Управление маркетингом на инструментальном уровне на примере супермаркета "Табрис"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты управления маркетингом на инструментальном уровне
1.1 Управление товарным ассортиментов
1.2 Функции управления ассортиментом товара
1.3 Структура ассортимента
2 Анализ и оценка товарного ассортимента предприятия супермаркет «Табрис»
2.1 Общая характеристика супермаркета
2.2 Организационно-управленческая структура
2.3 Анализ ассортимента
3 Исследование ассортиментных предпочтений покупателей супермаркета «Табрис»
3.1 Разработка программы исследования, инструментария
3.2 Анализ результатов анкетирования
3.3 Совершенствование управления товарным ассортиментом
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Управление ассортиментом.doc

— 3.61 Мб (Скачать)

Среди способов выкладки товара в супермаркете «Табрис» можно выделить несколько видов:

  - горизонтальная;

- вертикальная;

- навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).

Сопутствующие товары выложены навалом у расчетных  узлов. Все товары расположены на видном месте и легкодоступны для покупателей.

   Хорошо  видны из любой точки торгового  зала и красиво оформлены -специальные  указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям свободно и быстро ориентироваться в магазине. Каждый из продавцов-консультантов может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.

      В продаже имеются продукты как  доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для гурманов, имеющие более высокую цену. То есть ассортимент магазина «Табрис» учитывает различные доходы различных слоев населения.

      Разнообразие  ассортимента продукции обеспечивается тем, что супермаркет «Табрис» поддерживает деловые отношения с местными, иногородними поставщиками и частными предпринимателями.

      В супермаркете производится постоянное обновление торгового ассортимента, осуществляется проведение разнообразных акций. Еженедельно магазин посещают представители разных торговых марок и осуществляют выкладку своего товара, изменяют ассортимент и следят за ценовой политикой магазина. Это позволяет поддерживать качество ассортимента магазина на достойном уровне, а также быстро реагировать на изменение потребностей населения.

В целом, супермаркет «Табрис» можно охарактеризовать, как супермаркет с расширенным ассортиментом, высококачественным обслуживанием и товаром. В октябре торговая сеть «Табрис» стала победителем акции «Лучшее предприятие розничной торговли Кубани 2009 по взаимодействию с краевыми товаропроизводителями». Торговая сеть была награждена Дипломом II степени и удостоена благодарности в поддержании кубанских производителей. В июне торговая сеть «Табрис» заняла I место в акции «Вместе поможем детям!» по количеству собранных в ходе благотворительной кампании денег. Торговая сеть была удостоена благодарственного письма и стеклянной статуэтки с цветиком-семицветиком (эмблемой данной благотворительной программы). Краснодара вручил коллективу супермаркета «Табрис» на ул. Московской письмо с благодарностью за «понимание положения

 


 

Рисунок 2 - Награды

людей с инвалидностью». Диплом победителя конкурса "Мы за соблюдение закона"

30 октября 2008 года прошло награждение победителей конкурса "Мы за соблюдение закона". За активную социально-полезную деятельность предприятия предотвращению продаж табачных изделий несовершеннолетним торговая сеть "Табрис" была награждена дипломом.

Кубок за I местов акции"Лучшее предприятие розничнойторговли Кубани 2007 года".

В 2007 году департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края проводилась крупномасштабная акция "Лучшее предприятие розничной торговли Кубани 2007года".

Основная цель данного мероприятия - выявление предприятий розничной торговли Кубани, активносотрудничающих с краевыми товаропроизводителями мясо-молочной продукции, расширение рынка сбыта, популяризация высококачественной мясо-молочной продукции, улучшение качества обслуживания населения края.

Предотвращение поступления на потребительский рынок края некачественных, опасных для здоровья человека и фальсифицированных товаров, а также реализация мероприятий краевой целевой программы "Качество" на 2006-2010 годы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2. Организационно-экономическая  оценка магазина «Табрис»

 

      Торговая  сеть супермаркетов с «Табрис» успешно работает на рынке уже

больше 15 лет. Общая торговая площадь всей сети составляет свыше 18000 кв. метров.

Ассортиментный  портфель сети «Табрис» включает в себя более 15000 наименований продуктов питания и других товаров и нацелен на различные потребительские аудитории, причем ассортимент товара в различных магазинах сети отличается. Огромный ассортимент товаров из дальнего и ближнего зарубежья.

С начала своей деятельности и в  данное время торговая сеть супермаркетов «Табрис» является стабильно развивающейся компанией с сильными рыночными позициями, с надежным и эффективным каналом сбыта, с перспективой постоянного роста продаж. Высококачественные товары по низким ценам, динамичная внутренняя жизнь, стремительная оборачиваемость товаров, удобное расположение магазинов, европейский сервис обслуживания являются основой успеха бизнеса и прочным фундаментом для успешной работы.

В уставе предприятия отражены основные направления и виды деятельности «Табрис»: торгово-закупочная деятельность; посредническая деятельность организация и расширение торговой сети; розничная торговля.

Ассортимент формируется по принципу «от покупателя». Товары подобраны таким образом, чтобы полностью обеспечить запросы как  обычных, так и самых требовательных покупателей. Поэтому супермаркеты «Табрис» узнаваемы и привлекательны для покупателей.

Конструкция здания, его внутренняя планировка соответствует названию и товарному профилю магазина. В магазине также обеспечена рациональная организация торгово-технологического процесса с применением современных технологий самообслуживания.

Материальные  и трудовые затраты при эксплуатации магазина минимальны.

Характеризуя  общетехническое устройство магазина, следует отметить, что здание обеспечено системой центрального отопления, водопроводом, горячим водоснабжением, вентиляцией, в зимнее время работает тепловая завеса - всё это создаёт определённый микроклимат и комфортные условия для покупателей и персонала магазина.

Общая площадь предприятия составляет 830м2.

Основными в магазине являются торговые помещения, площадь которых составляет 720м2. Таким образом, данное предприятие по размерной типологии розничного предприятия наиболее приближено супермаркету.

Режим работы супермаркета «Табрис» с 8.00 до 01.00, в том числе и в выходные, без перерывов.

Всего в магазине работает 95 человек, в том числе торгового персонала - 64 человек.

Работники секций осуществляют свою деятельность в две смены, согласно графику, составляемому ежемесячно заведующими каждой секции в соответствии с выдаваемым ежегодно торгово-экономическим отделом производственным календарём. В календаре указывается количество рабочих и выходных дней в каждом месяце, праздничные и сокращённые дни.

На  обед, выходные работники секций ходят  в порядке очередности в соответствии с разработанным графиком.

Администрация и различные службы супермаркета осуществляют свою деятельность ежедневно с 8.00 до 17.00, суббота, воскресенье - выходные дни.

Основной  целью любого коммерческого предприятия  является получение прибыли. Поэтому для определения эффективности торгового предприятия необходимо рассмотреть торгово-хозяйственную деятельность магазина

 

 

 

 

Анализ  торгово-хозяйственной деятельности предприятия представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия магазина «Табрис»

Наименование показателя

2010г.

2011г.

Отклонение  по сумме (+;?)

Темп  роста, %

Товарооборот, тыс.руб.

150270

161930

+11660

107,8

Валовый доход, тыс.руб.

25640

27780

+2140

108,3

Издержки обращения, тыс.руб.

14490

14120

-370

97,4

Прибыль от продаж, тыс.руб.

11670

12190

+520

104,5

Рентабельность

7,8

7,5

-0,3

96,2

Количество работников, в том числе:

95

101

+6

106,1

Торговый персонал

64

68

+4

106,1

Общая площадь, м2, в том числе:

830

830

-

-

Торговая площадь

720

720

-

-


 

 

Анализ  данных таблицы показал, что товарооборот увеличился на 11660 тыс. руб, и прирост составил 7,8% в 2011 году. Увеличение товарооборота за исследуемый период произошло за счет расширения ассортимента по различным группам товаров.

Также в 2011г. отмечено увеличение валового дохода, что в приросте составило 8,3%. Валовой доход увеличился за счет роста торговой надбавки на цены реализуемых товаров.

Издержки  обращения снизились на сумму 370тыс.руб., а темп их роста составил 97,4%. Снижению издержек на предприятии способствовали такие факторы, как увеличение в общем объеме реализации количества товаров, поставляемых местными поставщиками, а значит с низким уровнем издержкоемкости.

Снижение  издержек повлияло на размер прибыли  от продаж и соответственно на рентабельность продаж магазина.

Рентабельность  продаж характеризует удельный вес  прибыли в товарообороте, за исследуемый период рентабельность снизилась по отношению к 2010 году, и составила в 2011 году - 7,5%. А так как минимальный размер рентабельности розничного торгового предприятия должен составлять 3-5% к товарообороту, то можно утверждать, что рентабельность продаж магазина «Табрис» удовлетворительна.

При оценке эффективности деятельности торгового предприятия необходимо учитывать также численность работников. В 2011 году численность работников увеличилась на 6 человека (4,1%), в том числе за счет увеличения торгового персонала - 4 человека.

Общая площадь магазина за исследуемый  период не менялась и составляет на сегодняшний день 830 м2, в том числе 720 м2 занимает торговая площадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.3 Анализ ассортимента супермаркета «Табрис»

 

  Ассортимент супермаркета «Табрис» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров. Наличие сопутствующего ассортимента дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет в глазах покупателя, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте. Принцип формирования товарного ассортимента в магазине - функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего, в продуктах питания. Товарный ассортимент супермаркета является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).

Насыщенность  представленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения 7690. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) супермаркета «Табрис» определяется делением общего количества продукции (7690) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняя товарная линейка супермаркета охватывает 510 позиций.

  В целях более глубокого и подробного изучения товарного ассортимента супермаркета  каждая из 15 ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками. Таким образом, широта ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов.

Насыщенность ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 38. Наиболее насыщенным является ассортимент сыров - 37 торговых марок, наименее насыщен ассортимент сгущенных молочных консервов - 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент сыров, то есть покупатель реально может выбрать сыры по своему вкусу и требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки и сметану. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить их. Достаточно глубокий, способный удовлетворить потребности покупателя, ассортимент молока и мороженого. Таким образом, глубина ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» составила 665.

      Вторая  ассортиментная группа «рыба и морепродукты»  представлена в супермаркете «Табрис» пятью  ассортиментными подгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбные морепродукты. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна пяти. Насыщенность группы составляет 68 торговых марок и видов, глубина 86 вариантов исполнения рыбных товаров.

      Анализируя  таблицу можно сказать, что самым  насыщенным в этой ассортиментной группе является ассортимент рыбных пресервов, который представлен 8 торговыми марками в разном исполнении, так как он является и самым глубоким (44 разновидностей продукта), а также ассортимент рыбных консервов (20 марок). Наименее насыщенным является ассортимент икры рыб (всего 5 марки этого продукта). Этот факт объясняется тем, что данный продукт является деликатесом и имеет достаточно высокую цену, также необходимо учесть, что основным сегментом покупателей супермаркета являются женщины со средним и низким уровнем доходов, которые либо не употребляют икру, либо употребляют не часто. Следовательно, ассортимент данной подгруппы не является таким насыщенным. Но несмотря на малую насыщенность ассортимент икры рыб достаточно глубокий (12) по сравнению с другими ассортиментными подгруппами. Нерыбные морепродукты (креветки, осьминоги, крабы) представлены 9 торговыми марками, а глубина составляет 24 разновидностей. Так как в последнее время у потребителей все большую популярность приобретают разного рода деликатесы, данный ассортимент вполне способен удовлетворить потребности покупателей.

Информация о работе Управление маркетингом на инструментальном уровне на примере супермаркета "Табрис"