Сегментирование рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является сегментирование рынка бытовых услуг на примере клининговой фирмы «Чистюля».

Оглавление

Введение

1. Описание клининговых услуг и тенденций рынка в России

1.1 Особенности рынка, его тенденции развития в Российской Федерации и в г. Омске

1.2 Сущность и критерии сегментирования рынка

1.3 Инструменты сегментирования рынка клининговых услуг

2. Сегментирование рынка бытовых услуг на примере фирмы «Чистюля»

2.1 Маркетинговая характеристика клининговой компании «Чистюля»

2.2. Оценка емкости и конкурентной структуры рынка

2.3 Характеристика сегментов рынка

3. Интерпретация результатов и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 608.50 Кб (Скачать)

       Содержание

       Введение

       1. Описание клининговых услуг и тенденций рынка в России

       1.1 Особенности рынка, его тенденции  развития в Российской Федерации  и в г. Омске

       1.2 Сущность и критерии сегментирования рынка

       1.3 Инструменты сегментирования рынка  клининговых услуг

       2. Сегментирование рынка бытовых  услуг на примере фирмы «Чистюля»

       2.1 Маркетинговая характеристика клининговой компании «Чистюля»

       2.2. Оценка емкости и конкурентной структуры рынка

       2.3 Характеристика сегментов рынка

       3. Интерпретация результатов и  рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности

       Заключение

       Список  литературы

       Приложения  
 

 

        Введение

       Неоспорим тот факт, что успешный маркетинг  начинается с правильной сегментации  потребителей. Еще в конце 60-х  годов ХХ века маркетологи начали разделять потребителей на группы и пробовать подстраивать под них производство, услуги, бренды, каналы дистрибуции. С тех пор появилось множество подходов к осуществлению «правильной» сегментации.

       С вопросом сегментирования сегодня  наиболее часто сталкиваются компании, осваивающие новые рынки. Выбор клиентов — это, вероятно, важнейшее стратегическое решение для каждой компании, ведь от правильно выбранного сегмента рынка зависит ее успех.

       В современном мире, среди широкого выбора бытовых услуг, с обостряющейся нехваткой времени, выделяются услуги клининга, отличающиеся высокими технологиями уборочных процессов, наличием специально обученного и сертифицированного персонала, высококачественными и безвредными химическими составами используемых средств. Сегодня на Омском рынке клининговых компаний  не определены явные лидеры, не до конца распределены ниши и клиентская база, а главное - интерес к клининговым компаниям только начинает расти. Таким образом, изучение сегментирования рынка клининговых услуг является, для таких компаний, одним из актуальных вопросов.

       Целью данного курсового проекта является сегментирование рынка бытовых услуг на примере клининговой фирмы «Чистюля».

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

       1. Рассмотреть особенности сегментирования рынка услуг

       2. Изучить рынок клининговых услуг Российской Федерации и г. Омска и его тенденции развития.

       3.Определить  инструменты сегментирования рынка клининговых услуг

       4. Исследовать рынок клининговых услуг г. Омска

       5. Провести сегментирование  рынка бытовых услуг

       Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.

       Во  введение определяются цели, задачи, актуальность данной темы.

       В первой главе изложено описание клининговых услуг и тенденций рынка в России, рассматриваются теоретические основы сущности сегментирования.

       Во  второй главе отражен процесс сегментирования. Глава содержит практическую часть курсового проекта – маркетинговую характеристику фирмы «Чистюля», оценка емкости и конкурентной структуры рынка, характеристика сегментов рынка, этапы проведения и результаты сегментирования.

       В третье главе представлена интерпретация результатов и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

       В заключении делаются основные выводы по работе. Объект изучения данной работы – клининговая фирма «Чистюля». Предметом изучения курсового проекта является сегментирование рынка бытовых услуг.

 

        1. Описание клининговых услуг и тенденций рынка в России

       1.1 Теоретические аспекты сегментирования рынка клининговых услуг 

       Клининг (от англ. сlean - чистота) - профессиональная деятельность специализированных компаний в сфере уборки помещений, поддержания  чистоты, ухода за объектами недвижимости и прилегающими территориями.

       Так же клининговые компании могут предложить бесплатную демонстрацию работ на участке поверхности, а методы ее работы и ресурсы позволят выполнить взятые на себя обязательства.

       В развитых странах клининг в настоящее  время является самой динамично  развивающейся отраслью, несмотря на свою более чем вековую историю  существования.

       В России первые клининговые компании возникли в 1992-1994 гг. вместе с появлением первых совместных предприятий, являвшихся на тот момент единственными потребителями  их услуг. Первый шаг в попытке действенного регулирования клининговой отрасли был сделан в 2002 году, когда был разработан и принят ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические требования". В его разработке принимали участие как научные кадры, так и представители крупных клининговых компаний. Заметим, что в тот момент законодателями был отвергнут термин "клининг", который был заменен понятием "профессиональная уборка".

       Коротко клининговые услуги можно охарактеризовать как профессиональный подход к уборке помещений любого типа, а так же уход за всеми напольными покрытиями, мебелью и другими элементами помещения. (рис.1)

       В Европе, клининговые компании обслуживают 56% всей недвижимости. В России этот показатель составляет 10-15%. При этом в докризисный период рынок клининговых услуг рос прогрессирующими темпами - до 50% в год.

         
 
 
 
 
 
 

       Рис.1. Осуществление услуг клининга с  использованием специального оборудования

       Сейчас  объем отечественного рынка клининга оценивается в $200-220 млн., на долю Москвы приходится $100-150 млн. Ежегодные темпы роста ≈ 30%. [9]

       Основными клиентами московских клининговых  компаний являются арендаторы и собственники офисных помещений - их доля составляет порядка 40% общего числа потребителей, далее следуют торговые площади с долей около 39% и на третьем месте остальные помещения, такие как: складские, промышленные, медицинские, жилые – 21%.

       Стандартный набор услуг, предоставляемый клининговыми фирмами, с учетов средних цен  по Московскому региону представлен в Приложении 1.

       Согласно  оценкам экспертов, на столичном  рынке работает более 300 уборочных  фирм. По размеру бизнеса их можно  условно поделить на 4 большие категории:

       Крупнейшие  операторы (численность персонала более 500 человек ) ~ 67%;

       Крупные операторы (численность персонала от 200 до 500 человек) ~ 15%;

       Средние операторы (численность персонала от 50 до 200 человек) ~ 7%;

       Мелкие  операторы (численность персонала до 50 человек) ~ 11%.

       Под численность персонала, в данном случае, понимается количество сотрудников, непосредственно занятых в уборке.

       Ядро  продаж (более 80% в стоимостном эквиваленте) на клининговым рынке Москвы приходится на первую и вторую категории. Крупных  заказчиков имеют всего около 50 компаний.

       Самой многочисленной в количественном отношении является четвертая группа: подобных предприятий в Москве более сотни. Среди них преобладают фирмы с количеством работающих 5-20 человек.

       Кроме того, на рынке клининговых услуг, по оценкам экспертов, работает около  сотни "карманных" фирм, являющихся внутренними подразделениями компаний.

       Нельзя  не упомянуть об отдельных уборщиках  и незарегистрированных частных  бригадах, занятых, как правило, на сезонных работах (например, мойка окон). Потребителями  таких услуг, как правило, являются частные лица, маленькие магазины и офисы.

       Основные  клиенты клининговых компаний - это  супермаркеты и торговые центры, производственные предприятия, транспортные и складские  компании, медицинские и спортивные учреждения, офисные и бизнес-центры, крупные международные и российские компании, банки, государственные учреждения, гостиничные комплексы, развлекательные объекты (кинотеатры, клубы, казино), вокзалы и аэропорты. Сегментация рынка клининговых услуг Российской Федерации  представлена на рис.2 [Департамент маркетинговых исследований [21]

       Динамичное  развитие услуги клининга в указанных  секторах рынка обусловлено их ориентацией  на клиента. В наши дни каждая компания стремиться к созданию положительного имиджа, который, в значительной степени, определяется состоянием ее офиса. Даже самые сложные в архитектурно-дизайнерском смысле офисы (сложные потолки, обилие стекла и зеркал, натуральное напольное покрытие, множество аксессуаров, дорогая мебель и техника и т.п.) должны быть безупречно и профессионально убраны.

       Компании, предоставляющие клининговые услуги, используют специально предназначенное  оборудования и чистящие средства. К наиболее качественному оборудованию, относится техника марок: Chemspec, Electrolux, Numatic International, Techo Trolley System, Kunzle&Tasin, Karcher, Kranzle, Nijfisk, Sarma, Taski, Victor, Wapalto, Wetrok, Petrotechnica,Nilco, Duplex. Ведущие марки химикатов: Chemspec, Caliber, Avmor, Tana. [9] 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.2 Сегментирование потребителей на Российском рынке клининговых услуг 

       Специализированные  клининговые компании имеют ряд преимуществ, которые  определяются следующими факторами:

       высокое качество услуг;

       стоимость услуг, как правило, не выше расходов на содержание собственной службы уборки;

       расходы на услуги клининговых компаний вычитаются из налогооблагаемой прибыли;

       специалисты клининговых компаний выполняют эксклюзивные и сложные специализированные работы (например - кристаллизация мраморных покрытий);

       оперативность (уборка делается в течение 1-2 часов и в то время, когда удобно Заказчику).

       Список  ведущих клининговых компаний Российского  рынка представлен в Приложении №2

       Пакеты  услуг формируются под каждого  клиента индивидуально. В крупных  клининговых компаниях сотрудник, получив заявку, выезжает на осмотр помещения, чтобы оценить объем предстоящих работ, в более мелких компаниях, либо при небольшом заказе, сотрудники отправляются на объект без предварительного осмотра. В расчете стоимости услуг учитываются такие факторы, как площадь, заставленность, проходимость помещения, допустимое время выполнения работ и др. В итоге предоставляются данные по перечню необходимых работ, количеству сотрудников, графику уборки, продолжительности смены уборщиков. На основе этой информации высчитывается стоимость контракта. Как правило, клининговые фирмы делают такой расчет бесплатно. Некоторые компании для привлечения заказчиков предлагают осмотр убираемых ими помещений, чтобы клиент мог убедиться в качестве предоставляемых услуг.

       Кроме того, компании могут оказывать нестандартные услуги: покрас ковров, дератизация - избавление от мышей, крыс, кротов (около $100 за обработку помещения), уничтожение сверчков в здании (от 0.35 $ за кв.м).[ 9]. Услуги предоставляются как в комплексе, так и отдельно, на регулярной или разовой основе.

       Омский  рынок клининга существует семь лет, в 2002 году в нашем городе появилась первая компания, предложившая услуги профессиональной уборки - "Корпус-Групп" осуществила запуск клининга и его эксплуатацию на Омском НПЗ - крупнейшего на тот момент проекта в России. До 2007 года включительно рынок практически не сдвинулся с мертвой точки и не претерпел сколько-нибудь заметных качественных изменений – на рынке небыло явных лидеров, не до конца были распределены ниши и клиентская база, а главное - интерес к клининговым компаниям практически не имел роста, компаний на тот период насчитывалось около одиннадцати. Даже на данном этапе потенциальные клиенты до сих пор предпочитают услуги обычных уборщиц, сетуют на качество работы клинеров и "заоблачные" цены на услуги компаний, оказывающим клининговые услуги. И только за последние годы заметны существенные изменения на рынке клининга – около 40 компаний в городе предоставляют свои услуги.

Информация о работе Сегментирование рынка