ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран.
Основные задачи работы:
определить основные причины и предпосылки возникновения ТНК, их сущностные характеристики;
провести анализ основных тенденций современного развития ТНК
выявить место и роль ТНК в мировом хозяйстве;
определить, как деятельность ТНК влияет на экономику развивающихся стран;
рассмотреть на примере компании «Nestle» деятельность ТНК в развивающихся странах.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики ТНК 6
1.1 Определение ТНК и их сущность 7
1.2 Причины появления ТНК. Этапы развития 9
1.3 Структура и организационные формы ТНК 12
1.4 Конкурентные преимущества ТНК 16
1.5 Конкурентные стратегии ТНК 19
1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500 20
Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран 23
2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР 23
2.2 ТНК в добывающей промышленности развивающихся стран 29
2.3 Масштабы операций ТНК в инфраструктурном секторе 33
2.4 ТНК и подрядное сельскохозяйственное производство 39
Глава 3. Деятельность ТНК в развивающихся странах на примере компании «Nestle» 43
3.1 Основные вехи истории 43
3.2 Принципы компании 45
3.3 Деятельность корпорации Nestle 47
3.4 Социальные программы 48
Заключение 52
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тнк.docx

— 224.64 Кб (Скачать)

Источник: Международные экономические отношения: учеб. / Н.Н. Ливенцев [и др.]; под ред. Н.Н. Ливенцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 - 656 с.

В настоящее время, безусловно, главным способом получения конкурентных преимуществ любой фирмы является обладание собственной технологией. Необходимость постоянного совершенствования  этой технологии и быстрого использования  результатов обладания ею является сейчас основным стимулом к транснационализации. Некоторые из перечисленных в Таблице 1 способов получения конкурентных преимуществ нуждаются в небольших оговорках. Так, экономия на масштабах рекламы требует от руководства фирмы достаточного знания деловой культуры стран, в которых оно намерено стандартизировать рекламу, иначе она может дать обратный эффект.

Опыт менеджмента в  нескольких странах дает фирме преимущественное ноу-хау оперирования в разных странах  с различными деловыми ситуациями. Однако в принимающих странах  могут быть менеджеры, имеющие гораздо  больший опыт функционирования в  данном конкретном деловом окружении. Тогда эти местные фирмы будут  иметь преимущество перед всеми  ТНК в этой ситуации. Тем не менее, навыки менеджмента операций в странах с разнообразным деловым окружением сами по себе являются дефицитным фактором и, как правило, создают преимущество для располагающих таким преимуществом компаний [10. с. 305].

Для использования конкурентных преимуществ современные ТНК  формируют конкурентные стратегии, что требует от управленческого  персонала принятия решения относительно целесообразности сосредоточения на том  или ином преимуществе. Фирма должна оценить издержки и выгоды от получения  конкурентного преимущества обычно посредством решения дилеммы  «make versus buy» - «создать или купить». Для анализа источников конкурентного преимущества фирмы необходим систематизированный анализ всех видов деятельности, осуществляемых фирмой, и их взаимодействия между собой.

1.5 Конкурентные стратегии ТНК

В настоящее время можно  говорить о качественном изменении  в международной интеграции производства, создании международной интегрированной  системы производства. В основе этого  процесса лежат изменения в стратегиях ТНК.

Виды конкурентных стратегий  ТНК:

  1. Единичная (Stand alone) фирма. В прошлом функции между материнской компанией и филиалами были строго разграничены. Иностранные филиалы (за исключением сырьевых отраслей), как правило, проводили так называемые Stand alone стратегии, когда филиал практически дублировал всю стоимостную цепочку материнской компании (кроме технологии и финансов, которые обеспечивала материнская фирма).
  2. Простая интеграция. Филиалы осуществляют (как правило, на основе технологии, полученной от материнской компании) ограниченный диапазон видов деятельности для поставки этой фирме специфических компонентов, где они обладают конкурентным преимуществом в производстве. Такие стратегии породили новые формы трансграничных связей и позволяют осуществлять больший двусторонний обмен информацией, технологией и другими результатами деятельности между материнской фирмой и филиалами.
  3. Комплексная интеграционная стратегия. Две предыдущие формы предполагают довольно фрагментированную деятельность внутри ТНК и достаточно ограниченную трансграничную интернационализацию. Однако под влиянием либерализации международного аспекта своей деятельности, распространения информационной технологии и ужесточения конкуренции ТНК начали реорганизацию способов управления своими активами в международном масштабе. Более конкретно, как часть общей «комплексной интеграционной стратегии», ТНК превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы производства в сети (networks) производства и сбыта, интегрированные глобально и регионально [10. с. 308-310].

Поскольку «комплексные интеграционные стратегии» значительно расширяют  объем корпорационных функций, осуществляемых через границы и с учетом того обстоятельства, что на ТНК приходится значительная доля мирового производства, транснациональные корпорации вносят новые особенности в процесс международной экономической интеграции.

1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500

ТНК являются своеобразной «элитой бизнеса».

Подобно тому, как ТНК являются «элитой бизнеса», среди ТНК есть своя элита –  суперкрупные фирмы, соперничающие  со многими государствами и по производству, и по бюджету, и по числу «подданных».

Существует  два наиболее известных рейтинга самых крупных компаний планеты: Fortune Global 500 и Forbes 2000.

Fortune Global 500 - это  рейтинг 500 крупнейших мировых  компаний, критерием составления  которого служит выручка компании [20]. Список составляется и публикуется ежегодно журналом Fortune.

Ниже приведены 10 компаний, возглавляющих рейтинг, опубликованный в июле 2009.

Рейтинг Fortune Global 500 (2009год)    Таблица 2

Company

Country

Field

Royal Dutch Shell

добыча и  переработка нефти и газа

ExxonMobil Corporation

добыча и  переработка нефти и газа

Wal Mart

розничная торговля

BP

добыча и  переработка нефти и газа

Chevron Corporation

добыча и  переработка нефти и газа

Total S.A.

добыча и  переработка нефти и газа

ConocoPhillips

добыча и  переработка нефти и газа

ING Group

банковские  услуги

Sinopec

добыча и  переработка нефти и газа

Toyota Motor

производство  автомобилей


Источник: money.cnn.com/magazines/fortune/fortune500/2009

Forbes 2000 - список 2000 крупнейших компаний мира по версии журнала Forbes. Крупнейшие мировые компании оцениваются по четырём показателям - выручке, чистой прибыли, активам (по отчётности за последние 12 месяцев) и рыночной капитализации компаний [19]. Среднее арифметическое занятых в четырёх списках мест выбирается в качестве интегрального показателя, согласно которому компании и расположены в итоговом рейтинге. В список попали только те компании, чей объём продаж составляет как минимум 1 млрд. долл., а акции доступны для инвесторов в США и стоят не менее 5 долл.

Список американского  журнала Forbes Global 2000 выходит седьмой  год подряд. В 2009 году в рейтинг  входят компании из 62 стран мира, в 2003 году было представлено 47 стран. При  этом наибольшее количество компаний - 551 являются американскими, что составляет 27 % от общего числа компаний в рейтинге. Но при этом их количество уменьшилось на 47 по сравнению с 2008 годом и на 225 меньше, чем в 2003 году. На втором месте по этому показателю находится Япония - 288 компаний и соответственно 14 % [19]. Эти данные представлены в Таблице 3.

Страны  базирования крупнейших ТНК   Таблица 3

Страна

Число компаний

Процент от общего числа

Изменение к 2008 г.

Крупнейшая  компания

США

551

27,5%

47 ▼

General Electric (1)

Япония

288

14%

28 ▲

Toyota Motor (3)

Англия

102

5%

21 ▼

BP (5)

Китай

91

4,5%

21 ▲

ICBC (12)

Франция

72

3,6%

5 ▲

Total (11)

Германия

57

2,8%

2 ▼

Volkswagen Group (15)

Индия

47

2,3%

1 ▼

Reliance Industries (121)

Россия

28

1,4%

1 ▼

Gazprom (13)


Источник: официальный сайт журнала Forbes www.forbes.com

В совокупности выручка всех 2000 компаний оценивается  в 32 трлн. долл., прибыль - в 1,6 трлн. долл., активы - в 125 трлн. долл., и они имеют  рыночную стоимость в 20 трлн. долл [19] .

В Приложении 1 представлены 100 компаний, возглавляющих рейтинг Forbes Global 2000 в 2009 году.

 

Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран

Главной движущей силой современного процесса глобализации мировой экономики стали транснациональные корпорации (ТНК), накладывающие внутрикорпорационное разделение труда на традиционное разделение труда между государствами. Сердцевиной процесса глобализации является формирующееся международное производство, т.е. производство товаров и услуг, контролируемое и управляемое фирмами, штаб-квартиры которых находятся за пределами принимающих стран [10. с. 296].

Сегодня экспорт  из иностранных филиалов ТНК составляет 1/3 мирового экспорта товаров и услуг. Численность занятых в ТНК  возросла с 1982 г. по 2008 г. в 4 раза и составляет около 77 млн. человек, что в 2 раза больше, чем трудовые ресурсы Германии [29].

Т.к. цель моей работы - определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран, то целесообразно привести их определение.

Итак, развивающимися считаются  страны, где уровень ВВП и национального  дохода на душу населения недостаточен, чтобы создать сбережения, необходимые  для осуществления инвестиций. Они  характеризуются значительным первичным  сектором, низким уровнем жизни большей  части жителей, которые имеют  возможность удовлетворять в основном первичные потребности.

Понятие развивающихся стран  довольно условно. К тому же многие страны Азии, Африки и Латинской  Америки давно уже перестали  быть экономически отсталыми.

2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР

В World Investment Report 2005 года важное внимание уделяется интернационализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проводимых ТНК. Это явление не ново. Когда компании расширяют свою международную деятельность, им необходимо адаптировать технологии к местным потребностям и успешно реализовывать свою продукцию на рынках принимающих стран. Во многих случаях для этого в той или иной степени необходима интернационализация НИОКР. В то же время ТНК традиционно занимались НИОКР в основном в странах базирования. Сегодня в процессе интернационализации появляется ряд новых особенностей. В частности, впервые ТНК выносят за пределы развитых стран такие НИОКР, которые выходят за рамки адаптации к требованиям местных рынков. В некоторых развивающихся странах, странах Юго-Восточной Европы и СНГ ТНК все чаще ориентируют свои НИОКР на глобальные рынки, интегрируя их в ключевые направления своей инновационной деятельности.

Это можно проиллюстрировать  на следующих примерах. С 1993 года, когда компания "Моторола" создала первую иностранную лабораторию НИОКР в Китае, число зарубежных подразделений, занимающихся НИОКР в этой стране, увеличилось примерно до 700. В Индии в НИОКР, которые одна из крупнейших в мире ТНК "Дженерал электрик" ведет в таких областях, как авиационные двигатели, потребительские товары длительного пользования и медицинское оборудование, занято 2 400 человек. Такие фармацевтические компании, как "Астра-Зенека", "Эли Лилли", "ГлаксоСмитКлайн", "Новартис", "Пфайзер" и "Санофи-Авентис", проводят клинические исследования в Индии. Доля Юго-Восточной и Южной Азии в глобальной деятельности по разработке полупроводников практически с нуля в середине 90-х годов возросла почти до 30% в 2002 году. Компания "СТМайкроэлектроникс" разрабатывает некоторые из своих полупроводников в Рабате (Марокко). Бразильский филиал "Дженерал моторс" конкурирует с другими подразделениями этой компании в Соединенных Штатах, Европе и Азии за право проектировать и строить новые автомобили и заниматься другими направлениями хозяйственной деятельности этой глобальной компании. Таких примеров очень много [26].

На сегодняшний день ясно, что в процессе интернационализации НИОКР участвует лишь небольшое число развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В то же время тот факт, что некоторые из них сегодня считаются привлекательными для проведения высокосложных НИОКР, свидетельствует о том, что страны могут создать потенциал, необходимый для подключения к глобальным системам НИОКР ТНК. С точки зрения принимающих стран интернационализация НИОКР открывает возможности не только для передачи технологий, созданных в других странах, но и для их разработки. Это может позволить некоторым принимающим странам укрепить свой технологический и инновационный потенциал. В то же время это может усилить отставание тех, кто не смог влиться в глобальную инновационную систему.

Возможности стран заниматься инновационной деятельностью и пользоваться плодами интернационализации НИОКР сильно различаются. Показатель национального инновационного потенциала - индекс инновационного потенциала ЮНКТАД - свидетельствует о том, что со временем эти различия еще более усиливаются (Таблица 4). Развитые страны вместе с провинцией Китая Тайвань, Республикой Кореей и Сингапуром, а также некоторыми странами Юго-Восточной Европы и СНГ относятся к группе стран с высоким потенциалом. В группу стран со средним потенциалом входят остальные страны с переходной экономикой, большинство богатых ресурсами и переживающих индустриализацию стран, а также две страны Африки к югу от Сахары (Маврикий и Южная Африка). Группа стран с низким потенциалом включает в себя большинство стран Африки к югу от Сахары, а также ряд стран Северной Америки, Западной Азии и Латинской Америки. Среди развивающихся стран мощнейшим инновационным потенциалом обладают страны Юго-Восточной и Восточной Азии. В то же время страны Латинской Америки и Карибского бассейна сдают свои позиции странам Северной Африки и Западной Азии [26].

Индекс инновационного потенциала               Таблица 4

Регион

1995

2001

Развитые страны (исключая новых членов ЕС)

0,876

0,869

Новые члены ЕС

0,665

0,707

Юго-Восточная Европа и  СНГ

0,602

0,584

Юго-Восточная и Восточная  Азия

0,492

0,518

Западная Азия и Северная Африка

0,348

0,361

Латинская Америка и Карибский  бассейн

0,375

0,36

Южная Азия

0,223

0,215

Африка к югу от Сахары

0,157

0,16

Информация о работе ТНК