Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:18, контрольная работа
Сфера услуг переживает в настоящее время пору революционных перемен, когда на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих взыскательным запросам потребителей, служат компаниям пропуском на новые отраслевые и региональные рынки услуг. Новые резервы роста для индустрии сервиса открываются и на традиционных рынках товаров.
Содержание стр.
Введение 3
1. Маркетинг как наука 5
2. Сегментирование рынка медицинских услуг как типология
отношений в маркетинговых системах здравоохранения 10
2.1. Расслоение общества как фактор сегментирования рынка медицинских услуг 11
2.2. Сегментация рынка медицинских услуг 18
2.3. Рынок здоровья как одна из форм специфических маркетинговых отношений в системе здравоохранения 23
3. Маркетинговая сущность отношений при обеспечении профилактической медицинской деятельности 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приведенная
логика позволяет очертить границы
своеобразного социально-
Известно,
что современный маркетинг
Рынок медицинских услуг, с одной стороны, интегрируется в определенных пределах конкретных нужд и потребностей, с другой - приобретает реальную возможность, определенным образом, быть логически разбитым на сегменты.
Таким
образом, в системе медицинского
маркетинга (предложений врачебной
помощи) на самом верхнем уровне
сегментирования рынка
I. Врачебные предложения медицинских услуг по сохранению жизни (в частности, в
перинатальном периоде, при экстремальных ургентных состояниях, угрожающих жизни пациента, в преклонном возрасте и пр.). Условно назовем данный сегмент рынка здоровья -
''''маркетинговым
сегментом жизни".
II. Врачебные предложения медицинских
услуг с целью возврата здоровья, восстановления
и сохранения определенного уровня трудоспособности
при ее временной потере. Детализация
видов медицинских услуг в этом сегменте
осуществляется по направлениям: а) медицинские
услуги, направленные на лечение острых
и недопущения обострений хронических
заболеваний; б) медицинские услуги, направленные
на недопущение перевода временной потери
трудоспособности в стойкую (инвалидность);
в) медицинские услуги по сохранению и
поддержанию определенной степени хронических
состояний и инвалидности. Этот сегмент
рынка здоровья условно назовем "маркетинговым
сегментом болезней".
III. Медицинские услуги, сохраняющие
и поддерживающие состояние относительно
здорового организма (иммунопрофилактика,
диспансеризация и пр.). Этот
сегмент охарактеризуем как "маркетинговый
сегмент здоровья".
Опираясь на подобный методологический подход, представляется рациональным соотнести, с одной стороны, определенный сегмент рынка со специфическими функциями врачебного (медицинского) труда, с другой - охарактеризовать эти функции не только с точки зрения гуманитарной миссии здравоохранения (врачевания), но и придать видам и определенному набору медицинских услуг экономические характеристики, соответствующие конкретному сегменту рынка. Подобное сегментирование рынка здоровья представляется обоснованным именно с точки зрения экономической целесообразности, определенной унификации и, в частности, перспективного расчета рентабельности врачебной медицинской деятельности,
Так, при предоставлении медицинских услуг, направленных на сохранение жизни пациента, гуманитарная миссия здравоохранения и этическая сторона врачебной деятельности, по всей видимости, в современном обществе намного предпочтительнее экономической целесообразности. Хотя любой вид деятельности должен быть выражен экономическими характеристиками, если эта деятельность рассматривается в рамках маркетинговых отношений. Именно в этом сегменте рынка заметно оголяются противоречия сущностей, определенных категориями "медицинская помощь" и "медицинская услуга".
Вскрытие
и поиск разрешения объективных
внутренних противоречий между этими
категориями приводит отдельных
исследователей, казалось бы, к логическому
заключению: оплате подлежит медицинская
услуга, а не медицинская помощь.
А в рамках мероприятий по оказанию
медицинской помощи подлежат возмещению
убытки, понесенные при совокупности
определенных врачебных (медицинских)
действий. По нашему мнению, подобный методологический
подход является в корне ошибочным.
Во-первых, в этом случае придется детально
разграничить виды медицинской деятельности
на медицинскую помощь и медицинские
услуги, что не всегда однозначно, и
одним из критериев различия определить
экономическую составляющую, т.е., по
всей видимости, изначально не соотносить
категорию "медицинская помощь"
с маркетинговыми характеристиками,
что сразу же исключает рыночные
противоречия этих категорий. Во-вторых,
при обязательном объективном решении
экономической стороны
Необходимо
признать, что в маркетинговых
системах здравоохранения такое
понятие, как медицинская помощь,
без детализации ее сущности и
формы, не всегда может отобразить,
в частности, экономическую составляющую
взаимоотношений врача и
При предоставлении
медицинских услуг в
психосоматическом
состоянии клиента (заболевании) - экономические
факторы начинают играть свою определенную
роль. Задача исследователей - охарактеризовать
эту рыночную сущность медицинской помощи,
обосновать место, степень влияния и преобладания
факторов маркетинговых взаимоотношений
в системе других элементов, характеризующих
"нерыночные" отношения врача и пациента.
Наконец, медицинские услуги, направленные на удовлетворение потребностей по повышению "качества жизни" в современном цивилизованном обществе на рынке здоровья могут характеризоваться высоко экономической степенью рентабельности. В современных условиях, в структуру тарифа таких медицинских услуг, по существу, должны быть заложены экономические издержки производства медицинских услуг, возможные в двух других сегментах рынка здоровья -"маркетингового сегмента жизни" и "маркетингового сегмента болезней". Кроме того, полное удовлетворение нужд потребителей в этом сегменте рынка здоровья в большей степени связано не с врачебной медицинской деятельностью, а определяется другими индивидуальными, природными и социально-экономическими факторами.
Выделение
и исследование сегмента здоровья на
рынке медицинских услуг
Предложенный подход к основам сегментации рынка здоровья позволяет в рамках обозначенных направлений проводить дальнейшие исследования, изучать виды спроса на определенный вид медицинских услуг в каждом из сегментов; определять размер, рост и привлекательность сегмента на рынке здоровья по объективным критериям, используя традиционные медико-статистические показатели, разумно соотнося их с экономическими характеристиками маркетинговых отношений врача и пациента.
4.5.4. Маркетинговая сущность отношений при обеспечении профилактической медицинской деятельности
Функционирование
лечебно - профилактических учреждений
в системе рыночных отношений, в
частности, в поле обязательного
медицинского страхования с его
экономической сущностью, вынуждает
руководителей больниц и
Многообразие видов и форм медицинской помощи порождает определенные проблемы в условиях рыночных отношений врача и пациента. Такие взаимоотношения помимо классических дорыночных определений, как "оказание медицинской помощи" либо "обращение за лечением", приобретают специфические черты маркетинга. Каждое из направлений различных видов медицинской (врачебной) деятельности, таких как лечение, диагностика, профилактический осмотр, родовспоможение, облегчение страданий безнадежного больного и т.д., при производственной сущности здравоохранения приобретают маркетинговую сущность и должны быть своеобразным образом формализованы и однозначно определены. К тому же, при исследованиях оказывается, что различные виды медицинской (врачебной) деятельности в рыночных отношениях врача, как производителя медицинских услуг и пациента как потребителя медицинских процедур, являются крайне не равнозначными, а порою и противоречивыми с точки зрения экономической целесообразности рынка.
Так, медицинская
деятельность по профилактике заболеваний
в поле рыночных отношений, на первый
взгляд, не совместима с экономической
целесообразностью при
Медицинскую деятельность профилактической направленности, а в маркетинговых отношениях -
производство
и продажу профилактических ("не-лечебных")
медицинских услуг, правомерно связать
с сегментацией рынка.
Как известно,
под сегментацией рынка понимают
процесс классификации
Таким
образом, профилактическая направленность
медицины при маркетинговых отношениях
реализуется в рамках определенного
сегмента рынка медицинских услуг.
При оперировании материально-техническими,
кадровыми и финансовыми
При формировании и насыщении медицинскими услугами, направленными на профилактику заболеваний и сохранение здоровья здоровых, выделяются характерные и специфические особенности данного сегмента рынка, к которым следует отнести ниже перечисленные.