Упаковка товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:56, реферат

Краткое описание

На ряду с названием и ценой любая упаковка является важнейшим элементом, так называемого, маркетингового микса. Упаковка играет огромную коммуникативную и эстетическую роль. Значительно облегчает движение товара на рынке, делает товар узнаваемым, помогает формированию и подкреплению отличительных черт товара (продвижение брэнда), делает товар удобным при транспортировке. Покупатели в 78% случаев приобретают товар в стильной и удобной упаковке, чем без нее. В условиях современного, перенасыщенного информацией рынка покупатель испытывает непрерывный прессинг со стороны рекламы, и именно яркая упаковка, которую он видит в магазине, является последним аргументом в пользу покупки того или иного товара. Таким образом, наличие у товара «правильной» упаковки напрямую влияет на его продажи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Упаковка товара в комплексе маркетинга……………………………………..5
1.1.Маркетинговое понимание упаковки………………………………………..5
1.2.Функции упаковке. Требования к упаковке…………………………………9
1.3. Классификация упаковки и ее виды……………………………………….17
1.4. Концепция создания упаковки………………………………………….......21
2. Маркетинговая деятельность производителей молочной продукции в области упаковки………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованных источников…………………..……………………….51

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 75.30 Кб (Скачать)

    Санитарно-гигиенические  требования включают следующие положения:

    - в состав упаковочного материала  не должны входить высокотоксичные  вещества, обладающие кумулятивными  свойствами и специфическим действием  на организм (канцерогенность, мутагенность, аллергенность и т. д.);

    - упаковочный материал не должен  изменять органолептические и  физиологические свойства продукции,  а также выделять вредные вещества  в количествах, превышающих допустимые  с гигиенической точки зрения  уровни миграции. [12, с.36]

    Соответствие  этим требованиям закрепляется гигиеническим  сертификатом.

    Упаковка  — понятие многогранное, даже противоречивое так как, с одной стороны, она облегчает жизнь потребителю, а с другой — нещадно эксплуатирует его сознание в стремлении привлечь его к товару. В связи с этим к функциональным свойствам упаковки часто предъявляются противоположные требования. Например, лекарственные препараты должны иметь хорошо защищающую лекарство от детей упаковку, и в то же время, эта упаковка должна легко открываться, быть удобной в использовании для больных и пожилых людей.

    Существенным  фактором в изменении требовании к упаковке стали и такие тенденции, как старение населения во многих странах и переход на пищевые полуфабрикаты, а также эмансипация женщин. Активное участие женщин в производстве и общественной жизни большинства стран мира требует изменения пищевой упаковки с использованием порционных упаковок в семейном кругу, а также для быстрого приготовления пищи в ресторанах, кафе, при перевозке пассажиров на самолетах, для питания пациентов больниц и др. 
 

1.3. Классификация упаковки и ее виды

    Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются ее назначение, механическая устойчивость и прочность  применяемых материалов,  а также  кратность использования.

    По  назначению тара и упаковка бывает:

  • внутренняя (потребительская): обертки, картонные коробки, жестяные банки, бутылки, пакеты, флаконы, тюбики и т.д.. Ее стоимость полностью включается в стоимость товара и оплачивается потребителем, поскольку переходит в полную собственность покупателя;
  • внешняя:  большинство видов деревянных, картонных, металлических, полимерных ящиков и контейнеров, бочек, барабанов, различных мешков и др.. Во внешней таре продукция транспортируется или храниться в процессе своего продвижения от производителя до потребителя. Ее стоимость, как правило, частично включается в стоимость товара (деревянной – 60%, картонной – 80%) [10, с.20].

В зависимости  от материалов, из которых изготавливается  тара, она подразделяется на:

    • деревянную;
    • стеклянную;
    • тканевую;
    • бумажную;
    • металлическую;
    • полимерную;
    • разную.

В зависимости  от сопротивляемости к механическим воздействиям бывает тара:

  • жесткая сохраняет свою форму до заполнения продукцией и после освобождения от нее;
  • мягкая изменяет свою форму при высвобождении из нее товара (мешки, паковочная ткань и др.). Такая тара хорошо предохраняет сыпучие товары от потерь и загрязнения; эта тара занимает мало места и имеет небольшой вес.

В зависимости  от количества оборотов, которая может  совершить упаковка, она подразделяется на:

  • одноразовую (используется производителем однократно, однако может затем иметь предусмотренную или непредусмотренную последующую применимость у потребителя, например, жестяные банки из-под марочного кофе или пива могут коллекционироваться);
  • многократного использования (предполагает несколько последовательных циклов использования в производстве товара вплоть до наступления ее полного или частичного физического износа, способствует более экономичному расходованию ресурсов, однако требует от производителя на ее сбор и подготовку к последующему использованию, например стеклянная бутылка для пива).

    Потребительская упаковка поступает к покупателю вместе с товаром. Расфасовка осуществляется производителем или продавцом в свою упаковку или упаковку потребителя. Поэтому основное внимание маркетологов сосредоточено именно на этой упаковке.

    Поскольку упаковка может быть однослойной  или многослойной, то можно выделить ее виды по уровням:

  • Первичная упаковка - это собственно товарная оболочка,  оригинальная упаковка, присущая марочным изделиям. Обеспечивает защиту товара и одновременно гарантирует правильную массу и удобство пользования, а своей особенной формой  делает легкой идентификацию предложения. Например, флакон духов.
  • Вторичная упаковка - это любой последующий слой за первичной, не считая транспортной упаковки. Выполняет в первую очередь рекламную функцию и характеризуется высокой степенью информативности, может повышать ценность товара. Главную роль играет не для потребителя, а для посредника, создавая удобство хранения и торговли. Например, коробка для флакона духов.

    По  количеству упакованных единиц товара различаются:

  • штучная упаковка - рассчитана на единицу продукции;
  • множественная - упаковка, которая соединяет в себе две или более единицы товаров. Это могут быть одинаковые продукты  (лезвия для бритья, газированные напитки) или сочетания различных вещей (расческа и щетка, набор первой помощи). Основная задача такой упаковки - увеличить потребление товара, заставить потребителей покупать наборы, например, марочных товаров или опробовать новую продукцию (например, новый автоматический карандаш, упакованный вместе с хорошо известной шариковой ручкой), а также сбыть неходовой товар. Большинство видов множественной упаковки носит универсальный характер: их можно продавать в том виде, в котором они транспортируются, или разбивать на отдельные единицы;
  • порционная делает возможным предложение отдельно упакованных порций какого-либо продукта. Часто используется как упаковка товаров для экстренных случаев. Например, компания "Алка-Зельтцер" продает свои одноименные таблетки индивидуально упакованными в фольгу, а также без обертки в пузырьках. Использование порционной упаковки может создавать конкурентное преимущество и формировать предпочтение данной марки. Однако товар в порционной упаковке имеет высокую стоимость.

    В качестве разновидностей потребительской упаковки по назначению можно выделить:

  • обычную;
  • подарочную (признана создать ощущение праздника и побудить к расточительству);
  • пробную (информирует о новом товаре, побуждает его опробовать, а также позволяет оценить соответствие товара запросам потребителя. Например, пробные упаковки декоративной и лечебной косметики, парфюмерии пользуются устойчивым спросом, поскольку позволяют покупателям сориентироваться в большом разнообразии товаров);
  • порционную, или разовую (может ориентировать товар на определенный сегмент потребителей, например, для несемейных или путешествующих потребителей);
  • семейную, или повышенной емкости (позволяет приобретать большое количество товара с некоторой экономией).
  • По степени оригинальности можно выделить:
  • стандартную упаковку (предусмотрена для данного вида товара);
  • индивидуальную (может предоставляться покупателю как платная сервисная услуга).

    Теперь  рассмотрим подробнее виды потребительской  упаковки в зависимость от материала, из которого она изготовлена. Одним  из наиболее прогрессивных и экономичных  видов является картонная тара. Производство картонной тары позволяет значительно сократить потребление деловой древесины. На производство 1000 картонных ящиков расходуется около 6,3 м3 древесины, в то время как на производство такого же количество деревянных необходимо 23-32 м3. Картонная тара отличается легкостью, прочностью и хорошей изотермичностью. Основным видом такой тары, предназначенной для упаковывания товаров народного потребления. Являются ящики разных размеров. Для изготовления этого вида тары используются:

    • картон плоских слоев (используется в основном для изготовления индивидуальной упаковки);
    • гофрированный картон(применяется для изготовления индивидуальной и так называемой групповой упаковки).

    Самым крупным производителем картонной  тары в Республике Беларусь является Светлогорский целлюлозно-картонный  комбинат. В принципе, мощностей  этого предприятия достаточно для  обеспечения Беларуси. Однако сегодня, в силу объективных причин, комбинат справляется с этой задачей на 60%. Ему приходится наращивать поставки продукции на внешние рынки, чтобы  на вырученные валютные средства приобретать  технологическое оборудование.

    Бумажная  упаковка предназначена для упаковывания сыпучей и штучной продукции. Основной разновидностью бумажной упаковки являются бумажные мешки. Они изготавливаются двух типов: сшитые или склеенные с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной.

    Наиболее  распространенным видом деревянной упаковки, являются деревянные и фанерные ящики, а также бочки. Доля деревянной тары в производстве потребительской упаковки составляет около 1-2%.

    В наше время все большее применение имеет тара и упаковка из полимерных материалов, а именно стаканы, коробки, тубы, пакеты, мешки и др. к преимуществам этой тары относят прочность, отсутствие постоянных деформаций, химическую стойкость, непроницаемость, способность окрашиваться в любой цвет. Полимерная тара изготавливается из таких полимерных материалов, как полиэтилен (из него изготавливают бутыли, фляги, стаканчики для расфасовки сметаны, мороженного и других продуктов), полипропилен (для упаковки свежего мяса, овощей, соков, компотов, варенья и др.), полистирол (для упаковки плавленых сырков, сметаны), поливинилхлорид (для вакуум-упаковки мяса, птицы, твердых сыров, масла и др.), полиэтилентерефталат и др. Следующим материалом для упаковки товаров потребительского назначения является целлофан. Это блестящая, прозрачная пленка, является самой дешевой из упаковочных материалов. Целлофан чаще используют в качестве декоративной упаковка, упаковки для пищевых продуктов.

    Металлическая упаковка (бочки, банки, фляги, тубы, баллоны и др.). Эта тара по сравнению с другими видами обладает большой механической прочностью, что значительно повышает возможность длительного ее использования и безотходной переработка.

    Алюминиевая фольга также используется в качестве упаковочного материала. Для прочности фольгу можно ламинировать (наносить на ее поверхность пленку полиэтилена) либо кашировать (склеивать с тонкой лакированной бумагой). Алюминиевая фольга и упаковочные материалы из нее идеальным образом удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым при расфасовке продуктов питания. Она непроницаема для влаги, света, запахов и кислорода, практически не содержит микроорганизмов, готова для стерилизации и переработки на современных упаковочных материалов. Такой вид упаковки применяется для порционной упаковки масла, маргарина, творога, творожных и плавленых сырков, мороженного, изготовления крышек для йогуртов, сметаны, майонеза, десертов. Гладкая, тисненая и отделочная фольга применяется для упаковки порционного товара мясоперерабатывающей отрасли для изготовления тарелок, стаканов, поддонов, консервных банок и обертки. Для подвертки конфет, шоколада применяется фольга кашированная бумагой или полиэтиленовой пленкой. Фольга применяется при упаковке чая, в производстве вкладышей в пачке для сигаре, пробок для бутылок, обертки на горлышко для спиртных напитков и т.д. для упаковки пищевой, косметической и фармацевтической продукции, товаров бытовой химии, красок, смазочных материалов и др. все большее применение находит алюминиевая и полимерная туба. Для производства полимерных туб используют комбинированный материал и непосредственно полимеры.

    К стеклянной таре относятся бутылки, банки, баллоны различных форм и емкостей, используемые для разлива вино-водочных изделий, пива, безалкогольных напитков, минеральных вод, растительных масел и других продуктов. Недостатком стеклянной тары является ее хрупкость и значительный вес, который может доходить до 50% массы продуктов.

    Учитывая  плюсы и минусы всех упаковочных  материалов, в последнее время  все большее распространение  получают упаковки на основе композитов (вставные) – это конструкции, в  которых используется более чем  один материал, например, туба на бумажной основе с металлической либо пластиковой  крышкой. Комбинация материалов может  открыть новый экономический способ придания продукту отличительных черт.

    Таким образом, упаковка в современных  условиях рассматривается как метод  создания потребительских предпочтений и средство удовлетворения социальных потребностей общества, производителей, продавцов и индивидуальных потребителей. Существует множество упаковочных  вариантов, и будет ошибкой ограничится лишь одним материалом или сочетанием [14, c.558-570, 15, с.11-14]. 
 

Информация о работе Упаковка товара