Стратегии ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Для современной экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. Почти все крупнейшие ТНК относятся к триаде: США, ЕС и Япония.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Теории возникновения транснациональных корпораций……….. 4
Источники эффективной деятельности ТНК………………….…. 6
Структура ТНК……………………………………………………… 8
Особенности современной стратегии ТНК………………………. 10
ТНК в России………………………………………………..……… 12
Заключение………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Стратегии ТНК.docx

— 40.40 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Казанский институт 

Кафедра менеджмента

Шифр: М-08119 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Международный менеджмент»

на тему «Стратегии ТНК» 
 
 

                                              Выполнил:

                                              студент группы 152-с

                                              специальности

                                              «Менеджмент организации»

                                              Муллахметов М.А. 

                                              Проверил:

                                              к.э.н., доцент Гафаров  Ш.М. 
 
 
 
 
 

Казань, 2010 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………. 3

  1. Теории возникновения транснациональных корпораций……….. 4
  2. Источники эффективной деятельности ТНК………………….…. 6
  3. Структура ТНК……………………………………………………… 8
  4. Особенности современной стратегии ТНК………………………. 10
  5. ТНК в России………………………………………………..……… 12

Заключение………………………………………………………………… 14

Список  использованной литературы……………………………………. 15

 

 
 

Введение 

     Для современной экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. Почти все крупнейшие ТНК относятся к триаде: США, ЕС и Япония.

     Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации. Главной силой этого процесса выступают ТНК. Они представляют собой наиболее мощную часть корпоративного бизнеса, действуют в международных масштабах и играют ведущую роль в укреплении мирохозяйственных связей.

 

  1. Теории  возникновения транснациональных  корпораций
 

     Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков.

     Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкретные преимущества компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.

     Отмечая главную особенность ТНК - наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи ТНК разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.

     Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро - и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.

     Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в дальнейшем её развили Ч.П. Киндлебергер и др.. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своём рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших трансакционных расходов, т.е. расходов по сделкам по сравнению с иностранными инвесторами.

     Монополистические преимущества для иностранных фирм могут возникать за счёт использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной технологии; «эффекта масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране.

     Модель  жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой теории любой продукт проходит 4 стадии цикла жизни:

  • внедрение на рынок;
  • рост продаж;
  • насыщение рынка;
  • спад продаж.

     Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличение объёма выпуска продукции за рубежом.

 

 

  1. Источники эффективной деятельности ТНК
 

     Анализ  деятельности ТНК и теорий прямых инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК:

  • использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НОИКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими потребности в заграничных ресурсах только путём экспортно-импортных сделок;
  • возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учётом размеров их внутреннего рынка, типов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
  • возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заёмные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
  • использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира;
  • постоянная информированность о конъюнктуре товарных и валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками;
  • рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
  • опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надёжная и недорогая связь с головной компанией с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов и т.д.

 

 

  1. Структура ТНК
 

     Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное руководство дочерней компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерами зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учётом специфики местного рынка и в соответствии с Законодательством принимающей стороны.

     Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В её функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

     Основные  формы зарубежных филиалов.

     Дочерняя компания - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия.

     Ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стороне, в котором головное предприятие владеет не менее 10%, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но не принимает участие в контроле над этим предприятием.

     Отделение – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства в том числе и с местными предпринимателями и т.п.

     Проблемы  совершенствования структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на производстве однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства своей продукции по всему миру с учётом национального спроса в принимающих странах.

     Существуют  и другие принципы формирования управления ТНК, например по товарам. Организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях с головной компании со своими зарубежными филиалами, обеспечивают более оперативное налаживание производства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны. В частности, ТНК могут быстро и экономично обеспечивать свои зарубежные предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах. Такими возможностями национальные фирмы обычно не располагают. 

 

  1. Особенности современной стратегии  ТНК
 

     В структуре международного производства следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг.

     В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнскими фирмами базируются на правах определённой доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыль. На производственной и сбытовой стратегии ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы которых функционально и географически располагаются с таким расчётом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялись по всей производительной и сбытовой сети ТНК.

     Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примером могут служить модная одежда, бытовая техника, ресторанные или гостиничные услуги. Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых или технических барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для ТНК, выпускающих пищевые продукты. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфическим условиям спроса в принимающих странах.

 

 

  1. ТНК в России
 

     Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой – Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое количество предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях – Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортноориентированной добывающей промышленности – Тюменской и Магаданских областях, Приморском крае.

Информация о работе Стратегии ТНК