Управление маркетингом на инструментальном уровне на примере супермаркета "Табрис"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты управления маркетингом на инструментальном уровне
1.1 Управление товарным ассортиментов
1.2 Функции управления ассортиментом товара
1.3 Структура ассортимента
2 Анализ и оценка товарного ассортимента предприятия супермаркет «Табрис»
2.1 Общая характеристика супермаркета
2.2 Организационно-управленческая структура
2.3 Анализ ассортимента
3 Исследование ассортиментных предпочтений покупателей супермаркета «Табрис»
3.1 Разработка программы исследования, инструментария
3.2 Анализ результатов анкетирования
3.3 Совершенствование управления товарным ассортиментом
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Управление ассортиментом.doc

— 3.61 Мб (Скачать)

Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень  основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит  от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2 Функции управления ассортиментом товара

 

Управление  ассортиментом на предприятиях различных  форм собственности - это основной и один из самых сложных процессов  протекающих в коммерческой деятельности. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.

  Изучение  процесса управления ассортиментом  необходимо рассматривать по аналогии с понятием «управление».

В широком смысле слова под управлением  следует понимать процесс, состоящий  из определенных функций. Состав функций  может изменяться в зависимости  от целей и задач, которые ставит пред собой управляющая система.

  Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся:

- планирование;

- организация;

- контроль, направленный на изучение  эффективности планирования и  организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.

Функция планирования ассортимента промышленного  предприятия предусматривает следующие  мероприятия:

- определение занимаемой доли  на рынке товаров и услуг;

- изучение потребностей покупателей  к товарам, системам сбыта,  сервису, дополнительным услугам;

- определение набора товарных  групп, наиболее предпочтительного  для потребителей и обеспечивающего  экономическую эффективность их  производства;

- определение оптимального соотношения  набора товаров, находящихся на  разных стадиях жизненных циклов;

- выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;

- разработку стратегии сбыта товаров.

Ассортиментная  политика разрабатывается на перспективу, и в своей основе в течение  определенного времени остается неизменной, однако при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может измениться.

Функцию организации можно рассматривать  как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента включает:

- установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом потребителей;

- разработку структуры ассортимента;

- организацию эффективных хозяйственных  связей с поставщиками и дистрибьюторами.

Важнейшим элементом маркетинга промышленности является формирование товарного ассортимента, эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса производства и товародвижения.

Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.3 Структура ассортимента

 

      Товарный  ассортимент розничного предприятия  по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.

По  широте ассортимента делится на:

ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

ассортимент узкий (< 200 наименований);

ассортимент специализированный.

С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости  товаров, размера товарооборота  и получаемой прибыли. Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:

для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплементы);

деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);

решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д.

Виды  розничных предприятий.

Специализированные  магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимента, способный удовлетворить  специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента, может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).

Универмаги  предлагают широкий ассортимента, в  первую очередь, непродовольственных  товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают  к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются  средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары. Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.

   Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.

Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортименте начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. С точки зрения концепции маркетинга - это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента, состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

Еще один важный элемент ассортимента и  в целом товарной политики - изъятие  из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следуетрасполагать методикой оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает, а методика должна быть относительно простой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2 Анализ и оценка  ассортиментной политики  предприятия супермаркет «Табрис»

Общая характеристика  супермаркета «Табрис»

 

Сеть «Табрис» занимает на рынке Краснодарского края нишу в классе «мидл+» (премиум-класс), которая осталась не закрытой федеральными сетями[3]. Супермаркеты «Табрис» являются наиболее имиджевой торговой сетью в Краснодарском крае), отличаются от конкурентов дисконтной системой, длительным временем работы (до 1.00), а также достаточно широким ассортиментом (12000 - 20000 наименований товаров) и наличием дорогих имиджевых товаров. Некоторая продукция, например, живые французские устрицы (доставляются самолетом из Москвы) и лягушачьи лапки, является эксклюзивной в городе Краснодаре.

Торговая сеть «Табрис» также находится в общероссийском рейтинге ритейлеров России, например, входит в маркетинговое исследование розничного рынка России, проведенное консалтинговой компанией «Амико». Средний чек в ТС «Табрис» составляет 380 рублей (для сравнения в «Магните» средний чек равен 157 рублей).

Супермаркет «Табрис» расположен по адресу Краснодар, ул. Московская, 54. Сеть магазинов «Табрис» - это сеть магазинов самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров. Магазин не является отдельно стоящим зданием. Магазин расположен в довольно удачном месте. Рядом достаточно много жилых домов, большинство жильцов которых преимущественно и являются покупателями супермаркета «Табрис». Несмотря на то, что рядом с супермаркетомрасположены целый ряд универсамов «Магнит», а неподалеку расположены гипермаркеты «Магнит» и «Лента», «Табрис» на данный момент выдерживает конкуренцию с ними и занимает лидирующее положение по предпочтениям покупателей. «Табрис» размещен на первом этаже пятиэтажного жилого дома, на нулевом этаже находятся складские помещения, холодильные и морозильные камеры, мясной цех. Такой тип здания позволяет правильно, в соответствии с последовательностью технологического процесса разместить помещения для подготовки, хранения и продажи товаров, административно-бытовые помещения, обеспечить горизонтальное перемещение грузов и возможность комплексной механизации этих работ.

 

 

Рисунок 1. Внешний вид супермаркета

 

Товарный профиль магазина «Табрис» - это продовольственные товары. Специализация супермаркета организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

Исходя  из товарной специализации, супермаркет  «Табрис» можно отнести к группе смешанных магазинов, ведущих торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Однако, общая доля непродовольственных товаров в общем объеме продаваемых товаров достаточно невелика, 4-5%. Товарный профиль (тип) и специализация супермаркета определены его Уставом.

В этом магазине используются две форма торгового обслуживания: традиционная и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.

Торговый  зал магазина достаточно просторный. Около 50-55% торговой площади супермаркета «Табрис» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять тележки для укладки товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда продукт вынесут со склада.

В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Вследствие того, что супермаркет «Табрис» реализует большой ассортимент скоропортящихся товаров, он оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично.Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.

Также в оснащении супермаркета имеется  современное электронное контрольно-кассовое оборудование. В магазине 6 расчетных узлов, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». При планировке торгового зала был использован комбинированный вид планировки:

  - линейный, т.е. горки, прилавки, пристенное  оборудование расположены

      вдоль стен и в центре зала, создавая при  этом непрерывную линию;

  - островной, т.е. торговое оборудование  размещено в конце зала в  виде островка  прямоугольной формы. Используется при обслуживании покупателей через прилавок.

Информация о работе Управление маркетингом на инструментальном уровне на примере супермаркета "Табрис"