Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг является неотъемлемым элементом рыночной экономики и одним из самых модных и быстроразвивающихся разделов экономической науки. Но поскольку на необъятных просторах России экономическая наука стала нормально развиваться относительно недавно, и многие ее разделы до сих пор находятся в зачаточном состоянии, а наша экономика до сих пор не является полноценно рыночной, комплексное восприятие маркетинга как понятия, как религии бизнеса отсутствует, а этот термин ассоциируется либо с рекламой - т.е. маркетинг сводится исключительно к рекламе, либо со сбытом - в этом случае на сбытовой отдел вешают новую табличку с модным словечком и: формирование нового структурного подразделения заканчивается.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4
1.1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА. 4
1.2. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА. 4
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ 4
2.1. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛЕ 4
2.2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТДЕЛОВ МАРКЕТИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 4
3. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ОАО СЕРАНСКИЙ ЗАВОД «РЕЗИНОТЕХНИКА» 4
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «САРАНСКИЙ ЗАВОД «РЕЗИНОТЕХНИКА» 4
3.2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

Файлы: 1 файл

задачи и проблемы маркетинга.doc

— 1.26 Мб (Скачать)
 

      Анализ  макроокружения предприятия позволяет  выявить критические факторы и установить угрозы и возможности. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономические (факторы 1.1, 1.3, 1.4), политические (факторы 2.1, 2.3), технологические (факторы 4.1, 4.2) и международные (фактор 3.3). К угрозам следует отнести ожидание высоких темпов инфляции, снижение доходов потребителей, резкое подорожание импортного сырья и оборудования, появление новых технологий. К возможностям можно отнести курс государства на поддержку отечественного производителя, увеличение доходов от экспорта, снижение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки, а также расширение межгосударственного сотрудничества внутри СНГ.

      Анализ макроокружения предприятия необходимо дополнить анализом среды непосредственного окружения (табл. 2.9).

      Анализируя  данные табл. 3.9, можно констатировать, что перед предприятием возникли угрозы, связанные с сокращением спроса на продукцию предприятия, с неплатежами потребителей, с удорожанием сырья и материалов и высоким уровнем конкурентной борьбы. Одновременно с этим можно отметить открывающиеся перед ним возможности, которые определяются возможностью расширения экспорта продукции в страны СНГ и выходом на внешний рынок через зарубежных партнеров.

Таблица 3.9

Факторы непосредственного  окружения ОАО  С.З.Р.Т.

Факторы Проявление Влияние на организацию
1 2 3
1. Потребители Снижение  спроса и неплатежи 
 

Наличие платежеспособного спроса

Низкий  спрос

Задержки  с оплатой за уже поставленную продукцию и снижение объема заказов. Возможность расширения объемов  производства Трудности с реализацией  продукции на экспорт
1.1 Потребители на внутреннем рынке

1.2 Потребители из стран СНГ

1.3 Потребители из стран дальнего зарубежья

2. Поставщики  
 
Полная  зависимость от поставщика пара Саранской ТЭЦ-2 и увеличение долга за энергоносители

Удорожание  сырья и материалов 
 

Высокие ставки % за кредит

 
 
Увеличение  себестоимости продукции 

Увеличение  доли сырья и материалов в себестоимости до 67% (на 1.01.98г.)

Нет финансовых ресурсов на внедрение новых проектов

2.1 Поставщики энергоносителей 

2.2 Поставщики сырья и материалов 

2.3 Поставщики финансовых ресурсов

3. Конкуренты Высокий уровень  конкуренции как на внешнем так  и на внутреннем рынке. Ценовой характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке Трудности со сбытом продукции. Сложности с повышением цен на реализуемую продукцию
4. Международные партнеры Заинтересованность  некоторых международных партнеров в реализации продукции завода под собственной торговой маркой Возможность расширения объемов производства
 

      В дополнение к анализу макроокружения и среды непосредственного воздействия необходимо провести анализ внутренней среды предприятия с целью выявления его сильных и слабых сторон. Результаты анализа отражены в табл. 2.10.

Таблица 3.10

Сильные и слабые стороны  предприятия

Аспект  среды Сильные стороны Слабые стороны
1 2 3
1. Производство Возможность увеличения объемов производства за счет более  полной загрузки мощностей

Наличие пустующих производственных помещений

Международная система качества ИСО-9000.

Восприимчивость к новым разработкам.

Ремонтно-механический цех способен производить сложное нестандартное оборудование

1. Большая  энергоемкость и материалоемкость

2. старевшая  технология и оборудование

3. Наличие  вредных производств

4. Широкая  номенклатура

2. Кадры Высококвалифицированный персонал

Своя  база профессиональной подготовки

Неэффективная система стимулирования труда

Низкая  мотивация к повышению качества продукции

3.НИОКР Наличие хорошей материальной базы для ведения НИОКР Дефицит денежных средств и дорогой кредит

Ориентация НИОКР на текущие нужды производства

4. Маркетинг Хорошо  организована служба маркетинга

Эффективные каналы распространения и продвижения

Ценовые преимущества на внешнем рынке

Высокие затраты  на создание имиджа за рубежом 

Трудности с оперативным обслуживанием клиентов

5. Организация Компетентное  руководство 

Автоматизированная  система управления

Современные методы управления

Сравнительно  простая организационная структура

Высокая централизация

Не отлажен  механизм управления после реструктуризации цехов и отделов

Не определены миссия и цели

6. Финансы Увеличение  доли денежных средств в расчетах с потребителями 

Возможности бартера

1.Инфляционное  обесценивание накоплений (прибыли,  амортизации и др.)

2.Нехватка  оборотных средств 

3.Ограниченные инвестиционные возможности

 

       С помощью табл. 2.10 и на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности можно определить ряд причин кризисного состояния на предприятии, а именно:

    - увеличение дебиторской задолженности;

    - увеличение кредиторской задолженности;

    - снижение прибыли;

    - снижение оборачиваемости;

Таблица 3.11

Угрозы  и возможности, сильные  и слабые стороны  предприятия

Возможности Сильные стороны
1 2
1. Направление политики правительства на поддержку отечественного товаропроизводителя 1. Возможность увеличения объемов производства
2 Расширение  возможностей экспорта в страны СНГ 2. Возможность производить  продукцию на уровне мировых стандартов
3

.

Регулирование цен на продукцию естественных монополий 3. Эффективно  работающая служба маркетинга
4. Возможность выхода на внешний рынок через зарубежных партнеров 4. Ценовые преимущества
    5. Современная система  управления
Угрозы Слабые  стороны
1 2
1. Угроза высоких  темпов инфляции 1. Большая энергоемкость  и материалоемкость
2. Снижение доходов  потребителей 2. Устаревшая  технология и оборудование
3. Подорожание импортного сырья и оборудования 3. Предприятие не имеет достаточных инвестиционных возможностей
4. Неплатежи 4. Нехватка оборотных  средств
5. Снижение курса  национальной валюты 5. Отсутствие  четких целей с стратегий развития
6. Сложности с  привлечением финансовых ресурсов 6 Низкая мотивация  персонала
7. Повышение цен  на сырье и материалы 7. Нехватка опыта  по работе на рынках дальнего зарубежья
8. Высокий уровень  конкуренции  
 
 
9. Нестабильность  в обществе  
 
 
 

      - снижение рентабельности;

      - высокий уровень конкуренции;

      - снижение платежеспособного спроса;

      - повышение себестоимости продукции в связи с удорожанием сырья и материалов;

      - нехватка финансовых ресурсов для инвестиций;

      - устаревшая технология и оборудование.

      С помощью логического анализа  эти причины можно ранжировать  и выделить из них две наиболее существенные, которые следует отнести  к разряду стратегических проблем предприятия, так как через решения этих проблем можно устранить все оставшиеся причины кризиса. К этим проблемам относятся - проблема снижения прибыли и проблема обострения конкуренции. Через решение проблемы прибыли можно нейтрализовать такие негативные факторы, как снижение рентабельности, нехватка финансовых ресурсов и устаревшая технология и оборудование. Соответственно через решение проблемы обострения конкуренции можно устранить оставшиеся причины кризиса.

      На  основе вышеизложенного можно определить две стратегические цели антикризисного управления предприятием:

      1. повышение прибыли,

      2. усиление конкурентной позиции.

      Для поиска путей достижения этих целей  необходимо провести более подробный  анализ позиций предприятия на рынке  РТИ.

      ОАО «Саранский завод «Резинотехника»  неуклонно улучшает свою позицию  на рынке РТИ России (рис. 2.1).

Рис 3.1 Положение предприятия на рынке РТИ России.

      Как видно на рисунке 2.1 предприятие увеличило свою долю рынка РТИ с 7,1% в 1996 году до 9,6% в 1998 году.

      Динамика  общего объема выпуска товарной продукции  резинотехнической отрасли и основных видов РТИ представлена в табл. 2.12. Объемы товарной продукции даны в действующих ценах и приведены с учетом деноминации.

      Как видно из табл. 2.12 лишь в производстве рукавов наблюдается устойчивый рост, по неформовым РТИ ситуация практически не меняется, а по остальным видам заметен спад.

      На  основе вышеуказанной информации, используя  матрицу бостонской консультативной группы, произведем оценку позиции предприятия на рынке РТИ (рис. 2.2).

Таблица 3.12

Динамика  общего объема товарной продукции и ее основных видов по отрасли

 
 
1996 1997 Изменение (+,-) 1998 Изменение (+,-) Изменение за три года (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Объем товарной продукции (тыс. руб.) 3772368 4422446 +650128 4237223 -185223 +464855
2. Ремни приводные (тыс. шт.) 1 1033 10364 -669 10361 -3 -672
3. Ремни вентиляторные (тыс. шт.) 13217 10062 -3155 9295 -767 -3922
4, Рукава(тыс. м.) 41399 45231 +3832 46091 +860 +4692
5. Формовые РТИ (тн.) 25143 24707 -436 19556 -5151 -5581
6. Неформовые  РТИ (тн.) 13668 15556 +1888 13896 -1660 +228

      Несмотря  на то, что предприятие занимает 2 и 3 места по отрасли в производстве формовых РТИ, ремней приводных и вентиляторных, темпы роста рынка этих изделий имеют отрицательное значение и поэтому непривлекательны для инвестиций.

Информация о работе Задачи и проблемы внедрения маркетинга в экономику России