Сегментирование рынка медицинских услуг как типология отношений в маркетинговых системах здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Сфера услуг переживает в настоящее время пору революционных перемен, когда на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих взыскательным запросам потребителей, служат компаниям пропуском на новые отраслевые и региональные рынки услуг. Новые резервы роста для индустрии сервиса открываются и на традиционных рынках товаров.

Оглавление

Содержание стр.
Введение 3
1. Маркетинг как наука 5
2. Сегментирование рынка медицинских услуг как типология
отношений в маркетинговых системах здравоохранения 10
2.1. Расслоение общества как фактор сегментирования рынка медицинских услуг 11
2.2. Сегментация рынка медицинских услуг 18
2.3. Рынок здоровья как одна из форм специфических маркетинговых отношений в системе здравоохранения 23
3. Маркетинговая сущность отношений при обеспечении профилактической медицинской деятельности 30
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 169.27 Кб (Скачать)

      Медицинские услуг, как и любой  товар, имеют свои стадии жизненного  цикла, знание которых имеет  важное значение в маркетинге:

  1. Стадия введения услуги на рынок;
  2. Стадия роста потребности;
  3. Стадия зрелости и насыщения;
  4. Стадия упадка потребности.

    Существуют 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок.

      Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).

    2.3  Стратегия маркетинга.    

     Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на стратеги в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка. Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие:

  1. Повышение качества потребительских свойств товара (услуги). Например, для центров ГСЭН - это использование приборов с высокой разрешающей способностью и высокой точностью для оценки состояния окружающей среды, экспресс-методик.
  2. Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.
  3. Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге, производству.
  4. Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.
  5. Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др.
 

         Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении должна стать стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности должна обязательно быть предусмотрена программ спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности. Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность создают психологическое доверие и, в конечном счете - медицинский и экономический эффект.

  Успешному  осуществлению реформ в здравоохранении  может способствовать внедрение  принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических  методов в управлении учреждениями  здравоохранения. Важным является  замена роли организатора, которая  была типичной в условиях централизованного  управления, на роль менеджера,  управленца.

 

    2.4  Управление предприятием.

      Менеджмент - это деятельность, направленная  на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства  с помощью совокупности принципов,  методов и средств, активизирующих  трудовую деятельность, интеллект  и мотивы поведения, как отдельных  сотрудников, так и всего коллектива.

      Управление возникает тогда, когда  происходит объединение людей  для совместного выполнения какой-либо  деятельности. Управляющая сторона  (субъект управления), управляемые  - объекты управления (коллективы, отдельные  работники). Основу управленческой  деятельности составляет способы  воздействия управляющих на объекты  управления. Анализ управления определяется  принципами, методами, функциями и  целями управления.

      Выделяют следующие принципы  управления:

  1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
  2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
  3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

      Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые  и социально-психологические.

  К  методам управления относят:

  • методы подкрепления и стимулирования;
  • методы регулирования поведения;
  • методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;
  • развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

      Функции управления определяются  уровнем системы управления. Система  управления любого объекта имеет  3 уровня - стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

      Среди функций управления главными  являются следующие:

  1. Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.
  2. Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.
  3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
  4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
  5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
  6. Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

      Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем,  реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

      Целям и функциям управления  соответствует определенная установка  (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

      Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

  Алгоритм (последовательность управленческих решений:

  1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
  2. Сбор необходимой информации.
  3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
  4. Принятие управленческого решения;
  5. Организация исполнения;
  6. Контроль исполнения;
  7. Оценка эффективности и корректировка результатов;

      На эффективность управленческих  решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное  обеспечение, взвешенность решения,  своевременность акта управления.

 Менеджмент  рассматривается в виде оптимизации  технологических решений и психологических  установок.

      Среди факторов, мешающих развитию  индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

  • отсутствие личных ценностных ориентаций;
  • отсутствие личной заинтересованности;
  • недостаточная профессиональная квалификация;
  • неумение влиять на людей;
  • неумение самосовершенствоваться;
  • неумение владеть собой;
  • рвачество;
  • отсутствие чувства долга;
  • необязательность;
  • неорганизованность;
  • нечестность;
  • неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

    Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических  ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует  6 основных стилей лидерства:

  1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
  2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
  3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
  4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.
  5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
  6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

      Успешно лидерство руководителя  возможно при использовании различных  стилей руководства. 

  1. Система медицинского страхования.

    «Граждане Российской Федерации имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского   учреждения   и  врача  в  соответствии  с  договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;       получение медицинской  помощи  на  всей  территории Российской  Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;      получение медицинских   услуг,  соответствующих  по  объему  и  качеству  условиям  договора,  независимо  от  размера  фактически выплаченного страхового взноса».

    Обязательное  медицинское страхование представляет собой систему отношений, обеспечивающих защиту материального и социального  положения застрахованных лиц и  гарантирующих оказание медицинской  помощи при наступлении страхового случая, определенного настоящим  Федеральным законом. Обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального  страхования.

    СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - по законодательству РФ  юридическое лицо, имеющее  государственную лицензию на право  заниматься медицинским страхованием и осуществлять его в соответствии с законодательством. СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ является самостоятельным хозяйствующим субъектом любой формы ответственности и руководствуется в своей деятельности законодательством РФ. Основными задачами СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ является организация и финансировании медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществление  контроля за объемом, сроками и качеством медицинских и иных услуг, предоставляемых в соответствии с условиями договора медицинского страхования. СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ   заключает договоры медицинского страхования со страхователями   и медицинскими учреждениями. При этом застрахованным гражданам    гарантируется высококачественная медицинская помощь в объемах и в сроки, определенные договором. Медицинские учреждения,   осуществляющие свою деятельность на основании договоров со СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, получают соответствующую плату за оказание застрахованным лицам медицинской помощи и иных  услуг. Уставный фонд СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ должен обеспечивать полностью осуществление медицинского страхования   и составлять не менее 100 тысяч рублей. В СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ образуются резервные фонды по видам страхования  за счет вложения от15 до 20 процентов средств, полученных по договорам медицинского страхования. В СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, занимающейся медицинским страхованием населения, соотношение собственных и привлеченных финансовых ресурсов не может быть более 1:20. СТРАХОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, осуществляющие обязательное медицинское страхование, не имеют права использовать средства, предназначенные на реализацию программ обязательного медицинского страхования, для   коммерческой деятельности, за исключением приобретения на   временно свободные средства резервного фонда высоколиквидных  ценных бумаг и банковских депозитов. Доходы, полученные от   использования временно свободных средств резервных фондов,   направляются на: пополнение фондов медицинского страхования;                   улучшение материально-технической базы медицинских учреждений  и страховых организаций, участвующих в выполнении программ                   обязательного медицинского страхования, экономическое                   стимулирование их работников и другие цели, связанные с       развитием обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Сегментирование рынка медицинских услуг как типология отношений в маркетинговых системах здравоохранения