Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является сегментирование рынка бытовых услуг на примере клининговой фирмы «Чистюля».
Введение
1. Описание клининговых услуг и тенденций рынка в России
1.1 Особенности рынка, его тенденции развития в Российской Федерации и в г. Омске
1.2 Сущность и критерии сегментирования рынка
1.3 Инструменты сегментирования рынка клининговых услуг
2. Сегментирование рынка бытовых услуг на примере фирмы «Чистюля»
2.1 Маркетинговая характеристика клининговой компании «Чистюля»
2.2. Оценка емкости и конкурентной структуры рынка
2.3 Характеристика сегментов рынка
3. Интерпретация результатов и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Только сейчас клинеры Омска начинают охватывать супермаркеты и гипермаркеты, торговые и развлекательные центры, рестораны, образовательные учреждения и административные здания, совсем не освоена ниша ЖКХ (обслуживание и уборка подъездов, подвалов).
Одной из особенностей клинингового бизнеса является сравнительно низкий порог входа. По оценкам специалистов, для начала достаточно инвестировать от 400-500 тысяч рублей до миллиона. Все зависит от специализации компании и масштаба для того, чтобы арендовать офис (площадью 30-40 квадратных метров), приобрести минимальный комплект оборудования, чистящие средства, нанять персонал (4-5 человек) и дать рекламу. И хотя рентабельность клинингового бизнеса относительно невысока (в среднем 10-15%, а чаще 8-12%), окупятся эти вложения при средней загруженности примерно через год. Реальную прибыль компания начнет приносить через два-три года при условии, что сумеет удержаться на рынке. [10]
Переменам к лучшему на рынке клининга в Омске поспособствовало открытие и сдача в эксплуатацию большей части крупных объектов: "МЕГА", "Метро кеш енд Кери", "Планета", построение элитных жилых комплексов "Александровская усадьба", "Старгород" и др.
Список компаний, оказывающих клининговые услуги в Омске, а так же обслуживаемые ими объекты и перечень предоставляемых услуг представлен в Приложении № 3.
1.2 Сущность и критерии сегментирования рынка
Идея
сегментации была предложена У. Смитом
в 1956 г. как академическая концепция.
В наши дни сегментирование
Отличительная особенность сегментации в том, что ее можно считать одним из самых эффективных методов маркетинга, поскольку в условиях нынешнего рынка и развитой конкуренции коммерческий успех обусловлен созданием потребительских товаров и услуг, точно и всесторонне рассчитанных на определенные группы потребителей. [1, 91]
Понятие сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием. [Т.С. Бронникова]
Сегментирование рынка — это стратегия, дающая компании возможность определить круг клиентов и дифференцировать их по отклику на маркетинговую деятельность. Сегментирование позволяет организации сделать правильный выбор из числа имеющихся на рынке альтернативных возможностей и адаптировать к ним маркетинговую стратегию. В основе рыночного сегментирования лежит сопоставление возможностей компании с неудовлетворенными потребностями клиента. Выделение рыночных сегментов — это творческая работа, требующая как аналитических способностей, так и игры воображения. При этом маркетолог должен описать структуру рынков, характер потенциальных клиентов и отличительные особенности своей компании в абстрактных терминах. Выявление переменных сегментирования редко бывает простым или очевидным.
Сегментация дает возможность концентрировать
ограниченные ресурсы на самых выгодных
направлениях и точно ориентировать программы
маркетинга на требования выделенных
сегментов. [1, 91]
Выделяют два типа сегментации» макросегментацию – идентификацию «рынков товара» и микросегментацию – выявление внутри каждого идентифицированного рынка сегментов потребителей для более детального анализа их разнообразных потребностей [Ламбен ]
Объектами
сегментации рынка сбыта
- группы потребителей;
-
группы продуктов (товаров,
- предприятия (конкуренты). [Т.С. Бронникова]
Сегментацию рынка вышеуказанных объектов можно охарактеризовать как:
Сегментация рынка по группам потребителей - это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок. [Т.С. Бронникова]
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий - способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
- емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
- каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
- прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
- совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
- оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
-
защищенность выбранного
сегмента от конкуренции. [http://polbu.ru/bronnikova_
Проанализировав
научную литературу, можно сделать
вывод о том, что не существует
единой методики сегментации. В наши дни
широко используются самые разнообразные
исследовательские подходы и процедуры,
но в литературе всегда присутствуют определенные
рекомендации по организации процесса
сегментирования.
1.3 Инструменты сегментирования рынка клининговых услуг
По мнению многих современных специалистов в области маркетинга, выделение рыночных сегментов — это творческая работа, требующая как аналитических способностей, так и игры воображения. При этом необходимо описать структуру рынков, характер потенциальных клиентов и отличительные особенности своей компании в абстрактных терминах. Выявление переменных сегментирования редко бывает простым или очевидным.
Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход. Существуют определенные критерии для сегментации рынков потребительских товаров и рынка услуг. [Таблица № 1]
классификационные переменные | |
Критерии сегментации рынков потребительских товаров и услуг | |
географические | комплексные: |
демографические | по системе ECOMAR |
поведенческие | по системе PRiZM |
психографические | по системе VALS |
по шкале ценностей Рокича (ШЦР) | |
ро методу LOV |
Таблица 1 Критерии для сегментирования рынка потребительских товаров и услуг
Чаще всего используют
1) сегментирование по географическому принципу (сегментирование по географическому принципу предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, округа, города, общины.);
2) сегментирование по демографическому принципу (сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образования, религиозного убеждения, раса и национальность. Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для различных групп потребителей);
3) сегментирование по психографическому принципу (при психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни или характеристик личности);
4) сегментирование по поведенческому принципу (при сегментировании на основе поведенческих особенностей покупателей делят на группы в зависимости от знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар).
Согласно теории социальной стратификации, общество часто делят на «низшее», «среднее», «и высшее». Принято считать, что в индивидуумы в каждой группе имеют схожий стиль жизни. Это, лежащее в основе социальной стратификации, положение получило широкое распространение в практике маркетинговых исследований.
Рассмотрим более подробно наиболее известные инструменты сегментирования:
Система ECOMAR («Система международной социально-экономической классификации респондентов, участвующих в маркетинговых и социальных исследованиях») предлагает использовать комплексную переменную для формирования социально-экономических групп. Этот показатель описывается семью параметрами и формируется на базе двух из них: профессионального статуса члена семьи, обеспечивающего основной вклад в ее доход, и уровня образования этого члена семьи. [Григорьев. 71]
Система PRiZM (разработана с США фирмой Claritas Ink) – одна из первых систем сегментирования населения, широко известная во всем мире. По мнению разработчиков, система позволяет лучше понимать потенциального потребителя, выделять различные группы (до 60) для напосредственного обращения.
В
основе формирования групп, которые
часто называют кластерами, лежат
демографические и
Система VALS (разработана компанией SPI International) – наиболее известная в России система сегментирования потребителей «по стилю жизни». В этой системе определяются при основные категории ценностей и стилей жизни потребителей и девять подтипов.
Рыночные сегменты потребителей следующие:
-
потребители, тратящие деньги
в связи со своими
-
потребители, которыми
-
потребители, которыми
Система широко распространена в маркетинге, но тем не менее имеет ограничение. Тип жизненного стиля потребителя в реальности никогда не бывает идеальной моделью. Каждый человек склонен совершать поступки, противоречащие основному стилю жизни.
Шкала ценностей Рокича (ШЦР) (система основана на академических исследованиях ценностей Рокича и Шварца) – представляет собой наборы задач и способов поведения, которые респонденты должны ранжировать по степени важности. Результаты анализируются с точки зрения пола, возраста или любой другой переменной, по которой проводится сегментирование рынка. Ценности используются как критерий разделения всего населения на определенные группы людей, имеющие сходные системы ценностей. [7, 73]
Система LOV (от англ. List of Values – список ценностей). В соответствии с этим подходом респондентов просят расставить приоритеты в списке ценностей, полученных из шкалы Рокича. С помощью ценностей, заслуживших наивысшие оценки, специалисты по маркетингу разбивают потребителей на сегменты.
Кроме методов сегментирования рынка потребительских услуг, существует сегментирование межфирменного рынка (юридические лица).
В то время как изучение рынка потребительских товаров отражает проблему группировки индивидуумов по сегментам, формируемым на основе тех или иных принципов маркетинга, сегментирование рынка организаций определяет профиль организаций и покупателей-организаций. Рынок организаций можно сегментировать по нескольким признакам, которые делятся на два больших класса в зависимости от вида выполняемого сегментирования – макро- или микро-сегментирования.