Роль торговли в формировании потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.

Оглавление

Введение

Сущность и функции торговли…………………………………5

Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений...7

Оптовая и розничная торговля………………………………….8

Роль торговли в формировании потребительского рынка…...12

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 719.08 Кб (Скачать)

     Основными видами розничной торговли являются:

Признак классификация  Виды розничной  торговли
• по виду передачи товара . СТАЦИОНАРНАЯ (МАГАЗИННАЯ! ТОРГОВЛЯ Торговля осуществляется  в постоянном помещении (магазине)
. ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ Покупатель  выбирает товар по каталогу  и розничный торговец посылает  заказ ему на дом 
• ПЕРЕДВИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ Торговля, при  которой продавец сам ищет покупателя
• по стелен специализации номенклатуры . ТОРГОВЛЯ СМЕШАННЫМ  АССОРТИМЕНТОМ Предложение товара  различного рода 
• СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение торговли одной отрасли, возможно с дополнительными видами товаров Например. Магазин одежды.
. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение  товара только одного вида  одной отрасли, возможно с дополнительным ассортиментом Например: Магазин мужских рубашек

     Магазинная  торговля

     Основной  вид розничной торговли, при котором  обслуживание покупателей осуществляется в стационарных помещениях (магазинах, павильонах). Магазинная торговля:

     • предоставляет покупателям большой выбор товаров и услуг;

     • создает комфортные условия для совершения покупок;

     • привлекает покупателей возможностью ознакомиться с новыми товарами (выкладка в торговых залах, рекламные материалы, демонстрации и дегустации товаров);

     • обеспечивает максимальные гарантии защиты прав потребителя (психологические факторы, сохранение имиджа предприятия).

     При этом, чем крупнее торговое предприятие, тем более очевидны названные преимущества.

     Посылочная  торговля

     Вид розничной торговли, при котором  покупатель может приобрести товар  без посещения магазина. Этот вид  торговли приобретает в настоящее  время популярность. Целесообразность развития посылочной торговли определяется такими факторами как:

     • сокращение времени на осуществление покупки товара;

     • создание экономичных путей товародвижения;

     • расширение ассортиментного предложения товаров в труднодоступных и отдаленных районах;

     • предложение широкого ассортимента товаров в небольшом количестве (объеме).

     Покупатель  выбирает товар исходя из ассортимента, представленного в каталогах, проспектах, телемагазинах. Каталог включает: порядковый номер товара; его наименование; изображение (фотографию); назначение и краткое описание товара; сертификат или другой документ, подтверждающий его качество; цена (с указанием срока ее действия).

     Услугами  посылочной торговли пользуются не только конечные покупатели (население), но и предприятия.

     Для организации и осуществления  посылочной торговли необходимо создание специализированных торговых предприятий  или подразделений предприятий-изготовителей. Потребители товаров производственно-технического назначения используют эту форму  торговли для получения небольших партий инструмента, запасных частей, рем-комплектов, в том числе и без индивидуальных заказов — стандартными посылками.

     Развитию  посылочной торговли способствует компьютеризация. Открытие виртуальных магазинов посылочной торговли предоставляет пользователям компьютерных сетей возможность заказывать и получать необходимые ресурсы с максимальным комфортом. Предприятия посылочной торговли должны в этом случае разработать порядок приема, оформления, исполнения заказов на поставку товаров посылками и доведения их до покупателей в установленные сроки.

     Однако, следует отметить, что сдерживающим моментом в развитии этого вида торговли является правовая незащищенность потребителя, даже не из-за недостатка правовых норм, а трудностей практической их реализации.1

     С точки зрения потребителя, риск при  подобной покупке является минимальным, если у покупателя есть возможность свободно обменять или вернуть товар.

     Передвижная (разъездная) торговли

     Торговля  вразнос — это форма при  которой торговец разносит товары (например, молочные продукты) от дома к дому. В  данном виде имеет ограниченное развитие. В настоящее время к этому виду торговли относят также развоз различных товаров на грузовиках покупателям, проживающим в сельской местности.

     Мелочная  торговля — торговцы организуют продажу  ходовых товаров (табачных изделий, сладостей, газет, цветов и т. п.) в  оживленных местах с прилавков (киосков).

     Уличная торговля — продажа товаров каждодневного  спроса, организованная в жилых кварталах с помощью передвижных средств (хлеба, молочных продуктов, яйца, фруктов, овощей).3

    Роль  торговли в формировании потребительского рынка, решении социально-экономических задач

     В месте с тем, за последнее время наметилась положительная тенденция роста доли предприятий торговли (т.е. предприятий, основной уставной деятельностью которых является торговля) в объеме розничного товарооборота? а, что видно из следующихданных (см. табл.):

  2002г., январь = 2001 г. , январь  .2000г.-. декабрь ..1999г.;.
Крупные и средние организации

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

18 18 18 20
Субъекты  малого предпринимательства розничной торговли 36 30 27 19
ИТОГО: ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ — ТОРГОВЛЯ 54. 48 45 39
Крупные и средние неторговые организации  9 11 11 13
Субъекты  малого предпринимательства других отраслей 12 13 16 15
ИТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОЧИХ ОТРАСЛЕЙ - 21 24, 27 28
Продажа товаров на вещевых смешанных и продовольственных рынках 25 28 28 •  33

     Доля  предприятий отрасли повысилась с 39 % в 1999 Г. до 54% в январе 2002 г. Одним из существенных моментов, стимулирующих этот процесс, явилось внесение в порядок розничной продажи алкогольной продукции в городах требования о необходимости иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее квадратных метров. В результате торговля алкогольной продукцией переместилась с рынков в магазины. Однако при общей положительной тенденции за последние годы прослеживается рост в объеме продаж доли малого бизнеса С 1999 г. она повысилась на 17 пунктов и на начало 2002 г. составляет около 70% объема товарооборота торговых организаций при снижении доли крупных и средних предприятий, что нельзя признать положительным моментом в развитии отрасли.

     Определенное  влияние на динамику процесса оказывает  наличие разных по налоговой нагрузке систем налогообложения деятельности предприятий в зависимости от их правового статуса и численности работающих, преследующих цели поддержки малого предпринимательства Так, в связи с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ), по данным МНС, с 2001 г. в 72 регионах на уплату ЕНВД переведены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек. Это палатки, павильоны и другие места организации торговли. При этом во многих регионах показатели базовой доходности для организаций были установлены в заниженных размерах, т.е. не обеспечивающих компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов.

     Такое положение обусловило в 1999—2000 гг. существенные изменения институциональной структуры розничной торговли. Г Началось дробление крупных предприятий торговли, перерегистрация торговых фирм на индивидуальных предпринимателей или передача им в аренду торговых площадей и торгового оборудования, в ре:зультате крупные торговые предприятия превращаются в торговые центры, способные за счет минимизации издержек обеспечить предложение товаров по ценам ниже, чем в других предприятиях. В ряде регионов более половины розничного товарооборота приходится на долю индивидуальных предпринимателей.

     Намечаемые  в настоящее время меры по поддержке  малого предпринимательства не должны допускать создания стимулов к ликвидации крупных торговых предприятий, которые и так до сих пор вынуждены работать в условиях недобросовестной конкуренции со стороны так называемой рыночной торговли.

     Через мелкооптовые рынки России, с их относительно низкими ценами (на 15-20%), а также удобством расположения, в среднем продается пятая  часть продовольственных товаров  и 36% непродовольственных товаров^

     Структура продажи основных товаров торгующими организациями и на рынках представлена на графиках  

      Развитие неформальных форм торговли способствовало росту численности занятых в отрасли. На сегодня в целом по России в отрасли работает 14,5 % от всех занятых в народном хозяйстве при 7,9% в 7992 г. При этом анализ доли занятых в торговле в общей численности работающих в экономике развитых стран, где она составляет от 17 до 22%, свидетельствует о том, что потенциал отрасли в части трудоустройства населения России не исчерпан, и по мере роста покупательной способности населения будет расти.

     Структура занятости по формам торговли наглядно представлена на графике В целом, согласно данным Госкомстата, число занятых в отрасли выросло с 1990 г более чем в два раза (с 4,9 до 9,4 млн. чел.). Однако при этом число работающих в организациях розничной торговли (т.е. с основным уставным видом деятельности розничная торговля) снизилось на 27%, а на предприятиях общественного питания — на 58%. Рост численности работников отрасли обеспечивается за счет развития дистрибуции, посреднической деятельности, организации торговли непосредственно промышленными предприятиями, а также «неформального сектора», о котором говорилось выше. В том числе, поданным Госкомстата России, число индивидуальных предпринимателей, занятых в торговле страны составляет 1,2 млн человек или 13% от общего числа занятых в отрасли.

     При оценке происходящих в торговле процессов  необходимо иметь в виду, что оборот розничной торговли по России в 2000 г. составляет в сопоставимых ценах по продуктам питания около 82% к уровню 1990 г., по непродовольственным товарам — 95%. Объем продаж в 2000 г. превышает 1990 г. только по алкогольным напиткам.

     Аудит розничной торговли, проводимый фирмой ACNielsen в 34 крупнейших городах России, показывает наметившиеся положительные тенденции в структуре товарооборота по различным типам торговых предприятий за последние 3 года. А именно,, продажи через продовольственные и специализированные магазины в городах увеличились с 45% в 1998 г до 70% в 2000 г. за счет сокращения реализации товаров через павильоны и киоски(на48%и21 % соответственно). В два раза вырос удельный вес супермаркетов, однако к началу 2001 г. он крайне незначителен — всего 8% товарооборота.

Информация о работе Роль торговли в формировании потребительского рынка