Роль торговли в формировании потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.

Оглавление

Введение

Сущность и функции торговли…………………………………5

Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений...7

Оптовая и розничная торговля………………………………….8

Роль торговли в формировании потребительского рынка…...12

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 719.08 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     Сущность  и функции торговли…………………………………5

     Виды  и способы торговли в условиях рыночных отношений...7

     Оптовая и розничная торговля………………………………….8

     Роль  торговли в формировании потребительского рынка…...12

     Заключение

     Список  литературы 

    Введение.

     Развитие  торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.

     Отсутствие  торговли, как известно, характеризовало  состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.

     Цель  торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.

     Торговец  является связующим звеном между  производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы закупать оптом пользующиеся спросом товары в разных местах и у разных поставщиков, а затем продавать их с выгодой для себя.

     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что со временем розничная торговля попадает под контроль ряда крупных торговых компаний.

     Несмотря  на то, что в руках этих компаний находится менее половины всех розничных  торговых точек, на их долю в то же время  приходится более 2/3 совокупного объема розничного товарооборота.

     Поэтому в борьбе за покупателей мелким предприятиям розничной торговли приходится прилагать  немало усилий.

     Главенствующее  положение на рынке занимает.

     Эффективность работы розничного торговца определяется в конечном итоге тщательным учетом всех деталей торговой деятельности.

     В России в настоящее время розничная  торговля является для многих россиян  главным видом коммерческой деятельности. В условиях товарного дефицита роль розничного торговца предельно упрощается.

     Также торговля играет огромную роль в осуществлении  процесса расширенного воспроизводства; является активным посредником между производством и потреблением. Воздействует на производство, формирует вкусы и потребности

     Торговая отрасль (оптовая, розничная, общественное питание и заготовки) за последние три года (1999—2001) устойчиво занимает около 23% в ВВП России. Согласно данным Госкомстата, на начало 2001 г. в отрасли зарегистрировано 1153 тыс. предприятий или одна треть общего их количества по стране. Из них численность малых предприятий составляет 407,5 тыс. ед.или 35% общего количества.

     Как и в предыдущие годы, сложившаяся  структура агентов на рынке потребительских  товаров базируется на положениях Указа  Президента России от 29.01.92 г. «О свободе торговли». Указом устанавливается, что предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставляется право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность{в том числе и за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением товаров, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

     С 1990 г. доля негосударственных предприятий  в объеме розничного товарооборота  выросла с 30 до 95,4 %, притом, что почти 82% оборота дают предприятия, основанные на частной форме собственности  и 2% потребительская кооперация. Государственные и муниципальные предприятия обеспечивают менее 5% розничного товарооборота. Удельный вес продаж в сельской местности в объеме товарооборота России снизился с 17 до 8%, в том числе и за счет недостаточности мероприятий по финансовой поддержке системы потребкооперации.

    Сущность и функции  торговли.

     Сущность  торговли и ее миссия реализуется  через функции:

     

     

     Роль  и значение торговли: 1. Объем оборота  торговли является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Так как после продажи товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства.

     2. В ходе торговли товары получают, или не получают общественное  признание, и производители получают  или не получают стимул для  дальнейшего их выпуска.

     3. Оборот торговли характеризует  благосостояние населения и уровень  его жизни (80% материальных потребностей  людей, удовлетворяются с помощью купленных товаров).

     4. Торговля важное звено в осуществлении  распределения по труду. 

     5. Торговля способствует сближению  уровня жизни населения разных  социальных групп, разных регионов  и стран. 

     6. Торговля способствует рациональному  денежному обращению. 

     7. Торговля является плательщиком  налогов и поэтому учувствует в формировании государственных доходов.

     8. Торговля активно влияет на  народное потребление, определяя  набор потребительских благ, их  качество и влияя на способ  потребления. 

     9. Торговля активно способствует  интеграции страны в мировое  хозяйство.

     10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.1

    Виды  и способы торговли в условиях рыночных отношений.

    Общая характеристика видов  торговли

     По  месту купли-продажи торговля делится на:

     • внутреннюю

     • внешнюю.

     При внутренней торговле товар не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).

     При внешней торговле товар переходит  границу государства. При этом различают  три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.

     Если  покупатель в России, а продавец с товаром находится в Германии, то товар перейдет из Германии через  границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует свой товар в Китай и повезет его через Россию, то для России это будет транзитный провоз товара (транзит).

     По  объемам купли-продажи торговля делится на;

     • оптовую,

     • розничную.

     За  последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная торговля всех видов через глобальную вычислительную сеть 1п1егпе(. Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.

      2

    Оптовая и розничная торговля. Формы предприятий

     Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает  их с целью перепродажи или  профессионального использования, т.е.:

     • последующим продавцам {розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи),

     • для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии,

     • крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.

     Виды  оптовой торговли

Признак классификации  Вид оптовой  торговли Пример 
1 2 3
по  функциональному признаку ЗАКУПОЧНАЯ  ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного сырья
ОПТОВАЯ ТОРГ08ЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ Закупка кожи у  кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (готовая продукция)
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕМ И МАТЕРИАЛАМИ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ) Покупает товары в больших объемах у производителей и продает в меньших объемах розничным торговцам или индивидуальным производителям
по  степени специализации номенклатуры ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ ШИРОКОГО АССОРТИМЕНТА Оптовая торговля продовольственными товарами
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ  ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ Оптовая торговля электротехнической продукцией

     Закупочная (заготовительная, собирательная) оптовая  торговля

     Закупочная  торговля выполняет прежде всего  задачу количественного выравнивания (сбалансирования) объемов на рынке  заготовок, она собирает малые объемы товаров и предлагает их своим  клиентам большими партиями. Предметом  закупок являются сельскохозяйственные продукты (например, зерно, картофель, овощи), древесина, вторичное сырье, отходы и пр. Часто эти виды продукции  требуют дополнительно сортировки, например по категориям.

     

     Оптовая торговля по производственным связям

     Предприятия оптовой торговли покупают полуфабрикаты  и готовые изделия, продают их для последующего использования  чаще всего на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет последовательные стадии производственного процесса.

     Примеры: Оптовая торговля черными металлами (метизами). Оптовая торговля продукцией машиностроения. Оптовая торговля строительными материалами.

     

     Оптовая торговля сырьем и материалами (распределительная  оптовая торговля}

     Предприятия оптовой торговли покупают товары в  больших объемах у производителей и продают в меньших объемах  различным торговцам или небольшим предприятиям, например текстильные материалы, запасные части, продукты питания.

     

     Отличия оптовой торговли от розничной:

     • объемы оптовых сделок обычно крупнее розничных;

     • зона обслуживания Оптового предприятия обычно больше розничного;

     • меньше уделяется внимания расположению торгового предприятия, рекламе.

     Особенности оптовой торговли средствами производства:

     • особая номенклатура и отраслевая принадлежность товаров;

     • меньшая численность товарных групп по номенклатуре;

     • неоднородность рынков многих видов средств производства.

     Розничная торговля получает товары у оптовых  торговцев или производителей и реализует конечным потребителям.

Информация о работе Роль торговли в формировании потребительского рынка