Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа
Процессы транснационализации производства и капитала, выражением которых стали транснациональные корпорации, являются основой и движущей силой современной глобализации мировой экономики. Одновременно глобализация ведет к возникновению экономической взаимозависимости государств, в результате чего происходит постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета и появление новых наднациональных экономических образований — глобальных корпораций — транснациональных управленческих структур.
ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
1. Транс- и интернационализация 3
1.1 Процесс интернационализации: сущность, мотивы, методы, препятствия 3
1.2 Масштабы транснационализации 4
2. Роль ТНК в процессе интернационализации 6
2.1 Что такое ТНК? 6
2.2 Первые ТНК и условия их возникновения 7
2.3 Цель ТНК- стремление к господству в мировой системе хозяйства..................................................................................................................8
2.4 ТНК в развивающихся странах 9
2.5 100 крупнейших транснациональных корпораций 12
2.6 Расширение транснационального сектора экономики в 90-е и 2000-е годы.............................................................................................................8
2.7 Мировой финансовый кризис 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
Процессы транснационализации
производства и капитала, выражением
которых стали
Складывающийся мировой порядок все более проявляет себя как порядок экономический. Глобальная экономика постепенно становится повсеместным императивом. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств.
При этом возникает нечто большее, нежели просто единый экономический механизм мира. Происходит изменение привычных способов управления и властвования: из сферы военно-политической они переходят в сферу политэкономическую. Экономика начинает проявлять себя как политика и идеология. В результате, геополитические императивы уступают геоэкономическим.
Сфера международного маркетинга расширяется очень быстро. Наблюдается значительный рост торговли, иностранных инвестиций, усиливается процесс обмена информацией. Поэтому для понимания развития современного мирового хозяйства необходимо более глубокое изучение процесса интернационализации фирмы на международных рынках.
Существуют различные определения термина "интернационализация". Рассмотрим некоторые из них:
Интернационализация представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства.
В данном исследовании интернационализация рассматривается как процесс выхода фирмы на зарубежные рынки и укрепления ее позиций на этих рынках. Степень интернационализации фирмы зависит от влияния различных внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: объекты продаж, элементы внешней среды целевых рынков, метод ведения операций на зарубежном рынке. К внутренним факторам относятся возможности данной фирмы: мотивы интернационализации, организационная структура, финансы, персонал. Объекты продаж представляют собой предложение со стороны фирмы товаров и услуг на зарубежном рынке. Фирма может предлагать новый товар или услугу, существующий товар или услугу без изменений, дополнительные услуги, "ноу-хау", технологии, а также их комбинации.
Существуют различные
препятствия
К основным методам интернационализации относятся: экспорт и импорт товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции, совместное предпринимательство, лицензирование, франчайзинг, контракт "под ключ", управленческий контракт. Каждый способ выхода на зарубежный рынок имеет свои преимущества и недостатки. К мотивам интернационализации относятся: расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и сбыта. Однако без благоприятной окружающей среды на зарубежном рынке фирма не сможет добиться успеха. Т.е. стимулы могут исходить и из внешней среды фирмы.
К факторам, стимулирующим процесс интернационализации, можно отнести: благоприятное отношение общественности к первым попыткам выхода на зарубежный рынок из-за чувства национальной гордости, повышение компетентности персонала фирмы, поощрение работников фирмы.
Между степенью сложности рынка, выбором стратегии и методом выхода на зарубежный рынок существует взаимосвязь. Рост международных операций всегда требует больших финансовых затрат для поддержания деятельности. Размер инвестиций в развитие бизнеса на зарубежных рынках является индикатором степени интернационализации фирмы.
В последнее время
наблюдается постоянный рост масштабов
транснационализации –
Объем продаж, осуществленных ТНК в 1993 г., составил 5,2 трлн. долл., в 1997 г. – около 7 трлн, что эквивалентно 114% мирового экспорта и 22% валового мирового продукта, а в 2008 г. оборот ТНК составлил более 30 трлн долларов. Причем начиная с 80-х годов по темпам роста объем их продаж примерно на 40% выше мирового производства и на 30 – мирового экспорта. Что касается 100 крупнейших корпораций, то доля их зарубежных продаж в общем объеме реализации составляет более 40%. Размеры зарубежного производства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских – более чем в 2 раза.
Начиная с 80-х годов быстро прогрессировал процесс интернационализации капитала ТНК через рынок ценных бумаг. Вместе с тем фактический контроль над корпорацией обычно сохраняется за страной происхождения. Заметным явлением стал рост числа совместных предприятий, учредителями которых выступают либо материнская и аффилированная компании либо сами аффилированные компании, что порождает любопытные и многообразные внутренние связи. В частности, примерно 46% аффилированных компаний американских ТНК владеют акциями других образований, входящих в систему. Распространение такой практики объясняется главным образом функциональными потребностями. Подобная структура собственности облегчает применение трансфертных цен и иных способов манипулирования (скажем, с лицензиями, прибылями).
Практически во всех странах мира внешняя торговля из относительно изолированного сектора экономики превратилась во всеобщий элемент хозяйственного процесса. За период 1990-х гг. объем международной торговли товарами увеличился на 60%, в то время как масштабы совокупного мирового производства возросли только на 20%. В 2001 г. годовой объем экспорта товаров и услуг составил 7,615 трлн. долларов, а в 2008 г. – 19, 695 трлн. долларов, увеличившись на 62%. Совокупное мировое производство товаров и услуг за этот же период возросло на 35%, реальный объем мирового валового внутреннего продукта (МВВП) вырос только на 15%. По некоторым оценкам, в настоящее время во всех странах мира до 40–45% занятых в обрабатывающей промышленности и примерно 10–12% занятых в сфере услуг прямо или косвенно связаны с внешней торговлей.
Доля ТНК в международной
торговле, по подсчетам различных
экономистов и международных
организаций превышает
В современных условиях дальнейшее развитие получила глобальная инфраструктура технологических нововведений. Начиная с 90-х гг. глобальные расходы на НИОКР быстро росли и в 2002 г. достигли 677 млрд долларов. На десять ведущих стран приходится свыше четырех пятых мировых расходов ни НИОКР (рис. 2). В ведущую десятку входят две развивающиеся страны – Китай и Республика Корея. Китай, начиная с 1999 г., увеличивает расходы на НИОКР в среднем более чем на 20% ежегодно и в настоящее время занимает по данному показателю второе место в мире после США. Республика Корея занимает шестое место в мире по объему инвестиций в НИОКР, что составляет 3% от ВВП (250 млрд долларов в 2006 г.). Количество подаваемых в мире патентных заявок, начиная с 2000 г., увеличивается каждый год на 23%
Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.
На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63% внешней торговли. ТНК контролируют до 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре — 90%.
Эксперты ООН относят к ТНК любую компанию, имеющую производственные мощности за границей.
ТНК — особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК.
Отличительными чертами
ТНК являются: огромные масштабы собственности
и хозяйственной деятельности; высокая
степень транснационализации
Анализ характера социально-
Высокая степень транснационализации производства и капитала явилась результатом резкого расширения зарубежного производства и сбыта у ведущих ТНК. Создавая заграничные производственные предприятия, ТНК ориентируются прежде всего на проникновение на рынки развитых стран. В среднем на долю доходов от заграничной деятельности в расчете на одну крупнейшую корпорацию приходится 40%.
Обычно международная деятельность расширяется путем приобретения или создания новых компаний, организации совместных предприятий или же вступления в другого рода объединения. Причем для данных операций не обязательно прибегать к экспорту капитала и реинвестированию прибыли, заработанной за рубежом, – можно поглотить иностранную фирму получив кредит по месту совершения сделки по ее приобретению. Применяются и другие методы укрупнения активов и приобретения контроля (например, присвоение местного основного капитала в счет погашения долга).
Транснациональные корпорации,
формируя межнациональные
Расширение сферы приложения своей активности позволяет ТНК иметь следующие преимущества:
Первые международные
объединения предприятий
В конце 50-х — начале 60-х гг. направление деятельности международных компаний изменяется. Расширение сферы приложения сил крупных промышленных компаний приводит к тому, что международные объединения картельного типа, характерные для первой половины XX в., уступили место международным концернам и другим мощным производственным фирмам, руководствующимся идеей глобальной экспансии. Эти новообразования рассматривают все мировое хозяйство как сферу своих экономических интересов.