Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа
Цель работы: Определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран.
Основные задачи работы:
определить основные причины и предпосылки возникновения ТНК, их сущностные характеристики;
провести анализ основных тенденций современного развития ТНК
выявить место и роль ТНК в мировом хозяйстве;
определить, как деятельность ТНК влияет на экономику развивающихся стран;
рассмотреть на примере компании «Nestle» деятельность ТНК в развивающихся странах.
Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики ТНК 6
1.1 Определение ТНК и их сущность 7
1.2 Причины появления ТНК. Этапы развития 9
1.3 Структура и организационные формы ТНК 12
1.4 Конкурентные преимущества ТНК 16
1.5 Конкурентные стратегии ТНК 19
1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500 20
Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран 23
2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР 23
2.2 ТНК в добывающей промышленности развивающихся стран 29
2.3 Масштабы операций ТНК в инфраструктурном секторе 33
2.4 ТНК и подрядное сельскохозяйственное производство 39
Глава 3. Деятельность ТНК в развивающихся странах на примере компании «Nestle» 43
3.1 Основные вехи истории 43
3.2 Принципы компании 45
3.3 Деятельность корпорации Nestle 47
3.4 Социальные программы 48
Заключение 52
Список литературы 55
В 1907 году компания развернула полномасштабное производство в Австралии, своём втором крупнейшем по объёму экспорта рынке. В тот же период были построены склады в Сингапуре, Гонконге и Бомбее для обеспечения потребностей быстрорастущих рынков стран Азии.
В 1930 году Бразильский Институт кофе обратился к руководству компании с просьбой помочь в разработке новых видов продуктов, способных решить проблемы сбыта излишков кофе в Бразилии. Результатом восьмилетних исследований стало открытие растворимого порошка и производство кофе Nescafe, который изменил традиционный взгляд на потребление кофе во всем мире и очень быстро приобрёл популярность. В начале 40-х годов компания начала производство чая Nestea. [14]
С началом Второй мировой войны прибыль Nestlé резко упала (с 20 млн. долл. в 1938 году до 6 млн. долл. в 1939 году). Чтобы преодолеть проблемы с распространением продукции в Европе и Азии, компания открыла новые фабрики в развивающихся странах, в том числе в Латинской Америке.
Послевоенные годы стали самым динамичным периодом в истории развития компании. Диверсифицированный подход к работе на рынке продуктов питания лег в основу новой стратегии и позволил компании ещё более эффективно реагировать на спрос потребителей. Вследствие присоединения к корпорации ряда компаний к ассортименту Nestlé добавились десятки новых продуктов. В 1947 году Nestlé объединилась с компанией Alimentana S.A. - производителем приправ и супов Maggi, и была переименована в «Nestlé Alimentana Company». За этим последовало приобретение в 1950 году британского производителя консервированных продуктов Crosse & Blackwell, фирм Findus (замороженные продукты) в 1963 году, Libby (фруктовые соки) в 1971 году и Stouffer (замороженные продукты) в 1973 году.
В этот же период началось стремительное развитие торговой марки Nescafe. С 1950 по 1959 год продажи растворимого кофе увеличились почти втрое, а с 1960 по 1974 год - ещё в четыре раза. За 15 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, общий объём продаж компании возрос вдвое. Разработка технологии сублимационной сушки привело к появлению в 1966 году на рынке растворимого кофе марки «Taster’s Choice».
В 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oréal - одного из мировых лидеров в производстве косметики, таким образом выйдя за пределы рынка продуктов питания.
Уже с момента создания первого продукта компания Nestle стремилась строить свою деятельность на основе соблюдения общепринятых человеческих принципов и ценностей.
Несмотря на то, что «Принципы деятельности компании Nestle» подвергаются переизданию с целью отразить изменения, происходящие в мире, основные принципы компании остаются неизменными с момента ее основания и отражают такие человеческие понятия как порядочность, честность и забота о ближнем.
Компания Nestle обязуется применять следующие принципы деятельности во всех странах, с учетом местного законодательства, а также культурных и религиозных особенностей отдельных стран [14]:
Сегодня «Nestle» является крупнейшим производителем продуктов питания в мире. В группе «Nestle» работают более 280000 человек, ей принадлежат 456 фабрик и промышленных предприятий в 84 странах. В 2009 году общий объем продаж корпорации «Nestle» достиг 103,1 млрд. долл. Чистая прибыль компании в 2009 году составила 16,91 млрд. долл. [14].
Стратегия компании «Nestle» во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих вкусам и традициям принимающей страны, а также использует местное сырье и компоненты. В 2008 году корпорация «Nestle», являясь одним из лидеров пищевой промышленности, имела подрядные соглашения как минимум с 600 000 фермами в более чем 80 развивающихся странах и странах с переходной экономикой в качестве прямых поставщиков различных видов сельскохозяйственной продукции [29].
Среди производителей продуктов питания «Nestle» отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки. В 2008 году на эти цели было потрачено 2 миллиарда швейцарских франков [15]. В 23 исследовательских центрах и 280 прикладных группах, расположенных по всему миру, а также в Научно-исследовательском центре «Nestle», который находится в Лозанне, работают около 5000 человек, которые заняты в проведении исследований в области продуктов питания, их свойств и влияния пищи на организм. Результаты проводимых исследований позволяют постоянно улучшать качество своих продуктов. Такое внимание к НИОКР отражает стремление «Nestle» производить продукцию, которая не только обладает хорошими вкусовыми качествами, но и полезна для здоровья.
Деятельность «Nestle» направлена не только на укрепление и модернизацию производственных инфраструктур фабрик и внедрение новых технологий в производство. Компания также стремится быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами. Кроме того, «Nestle» вкладывает большие средства в обучение и повышение квалификации сотрудников, передавая им международный опыт компании и научно-технические знания.
Как крупнейший в мире производитель пищевых продуктов и напитков ТНК «Nestle» контролирует зарубежные активы на сумму 66 млрд. долл. [14]. Но деятельность компании не ограничивается только производством продуктов питания и напитков.
В настоящий момент продукцию компании «Nestle» на различных рынках представляет множество бренды (Приложение 5).
Как видно из данного приложения диверсификация продукции компании «Nestle» довольно обширная.
«Nestle» по праву можно назвать социально ответственной компанией. «Создавать общие ценности» - таков ответ компании на глобальные экономические и социальные изменения.
27 апреля 2009 г. в городе Веве «Nestle» объявила о запуске трех проектов, направленных на создание партнерства с правительственными и общественными организациями, а также бизнесом. Это заявление было сделано на открытии двухдневного форума «Создавая общие ценности», который проходил в Нью-Йорке при поддержке комитета ООН по сотрудничеству и Швейцарской миссии в ООН. Новые инициативы компании «Nestle» включают запуск обширной образовательной программы в области питания, здоровья и здорового образа жизни для детей школьного возраста во всем мире, открытие Центра исследований и развития в Африке и учреждение премии «Nestle» «Создавая общие ценности» с целью поощрения инновационных подходов к решению различных проблем в области питания, использования водных ресурсов и развития сельского хозяйства.
Эти новые проекты в области питания, использования водных ресурсов и развития сельского хозяйства запускаются несмотря на глубокую экономическую рецессию [15]. Председатель Совета Директоров компании «Nestle» Питер Брабек-Летмат заявил: «Финансовый кризис, ставший причиной нынешней глубокой рецессии, еще раз доказал простую бизнес-аксиому: если вы не работаете на благо общественности, а выбираете пути, которые представляют для людей определенные риски, вы не оправдываете ожидания своих акционеров и общества. В «Nestle» мы называем этот подход «созданием общих ценностей», и он является основополагающим принципом деятельности компании во всем мире».
Новые инициативы «Nestle» связаны с ее бизнес-стратегией - трансформацией в компанию, основой деятельности которой служат правильное питание и здоровый образ жизни. Создание для общественности ценностей в области питания, использования водных ресурсов или производства продуктов питания является ключевым фактором для устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе и устанавливает неразрывную связь между ценностями акционеров и ценностями общества в целом.
«Мы в полной мере осознаем, что успех нашей компании зависит от того, создаем ли мы ценности для людей - фермеров, которые поставляют сырье для наших продуктов, наших сотрудников, наших потребителей и общества тех стран, где мы ведем свою деятельность», - сказал Председатель Совета Директоров компании «Nestle» Питер Брабек-Летмат. - «Создание общих ценностей - это не филантропия или не какая-то дополнительная сфера деятельности нашей компании. Это суть нашей бизнес-стратегии с момента основания компании в 1866 году, которая выражается в постоянном улучшении жизни наших сотрудников, их семей и общества в целом» [15].
Долгосрочные экономические и социальные изменения, которые происходят в мире, - рост численности населения, ограниченность природных ресурсов, особенно проблемы использования водных ресурсов и нехватка продовольствия - не могут быть разрешены правительствами в одиночку. Корпорации тоже должны брать на себя ответственность и вносить свой вклад в решение этих проблем.
Именно с этой целью «Nestle» начинает реализацию серии инициатив, которые подтверждают дальнейшее стремление компании к созданию общих ценностей.
Первый проект - это запуск глобальной программы «Nestle» «Здоровые дети». Цель этой инициативы - до 2011 года запустить программы обучения, направленные на развитие культуры правильного питания и приобщение детей к здоровому образу жизни в тех странах, где работает компания, и где эта программа еще не реализуется. Таким образом, по завершении этого проекта программа будет работать в более 100 странах мира, в которых «Nestle» ведет свою деятельность. Внедрение программы поможет в решении таких актуальных на сегодняшний день проблем, как недоедание и ожирение детей, особенно школьного возраста. В настоящий момент подобные проекты уже реализуются во многих странах при поддержке «Nestle», а общая численность детей, прошедших обучение по таким программам, достигает 10 миллионов.
Второй проект компании - открытие Центра исследований и развития в Абиджане (Берег Слоновой Кости) - свидетельствует о стремлении компании содействовать развитию сельского хозяйства в Африке. Новая исследовательская программа Центра поможет повысить урожайность таких местных культур, как кукурузы, проса, кофе, какао, а также зерновых культур в странах Западной Африки.
Третья инициатива компании - премия «Nestle» «Создавая общие ценности» в размере до 500 000 швейцарских франков (461 000 долларов США) - будет присуждаться частным лицам, общественным организациям и небольшим компаниям, предлагающим инновационные решения для решения таких проблем, как дефицит продуктов питания, недоступность чистой питьевой воды и недостаточное развитие сельского хозяйства. Компания «Nestle» будет вручать такую премию каждые два года.
«Уменьшение потребления
воды, улучшение питательных свойств
пищевых продуктов и помощь в
развитии сельского хозяйства являются
настолько же важным условием реализации
бизнес-стратегии компании, насколько
и необходимым для поддержания
и укрепления здоровья людей во всем
мире. Эти новые проекты помогут
многим людям. Они также являются
основополагающим фактором трансформации
компании в признанного эксперта
в области правильного питания
и здорового образа жизни», - заявил Пол
Бюльке, Исполнительный директор компании
«Nestle».