Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:18, контрольная работа
Сфера услуг переживает в настоящее время пору революционных перемен, когда на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих взыскательным запросам потребителей, служат компаниям пропуском на новые отраслевые и региональные рынки услуг. Новые резервы роста для индустрии сервиса открываются и на традиционных рынках товаров.
Содержание стр.
Введение 3
1. Маркетинг как наука 5
2. Сегментирование рынка медицинских услуг как типология
отношений в маркетинговых системах здравоохранения 10
2.1. Расслоение общества как фактор сегментирования рынка медицинских услуг 11
2.2. Сегментация рынка медицинских услуг 18
2.3. Рынок здоровья как одна из форм специфических маркетинговых отношений в системе здравоохранения 23
3. Маркетинговая сущность отношений при обеспечении профилактической медицинской деятельности 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
Выводы
Изучение
рынков здоровья, в частности, выделение
и исследования соотношения рыночных
сегментов, методологически позволяет
соотнести деятельность субъектов маркетинговых
систем медицинских услуг. При подобном
подходе логично определяются приоритеты
предложений и покупательского спроса
на определенные наборы медицинских услуг
- от профилактических до лечебных. Возникает
возможность рассмотреть и ориентировать
рынки здоровья на конкретный спрос, будь
то индивидуальный потребитель (пациент)
либо структуры государственного уровня:
местного, регионального, федерального.
По нашему мнению, такова диалектика функционирования
маркетинговых систем здравоохранения
и отношений субъектов этих систем. Исследования
показывают, что элементы подобных специфических
отношений присущи введенной в стране
системе обязательного медицинского страхования.
Разделение интересов (в том числе и финансовых)
личности и государства по сохранению
здоровья способствует увеличению степени
"качества жизни", обеспечению лечения
каждого конкретного человека, определяет
специфику предложений и спроса на рынке
медицинских услуг.
При подобном
методологическом подходе сегментирования
рынка медицинских услуг
5.
должна быть возможность
Тесным образом с сегментацией рынка связана сущность дифференцированного и недифференцированного маркетинга.
Стратегия недифференцированного маркетинга медицинских услуг заключается в минимизации различий между сегментами рынка, когда в первую очередь принимаются во внимание общие характеристики потребителей медицинских услуг, а затем их различие. Лечебно - профилактическое учреждение стремится получить лицензию и представить на рынок такие медицинские услуги (виды медицинской помощи), которые привлекут как можно большее количество пациентов, и стремится создать уникальный имидж в сознании покупателя медицинских услуг. Такая стратегия применяется, если ею может быть достигнуто сокращение издержек, но предприятие рискует попасть либо в интенсивную конкуренцию в данном сегменте, либо понести существенные экономические издержки. К условно недифференцированному маркетингу медицинских услуг можно было бы отнести иммунопрофилактику, профилактические осмотры населения и пр.
Дифференцированный маркетинг медицинских услуг - разработка различных видов медицинских услуг и направленных программ врачебных действий для каждого сегмента; используя вариации медицинских услуг и изменяя их, лечебно-профилактическое учреждение (врач) надеется получить более высокую выручку при оптимальных результатах и качестве медицинской помощи (КМП).
Динамизм
стратегии предоставления медицинских
услуг заключается в разумном
и своевременном сочетании дифф
Медицинская услуга, являясь специфической формой товара, по сути своей определяет и специфичность сегментирования рынка медицинских услуг.
С учетом относительно равнозначных характеристик потребителей медицинских услуг фрагментация рынка может осуществляться по основным направлениям:
Фрагментация рынка по возможностям спроса на медицинские процедуры осуществляется в соответствии с экономическими группами, которые характеризуются видом медицинской услуги, медико-диагностической группой, стоимостью процедуры, платежеспособностью и личностью пациента.
Разработка
возможной классификации
/. по возрастно-половым признакам (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, престарелые);
Невозможно
обратиться сразу ко всем покупателям
медицинских услуг, так как они
имеют разнообразные вкусы и
различаются по стилю покупки, а
также по уровню доходов. Отсюда вырисовывается
направление специализированных сегментов
рынка медицинских услуг. К тому
же, на некоторых субрынках могут
быть удачно расположены конкуренты.
Поэтому, лечебно-профилактические учреждения
(врачебные практики) должны быть заинтересованы
в выявлении тех субрынков, которые окажутся
для них наиболее привлекательными и совместимыми
с его целями и ресурсами. При одинаковых
медицинских нуждах разными могут быть
потребности, ресурсы, географическое
положение, уровень санитарной культуры,
покупательское отношение, привычки. Любой
из этих переменных можно воспользоваться
в качестве основы для сегментирования
рынка. В идеале, лечебно-профилактическое
учреждение (субъект врачебной практики)
предпочитает быть единственным в своей
нише, чем эта ниша уже, тем меньше конкурентов.
Но при этом сужается и вероятность крупных
и широких продаж медицинских услуг. Ниша
сегмента рынка медицинских услуг тем
привлекательней, чем больше она соответствует
следующим характеристикам:
a. покупатели
медицинских услуг (пациенты) имеют сложные
и специфические потребности в
удовлетворении медицинских нужд;
b. они
готовы платить большую цену, чтобы получить
медицинскую помощь абсолютного
качества, т.е. когда медицинские процедуры
абсолютно адаптированы к их явным и скрытым
потребностям;
c. производитель медицинских услуг имеет высокую, постоянно совершенствующуюся
профессиональную и общественную компетенцию;
d. приобретение
этой компетенции позволяет обойти конкурентов,
отсюда "способность
медицинского работника учиться становится
все более важным качеством, даже более
важным,
нежели практический опыт, который быстро
устаревает" (О.П.Щепин, 1999).
Какого-то единого метода сегментирования рынка медицинских услуг не существует. Необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, для отыскания наиболее полезного подхода к рассмотрению структуры такого рынка. Так, реструктуризация отрасли здравоохранения с учетом ее нарождающихся маркетинговых функций, по нашему мнению, должна осуществляться в соответствии с сегментами рынка медицинских услуг.
По всей видимости, государственные гарантии в охране здоровья граждан должны охватывать те сегменты рынка, которые для производителя медицинских услуг, рассчитывающего на рентабельность, связаны с непривлекательностью сектора.
Таким образом, маркетинговые системы здравоохранения, опирающиеся на объективные экономические законы при множестве определяющих, характеризуются определенными сегментами рынка. Сегментирование рынка медицинских услуг позволяет предоставить медицинскую помощь (удовлетворить конкретный спрос) и с учетом индивидуальности пациента, и с учетом массового потребления медицинских услуг.
4.5.3. Рынок здоровья как одна из форм специфических маркетинговых отношений в системе здравоохранения
Адаптация традиционных систем здравоохранения к условиям рыночных отношений, в частности, реализация системы обязательного медицинского страхования, исследования врачебной медицинской деятельности с точки зрения производства и продажи медицинских услуг, вскрытие действия экономических законов при организации и осуществлении лечебно-диагностического процесса -объективные реалии современного этапа медицины конца XX- начала XXI веков в части ее развивающейся сущности и поиска новых организационных форм по сохранению и укреплению здоровья населения.
Несмотря на современные технократические подходы в оценке медицинской деятельности и рассматривание систем здравоохранения с точки зрения одного из производственных секторов государственной экономики - в основе методов и приемов врачевания, как и в прошлые исторические периоды общественных отношений, остаются проявления фундаментальных противоречий взаимоотношения человеческого организма и среды.
Именно
факторы внешней среды и
Как известно, социально - гигиеническое значение медицинских проблем личности может быть рассмотрено с множества позиций, тремя основными из которых являются: 1) смертность как процесс умирания; 2) утрата здоровья и потеря трудоспособности (болезни, временная и постоянная нетрудоспособность); 3) ограничение свободы жизнедеятельности индивидуума (утрата "качества жизни").
В соответствии
с этими условными уровнями медико-социальных
проблем у индивидуума
Целевая функция врачебной медицинской деятельности всегда обладает общественной полезностью, если представляет объективную пользу для отдельного лица, т.е. индивидуально полезна для его личного здоровья, а потому полезна для здоровья общественного. Само здоровье в рыночном обращении не находится. Специфические медицинские нужды приводят к потребности в медицинской помощи, часть из которых, приобретая маркетинговую сущность спроса, порождает рынок здоровья с его целевыми функциями и соответствующими медицинскими предложениями и действиями.
Человеческие
нужды, условно именуемые
При таком подходе выделяются три группы (комплексы) основных нужд и потребностей, так или иначе связанных с необходимостью приобретения медицинских услуг: 1) нужда жить; 2) потребность быть здоровым с сохранением трудоспособности (а - желание возврата к норме при временной потери трудоспособности, б - желание сохранения определенной "ниши" трудоспособности при наличии инвалидности); 3) потребность наивысшей степени свободы жизнедеятельности (физиологической, психосоматической, социальной), т.е. в этом случае состояние нужды характеризуется желанием достижения наивысшей степени "качества жизни".