Ориентация на поддержку отечественного товаропроизводителя
2.2 Ориентация на повышение оборонного потенциала страны Государство стремится укрепить оборонный потенциал Будет развиваться «+» - возможность получения оборонного заказа
2.3 Государственное регулирование экономики Провозглашена необходимость более глубокого регулирования рыночной экономики Будет развиваться «+» - снижение тарифов на газ, электричество и ж/д перевозки
 

 

Продолжение таблицы 3.8

1 2 3 4
2.4 Борьба за власть Обострение  политической борьбы на кануне выборов Обострение  продолжится «-» - возможны социальные потрясения на предприятии
2.5 Угроза военного конфликта на территории России Проявляются слабые сигналы в виде роста экстремистских и националистических настроений Возможен рост «-» - возможны социальные потрясения на предприятии и разрыв традиционных связей с потребителями и поставщиками
3. Международные Незначительные  признаки на фоне обострения международных отношений Возможно  дальнейшее развитие в связи с  конфликтом в Югославии «-» - потеря доступа на рынки многих стран мира «-» - невозможность получения импортного сырья и оборудования
3.1 Возможность введения международных санкций
3.2 Возможность международного конфликта Обострение  международных отношений Напряженность возрастает «-» - потеря доступа на рынки некоторых стран

«-» - трудности с получением импортного сырья и оборудования

3.3 Сотрудничество со странами СНГ Снятие торговых барьеров Сотрудничество  будет расширяться «+» - расширение рынка сбыта продукции завода
4.Технологические Появление новых материалов, оборудования, технологий Процесс НТП протекает непрерывно «+» - повышение эффективности за счет внедрения результатов НТП,

«-» - моральное старение действующей технологии, «-» - появление на рынке более конкурентоспособной продукции

4.1 НТП в сфере производства
4.2 НТП в социальной сфере Рост уровня потребностей населения Процесс НТП  протекает непрерывно «+» - возможность дифференциации с целью удовлетворения новых потребностей, «-» - ухудшение сбыта некоторых товаров в связи с их моральным старением
5. Социальные Рост  недовольства населения и обострение социальных проблем Возможно  дальнейшее усиление недовольства «-» - снижение трудовой дисциплины и мотивационных стимулов к труду, «-» - возможность социальных потрясений
5.1 Отношение к сложившимся условиям жизни

Информация о работе Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России