Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:
ь предприятие как субъект рыночной экономики;
ь механизм функционирования торговли;
Введение
1. Механизм функционирования торговли
1.1 Значение и функции торговли
1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика
2. Предприятие как субъект рыночной экономики
2.1 Предприятие как основное звено рыночного механизма
2.2 Экономическая сущность и функции торгового предприятия
2.3 Организационно-правовые формы предприятий торговли
3. Государственная защита прав потребителей
Заключение
Список литературы
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
ГОУ СПО Томский Торгово-
Кафедра экономики отрасли
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
На тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка»
Исполнитель:
Студентка Й курса
Специальности 080110
Группы 8091
Войновой Дарьи Николаевны
Руководитель: Клочкова
Яна Александровна
Томск-2010
Содержание
Введение
1. Механизм функционирования торговли
1.1 Значение и функции торговли
1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика
2. Предприятие как субъект рыночной экономики
2.1 Предприятие как основное звено рыночного механизма
2.2 Экономическая сущность
и функции торгового
2.3 Организационно-правовые формы предприятий торговли
3. Государственная защита прав потребителей
Заключение
Список литературы
Введение
Экономика торгового предприятия
- это научная дисциплина, изучающая
экономические отношения, возникающие
в процессе реализации экономических
интересов субъектов рынка. Торговля
- сложная организационная
Торговля обеспечивает насыщение
товарных потоков, формирующихся на
рынке, и поддерживает определенные
пропорции между спросом и
предложением, которые меняются по
мере расширения и изменения ассортимента
предполагаемых товаров. Реализация соотношения
спроса и предложения осуществляется
посредством наличного
Выполняя операции по продажи товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.
Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:
ь предприятие как субъект рыночной экономики;
ь механизм функционирования торговли;
ь государственная защита прав потребителей.
1.Механизм функционирования торговли
1.1 Значение и функции торговли
В одном из первых российских
изданий, предназначенных для широкого
круга читателей, - «Книге для купцов,
купеческих приказчиков, конторщиков,
комиссионеров и вообще для лиц,
занимающихся и желающих заниматься
коммерческими делами» - подчеркивается,
что «…торговля явилась с первым
человеческим обществом или, вернее,
она создала это общество, поддержала
и укрепила его, связала тесно
между собой разъединенные
Развиваясь как средство экономического общения людей и форма товарного обращения, торговля прошла несколько этапов.
Немая торговля, когда для обмена использовались «складочные места» - небольшие участки земли, известные обменивающимся сторонам, где они оставляли то, что имели в избытке или просто добывали, и забирали находившиеся там предметы, положенные другими участниками обмена. При этом они не общались друг с другом, а наблюдали издалека, по очереди подходя к складочному месту.
Меновая торговля, при которой
товар обменивался на другой товар
по взаимному согласию владельцев непосредственно
или через посредника, которому доверяли
такие операции. Эта торговля проводилась
с помощью принятого
Торговля при помощи всеобщего эквивалента стоимости (денег) - организационный механизм реализации товарно-денежных отношений.
Торговля, как экономическая
категория, представляет собой деятельность,
охватывающую все товарное обращение
независимо от того, кем она выполняется:
предприятиями-производителями, выпускающими
продукцию - товары, или предприятиями,
организациями, осуществляющими деятельность
по доведению товаров различных
производителей промежуточным или
конечным потребителям. Но если первые
в качестве своей главной функции
имеют производство товара, а операции
обмена нося для них вспомогательный
характер, то для вторых операции обмена
- главный предмет деятельности,
выполняя которую они рассчитывают
на получение определенной прибыли.
Эти предприятия и составляют
обособившуюся отрасль
Торговля, устанавливая и
поддерживая связи между
В условиях административно-плановой
экономики торговля по своему экономическому
содержанию представляла деятельность
по доведению от производства до потребителя
товаров, как когда называли, широкого
потребления в объеме установленных
рыночных фондов, а промышленность
получила необходимое для выпуска
продукции сырье и материалы
через систему материально-
Переход от практики планового установления величины рыночных фондов, т.е. массы товаров, предназначенных для продажи населению, к свободной торговле произведенной продукцией, раскрепостил деятельность торговли: она получила возможность работать с теми товарами, которые покупают, а не просто продукцией, которую выпускают. Поэтому из вспомогательной, обслуживающей производство отрасли торговля превращается в самостоятельное звено хозяйственного механизма, диктующего производству потребности рынка. В основе этого диктата лежит спрос потребителей, объем, и структура которого и являются основным ориентиром, как торговли, так и промышленности.
Воздействуя на производство, торговля обеспечивает насыщение товарных потоков, формирующихся на рынке, и поддерживает определенные пропорции между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предлагаемых товаров. Реализация соответствия спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего этот процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике. Выполняя операции по продаже товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.
В условиях рыночной экономике
торговля не является органом государственного
планового распределения
Торговля выступает составной частью системы товарного обращения, связывает производство, потребление и выполняет обусловленные этой посреднической ролью функции, а именно:
ь Доведение товаров от производства до потребления. В процессе выполнения этой функции торговля осуществляет хозяйственные связи с промышленностью и сельскохозяйственным производством, транспортом, другими отраслями, способствующими или создающими условия для перемещения товара до конечного потребителя (тара, упаковка, информационное и правовое сопровождение и т. д.);
ь Реализацию (смену форм стоимости). Здесь торговля обслуживает возмещение затрат на производство и перемещение товаров, обеспечивает народнохозяйственный оборот денежных средств, от скорости осуществления которого во многом зависит эффективность экономики в целом.
Названные функции торговли характеризуют ее как составную часть экономики, а конкретное содержание ее деятельности раскрывается через внутренние, присущие ей торгово-технологические функции, подразделяющиеся на производственные и непроизводственные. В этой части они совпадают с функциями обслуживания обмена товаров, включающего операции натурально-вещественного обмена (транспортировку, хранение, подработку, фасовку, комплектацию товаров и т.п.), когда объектом товарной деятельности является сам товар (при этом торговля прибегает к услугам других отраслей и подотраслей экономики) и операции по обслуживанию стоимости обмена (учетно-расчетные; купли-продажи; изучения и прогнозирования спроса; управления торгово-хозяйственной деятельностью и т.п.), когда торговля оперирует стоимостью товара.
Обеспечивая выполнение функции
доведения товаров от производства
до конечного потребителя, торговля
использует различные каналы товародвижения,
вступает в контакты с производителем
или непосредственно, или через
определенных посредников - субъектов
товарного обращения. В процессе
этих контактов все субъекты товарного
обращения предъявляют
Виды и содержание торгово-технологических функций, выполняемых торговлей, изменяются и будут изменяться по мере развития производства и увеличения потребностей, как человека, так и общества в целом. Особое место в этом процессе будет занимать торговля: и как средство реализации экономических интересов, и как «вечный двигатель», обеспечивающий необходимые экономические связи для удовлетворения ранее предъявленных потребностей и способствующий появлению новых.
1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика
Инфраструктура торгового
рынка (внутренней торговли) представляет
собой совокупность всех типов розничных
и оптовых предприятий и
Инфраструктура розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.
Разнообразие видов
В условиях становления рыночной
экономики, обострения конкуренции
наметились новые подходы к развитию
розничных предприятий. Соответствующие
концепции строятся с учетом идеи
формирования ассортимента и обслуживания
населения. Обычно концепция развития
розничной торговли включает следующие
разделы: ассортиментные перечни товаров;
схемы размещения оборудования и
товаров; указания по организации расчетных
узлов; определение зон
Информация о работе Роль торговли в развитии экономики и формировании потребительского рынка