Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными организациями.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и задачи стратегического планирования 3
2. Этапы стратегического планирования 4
3. Краткосрочное и долгосрочное планирование 5
4. Требования к стратегическому плану 6
5. Виды управленческой деятельности в рамках планирования 7
6. Миссия организации 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

стратег планирование.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности организации. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

     5. Виды управленческой деятельности в рамках планирования

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов
  • адаптация к внешней среде
  • внутренняя координация
  • организационное стратегическое предвидение

     Данный  процесс включает в себя распределение  ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

     Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организации необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

     Включает  координацию стратегической деятельности для отображения сильных и  слабых сторон организации с целью  достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных  внутренних операций на предприятии  является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

     Это деятельность предусматривает осуществление  систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которое  может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса (рис. 1).

     

     Рис. 1. Модель процесса стратегического  планирования

     Цели организации (организации)

     Первым  и, может быть самым существенным решением при планировании будет  выбор целей организации. Здесь  необходимо подчеркнуть, что те организации, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

     6. Миссия организации

     Сегодня руководители предприятий все больше задумываются о формулировании миссии и разработке структуры целей предприятия. Понимание и проработка фундаментальных предпосылок для определения миссии и стратегических целей предприятия подводит также и к вопросу об основном смысле существования предприятия, формулирование миссии предприятия в значительной степени оказывает влияние на его дальнейшую деятельность. Предприятие, которое утверждает, что его миссия - производство автомобилей, на самом деле ведет свою деятельность на другом рынке, нежели предприятие, миссия которого - наземный транспорт.

     Компания Cunard Line в 1966 году полностью изменила свою стратегическую линию развития. Ее президент Басил Смолпис как-то писал: “Если мы предоставляем пассажирам наши корабли не только как средство транспорта, но видим в этом еще и возможность для их отдыха и развлечения, то мы оказываемся в совершенно другом бизнесе. Мы переходим из медленно растущего рынка транспортных средств в бурно развивающийся рынок развлечений”.

     Переосмысление  или просто осмысление миссии предприятия рождает силы, приводящие компанию к совершенно иным перспективам и возможностям. Возникают многие вопросы, которых не было раньше. На каком рынке мы работаем? Какова конкуренция на рынке, где мы работаем? Какие сильные стороны предприятия сделают успешным его дальнейшее развитие? Каким образом избежать угроз со стороны слабых сторон предприятия? Как наилучшим образом осуществить сформулированную миссию и привести предприятие к росту ее прибыльности?

     В целом миссия выражает основной смысл существования предприятия. Если цели предприятия могут быть в буквальном смысле достигнуты или не достигнуты, то миссия предприятия содержит в себе весьма общие положения о смысле ее существования. В декларации миссии вы не найдете утверждения: увеличить продажи на 5% или, скажем, - сократить затраты на 8%. Здесь, как правило, определяется самое общее направление развития, видение компанией своего предназначения в рамках общества.

     Одним из самых существенных решений при  планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

  • выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается организация;
  • определение рабочих принципов организации под давлением внешней среды;
  • выявление культуры организации.

     В миссию организации также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку организации в будущем.

     Часто руководители фирм считают, что их основная миссия – получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, организация в конечном счете  сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, организации необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.

     Обще  организационные цели формируются  и устанавливаются на основе общей  миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство.

     Конкретные  и измеримые цели (это позволяет  создать четкую базу отсчета для  последующих решений и оценки хода работы).

     Ориентация  целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что организация  хочет осуществить, но также когда  должен быть достигнут результат).

     Достижение  цели (служит повышению эффективности  организации); установление же трудно достижимой цели может привести к  катастрофическим результатам.

     Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной  цели, не должны мешать достижению других целей).

     Цели  будут значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно  их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует  их осуществление во всей организации.

     Основная  общая цель организации – четко  выраженная причина его существования  – обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления  этой миссии.

     Миссия  детализирует статус организации и  обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

     1. Задача организации с точки  зрения его основных услуг  или изделий, его основных рынков  и основных технологий 

     2. Внешняя среда по отношению к организации, которая определяет рабочие принципы организации

     3. Культура организации. Какого  типа рабочий климат существует  внутри организации? 

     Некоторые руководители никогда не заботятся  о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: "Конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

     Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему организации. Поскольку организация  является открытой системой, она может  выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта.

     Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность  руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут  быть не рассмотрены и последующие  решения могли привести к низкому уровню эффективности организации.

     Общеорганизационные цели формулируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

     1. Во-первых, цели должны быть конкретными  и измеримыми. Выражая свои цели  в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу  отсчета для последующих решений  и оценки хода работы.

     2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.

     3. Цель должна быть достижимой, – чтобы служить повышению  эффективности организации.

     4. Чтобы быть эффективными, множественные  цели организации должны быть  взаимно поддерживающими – т.  е. действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не  должны мешать достижению других  целей. 

     Цели  будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии организации.

     Общепроизводственные  цели формулируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

Информация о работе Стратегическое планирование