Туроператор как субъект туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.85 Мб (Скачать)

■ рост расходов на продвижение тур-продукта. В случае, когда туроператор обнаруживает, что удержание прежних объемов продаж с точки зрения стоимости продвижения тура становится все более и более накладным, есть смысл говорить еще об одном симптоме приближающегося спада.

В случае бездействия менеджмента туроператора после обнаружения им симптомов приближающегося спада могут наступить гораздо более существенные негативные для туристической фирмы последствия, являющиеся признаками уже начавшегося спада. Примерами таких признаков могут стать: снижение объема продаж, резкое снижение эффективности рекламы, растущая неэффективность модификаций, переход к демпинговым «войнам» между туроператорами.

Распространены две  основные стратегии туроперейтинга на стадии спада жизненного цикла туристического продукта: стратегия «уборки урожая» и быстрого покидания рынка.

Стратегия «уборки урожая»  состоит в продолжении торговли находящимся на стадии спада своего жизненного цикла туром до практического  прекращения продаж (то есть до полного  исчезновения спроса на туристическом рынке). Негативными чертами данной стратегии являются все растущие расходы туроператора (для поддержания спроса требуется все большее количество рекламных обращений и стимулирующих сбыт мероприятий), а также резкое повышение риска туроперейтинга (особенно если туроператор организовывает собственные групповые поездки), что объясняется нестабильностью и общим сокращением спроса. Хотя с другой стороны, стратегия «уборки урожая» может оказаться весьма полезной для туроператоров, конкуренты которых решили быстро уйти с рынка с падающим спросом (например, отказались от работы с данным туристическим направлением). В этом случае, исходный туроператор может остаться одним единственным на туристическом рынке, своеобразным монополистом, что приведет даже к росту объема продаж. К примеру, туры в Анта-лию стали морально устаревать и спрос на них начал существенно снижаться, не смотря на все усилия конкурирующих туроператоров. Ранее предлагавшие Анталию туроператоры решили резко уйти с регионального рынка, а оставшийся один из них решил продолжать торговать турецкой Ривьерой «до последнего клиента», оказавшись монополистом на региональном рынке. В данной ситуации доля рынка оставшегося туроператора многократно увеличилась и объем его продаж начнет возрастать (даже не смотря на то, что туры в Анаталию дошли до стадии спада своего жизненного цикла).

Стратегия быстрого ухода, напротив, подразумевает моментальный отказ от продолжения торговать  находящимися на стадии спада турами. В этом случае туроператор получает возможность быстрого задействования высвобожденных в результате отказа от части туристических направлений ресурсов в других, более прибыльных и перспективных направлениях туристического бизнеса. С другой стороны, быстрый уход туроператора с рынка может явиться фактором упущения дополнительной прибыли, которую тот мог бы получить, оставшись на туристическом рынке.

В заключение можно отметить, что любая принимаемая за основу рыночной деятельности стратегия туроперейтинга (вне зависимости от того, какую сферу отношений она регулирует), должна адекватно отвечать не только стратегическим целям туроператора в целом (как коммерческих интересов собственников, амбиций менеджеров, так и потребностей персонала) и его реальным или потенциальным возможностям, но и условиям и динамике этих условий внешней и внутренней среды туроперейтинга. Только такая стратегия способна обеспечить выполнение всех стоящих перед стратегическим планированием в фирме функций.

  1. ДОКУМЕНТООБОРОТ В ТУРОПЕРЕЙТИНГЕ

Работа с документами является одной из наиболее важных составляющих работы менеджера туроператора, на которую им тратится основная часть рабочего времени. Внимательное и серьезное отношение к документальному сопровождению туроперейтинга необходимо в силу веских причин:

■ во-первых, туристическая услуга (как и любая другая услуга) отличается от товара изменчивостью своего качества, по этой причине все составляющие тур-продукта должны быть строго регламентированы, их малейшие изменения требуют оперативного отражения в соответствующих документах;

■ во-вторых, текущий  туроперейтинг представляет собой  большой поток информации, проходящей через менеджеров туроператора. При  этом практически любая входящая и исходящая информация нуждается  в учете и носит порой принципиальный характер для самого туроперейтинга;

■ в-третьих, наличие  определенного перечня документов установленного образца является необходимым  условием легального туроперейтинга и  бухгалтерского учета.

Документы туроператора можно классифицировать по ряду признаков:

■ по кругу пользователей документацией можно выделить документы для внутреннего пользования и для пользования третьими лицами;

■ по источнику информации, содержащейся в документе, бывают входящие и исходящие;

■ по степени и форме  волеизъявления в документе можно выделить согласительные, императивные, разрешительные, рекомендационные и консультационно-разъяснительные документы.

Ведущей классификацией документов туроперейтинга является классификация  по отношению содержащейся в документах информации к той или иной сфере деятельности туроператора. На основании этой классификации можно выделить:

■ уставные документы;

■ бухгалтерские и  статистические документы;

■ документы внутреннего  распорядка;

■ документы, регламентирующие отношения с поставщиками;

■ документы, регламентирующие отношения с агентами;

■ документы, регламентирующие отношения с туристами;

■ документы, регламентирующие отношения с партнерами. Уставные документы туроператора имеют ряд характеристик:

■ их наличие и юридическая  сила необходимы по действующим на территории страны или региона законам и подзаконным актам (например, на территории РФ любой туроператор обязан иметь лицензию);

■ они являются подтверждением легальности туристического бизнеса  и содержат минимум информации о  правовых основах деятельности туроператора.

По существующим нормативно-правовым актам к уставным документам туроператора можно отнести следующие:

■ Устав туроператора - основной документ, содержащий сведения о составе учредителей фирмы, их взносах в Уставный капитал, их правах и обязанностях в ходе управления фирмой;

■ Учредительный договор  — смысл которого заключается  в отражении добровольного характера  объединения усилий учредителей  для достижения совместных коммерческих целей и интересов;

■ Свидетельство о  государственной регистрации фирмы — туроператора;

■ Свидетельство о  постановке на учет в налоговом органе;

■ Свидетельства о  постановке на учет во внебюджетных фондах.

Данный неполный перечень уставных документов является общим  для любых юридических лиц, действующих  на территории Украины.

Частными для туроперейтинга уставными документами являются лицензия на право осуществления  туроператорской деятельности, выдаваемая сроком на три года Министерством  экономического развития и торговли, а также сертификаты качества и сертификаты соответствия государственным стандартам услуг, предлагаемых туроператором.

Перечисленные уставные документы (их оригиналы или нотариально  заверенные копии) должны постоянно  храниться в офисе туроператора и предоставляться по требованию клиентов, партнеров либо представителей органов государственной власти.

Бухгалтерские или статистические документы туроператора мало чем  отличаются от подобных документов фирм, занимающихся другими видами коммерческой деятельности. Их характерными чертами  являются:

■ строго установленный государственными властными органами образец документов и правила их заполнения;

■ предназначенность  данной документации как для внутреннего  пользования, так и для предоставления третьим лицам (например, отчеты перед  налоговой инспекцией или внебюджетными фондами);

■ установленные государственными органами правила хранения этой документации;

■ право составления  и подписи бухгалтерских или  статистических документов принадлежит  ограниченному кругу лиц, что  закрепляется Уставом или приказами  туроператора.

Бухгалтерские документы, в основном, регулируют следующие  сферы работы туроператора:

■ осуществление наличных и безналичных расчетов;

■ соблюдение кассовой дисциплины;

■ выплата установленных  налогов и сборов;

■ начисление заработной платы сотрудникам;

■ денежные или имущественные  отношения между учредителями фирмы;

■ инвентаризация и учет фондов фирмы;

■ накопление резервных  фондов;

■ учет и контроль дебиторской  и кредиторской задолженности фирмы.

Перечисленные отношения  регламентируются большим количеством бухгалтерской документации, которую также, в свою очередь, можно классифицировать на несколько групп:

■ банковские документы (платежные поручения, счета, счета-фактуры  и др.);

■ кассовые документы (ордера, кассовая книга и др.);

■ документы по учету материальных ценностей или документов строгой отчетности;

■ документы по заработной плате (ведомости).

■ и т.д.

Статистические документы  предоставляются в соответствующие  статические органы, которые занимаются рекомендациями по повышению эффективности  макроэкономического государственного регулирования туристического рынка.

  • Внутрислужебные документы 

предназначены только для  внутреннего пользования и обычно регулируют:

■ отношения менеджмента  туроператора с персоналом (личные дела сотрудников, трудовые договора, должностные инструкции, приказы по найму, продвижению по службе, увольнению, предоставлении отпусков и т.д.);

■ организационные вопросы  текущей деятельности фирмы (штатное  расписание, график рабочего дня, организационная  структура фирмы, схемы взаимоотношений между отделами);

■ проблемы эргономичности, экологичности и безопасности трудовой деятельности (правила пожарной безопасности на рабочем месте, планы эвакуации  в случае пожара и т.д.).

Характерными чертами  внутрислужебных документов являются:

■ необходимость их наличия в работе туроператора (как исходя из логики, так и по требованию органов власти);

■ и авторы, и пользователи данной документации являются работниками  одной фирмы;

■ наличие данной документации и ее соответствие государственным  требованиям может проверяться третьими лицами.

  • Документация о работе с поставщиками

Она регламентирует отношения  туроператора со всеми поставщиками, туристические услуги которых применяются  в текущем туроперейтинге, и является важнейшей компонентой документации туроператоров, поскольку регламентирует процесс создания туристического продукта и является гарантией его качественной реализации. При отсутствии этой документации или ее недолжном оформлении ответственность туроператора перед туристами не распространяется на поставщиков, даже если они и были объективно виновны в наступлении негативных последствий.

Договоры являются основным видом документов, регламентирующих отношения туроператора с поставщиками туристических услуг, они заключаются только с дееспособными поставщиками. Дееспособность поставщиков (юридических или физических лиц) определяется нормативно-правовыми актами и заключается в наличии у поставщика необходимых для осуществления легальной коммерческой деятельности документов (к примеру, отель как поставщик туристических услуг для достижения собственной дееспособности должен иметь необходимый набор разрешительных документов — лицензию, заключения служб санитарно-эпидемиологического контроля, пожарной безопасности и т.д.). В противном случае, заключенные с недееспособными поставщиками договора признаются недействительными. Любой договор туроператора с поставщиком должен содержать следующую информацию:

■ полное наименования и  реквизиты сторон (включая юридический  и почтовый адреса, телефоны, факсы, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика);

■ документы, на основании  которых признана, дееспособность сторон (обычно это номера лицензий: или  других разрешительных документов) или  правомочность заключивших договор  лиц (обычно это Устав или доверенность);

■ предмет договора (то есть цель, ради достижения которой  обе стороны согласились на сотрудничество);

■ права и обязанности  обеих сторон в ходе их сотрудничества;

■ ответственность сторон за нарушение условий договора;

■ условия вступления договора в силу, его пролонгации, расторжения.

В туроперейтинге стоит  внимательно относится к наличию  и регулярному обновлению договорной базы с поставщиками, поскольку согласно букве закона, любое сотрудничество с третьим лицом на бездоговорной  основе считается незаконным, а торговля тур-пакетами, включающими услуги таких поставщиков — одна из первоочередных причин приостановленная действия сертификатов качества или соответствия, или даже туроператорской лицензии.

Информация о работе Туроператор как субъект туристического рынка