Роль торговли в развитии экономики и формировании потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:
ь предприятие как субъект рыночной экономики;
ь механизм функционирования торговли;

Оглавление

Введение
1. Механизм функционирования торговли
1.1 Значение и функции торговли
1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика
2. Предприятие как субъект рыночной экономики
2.1 Предприятие как основное звено рыночного механизма
2.2 Экономическая сущность и функции торгового предприятия
2.3 Организационно-правовые формы предприятий торговли
3. Государственная защита прав потребителей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

 

Правление (совет директоров) осуществляет текущее руководство  деятельностью общества, решает все  вопросы, не входящие в компетенцию  общего собрания. В компетенции правления  находятся важнейшие управленческие вопросы: заключение сделок, бухгалтерский  учет, управление предприятием, финансирование и кредитование и т.д.

 

Наблюдательный совет - это  орган, контролирующий деятельность правления.

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это форма  организации предприятия, участники  которой вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов. Паи распространяются между учредителями без проведения публичной подписки и должны быть именными. Размер долей определяется учредительными документами. Члену

 

ООО выдается письменное свидетельство, которое не является ценной бумагой, не может быть продано другому  лицу без разрешения общества.

 

ООО имеет ряд характерных  особенностей, отличающих его от других форм:

 

ь предприятия в форме (ООО)- по большей части мелкие и средние, более мобильные и гибкие, в сравнении с АО;

 

ь паевые свидетельства не являются ценными бумагами, а соответственно, и не обращаются на рынке;

 

ь структура общества является наиболее простой, управление делами, заключение сделок осуществляют один или несколько распорядителей;

 

ь число участников может быть ограничено в законодательном порядке;

 

ь ООО не обязательно публиковать свой устав, данные о балансе и др.

 

ь Общество с ограниченной ответственностью действует на основании учредительного договора и устава.

 

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - это разновидность  хозяйственных обществ. Особенностью ОДО является то, что при недостатке имущества общества для удовлетворения потребностей кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего имущества, как в полном товариществе, а только его части - одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (трехкратный, пятикратный и т.д.).

 

С начала проведения экономической  реформы значительное распространение  получил такой тип хозяйственных  структур, как малое предприятие. Малые предприятия способны к  высокому динамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и  ее реализации, имеют упрощенную организационную  структуру, обслуживаются относительно небольшим числом работников. В нашей  стране они должны сыграть существенную роль в решении таких проблем, как демонополизация производства, развитие конкуренции, создание новых  рабочих мест и обеспечение эффективной  занятости населения, рациональное использование научно-технического потенциала, создание конкурентоспособной  продукции, ликвидация диспропорций на потребительском рынке. Термин «малое»  свидетельствует лишь о небольших  размерах предприятия по численности  работников, объему хозяйственного оборота  или другим параметрам деятельности, устанавливаемым в законодательных  актах и постановлениях правительства.

 

Унитарное предприятие - это  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество предприятия  является неделимым, не может быть распределено по вкладам. Устав унитарного предприятия  содержит сведения о предмете и целях  деятельности, о размерах уставного  фонда, порядке и источниках его  формирования. В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия.

 

Имущество принадлежит унитарному предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается по решению Правительства  РФ на базе имущества, находящегося в  федеральной собственности.

 

Производственный кооператив (артель) - это объединение граждан  для совместной производственной или  хозяйственной деятельности. Возможно участие в кооперативе юридических  лиц. Число членов не должно быть менее  пяти. Члены производственного кооператива  несут по обязательствам кооператива  субсидиарную ответственность в  размере и в порядке, предусмотренных законом о производственном кооперативе и уставом.

 

Существуют и другие виды коммерческих предприятий (объединения  предприятий).

 

Объединения предприятий

 

Крупномасштабному бизнесу  свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение  предприятий, фирм в совокупные структуры.

 

Предприятия создают объединения, которые различаются в зависимости  от целей объединения, характера  хозяйственных отношений между  участниками, степени самостоятельности  входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, промышленные холдинги, финансово - промышленные группы.

 

Картель представляет собой  объединение предприятий одной  отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т. е. регулирования сбыта  с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для  картеля характерно наличие следующих  признаков:

 

ь договорной характер объединения;

 

ь сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим, хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

 

ь совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени на производство.

 

Синдикат - форма договорного  объединения предприятий, предполагающая централизацию снабжения предприятий - членов синдиката и сбыта производимой продукции. Создание синдиката позволяет  устранить конкуренцию между  его участниками в области  закупок сырья, и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных  управленческих функций создается  специальный орган в качестве дирекции синдиката. Орган, производящий сбыт и закупку, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката  и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная - частично. Предприятия  синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут  быть не только предприятия, но и концерны, тресты, другие объединения.

 

Трест представляет собой  объединение, в котором различные  предприятия, ранее принадлежащие  разным предпринимателям, сливаются  в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую, производственную самостоятельность  и подчиняются единому управлению. Форма треста удобна для организации  комбинированного производства, т. е. Объединения  в одной компании предприятий  разных отраслей промышленности, представляющих собой последовательные ступени  обработки сырья или играющих вспомогательную роль одна по отношению  к другой.

 

Концерн - это объединение  самостоятельных предприятий, форма, позволяющая использовать возможности  крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. Концерны благодаря  масштабам концентрации капитала, производственным мощностям широким возможностям диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной коньюктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных окупаемых направлениях. Важнейшим признаком концернов является единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

 

Консорциум - это временное  добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения  конкретных задач и проблем, осуществления  крупных инвестиционных, научно- технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут объединяться как крупные, так и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении  крупного проекта. Консорциум представляет собой эффективный организационно- структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов.

 

Холдинговая компания - это  организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью управления их деятельностью и контроля. Механизм контрольного пакета акции дает ей право голоса, благодаря чему она  получает возможность проводить  единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших корпораций, концернов, трестов или ускорять процесс диверсификации. Таким образом, холдинговая компания - это вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании).

 

В Российской Федерации холдинги и их дочерние предприятия создаются  только в форме открытых акционерных  обществ.

 

Холдинговые компании могут  быть созданы в следующих случаях:

 

ь при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

 

ь при объединении пакета акций юридически самостоятельных предприятий;

 

ь при учреждении новых акционерных обществ.

 

В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятий при их создании могут  входить юридические и физические лица, признанные покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации  “О приватизации государственных и  муниципальных предприятий Российской Федерации”.

Финансово-промышленные группы - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно - финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения  совместной скоординированной деятельности. ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации. ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

 

К числу наиболее существенных характеристик финансово - промышленной группы можно отнести следующие:

 

ь интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую и кадровую политику;

 

ь наличие общей стратегии;

 

ь добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

 

ь структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и объединениях.

 

Появление и возрастание  роли ФПГ в российской экономике  является закономерным явлением. ФПГ  рассматриваются, как средство борьбы с отечественным монополизмом, так  как они имеют реальную базу развертывания  диверсификации производства, располагают  большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных  районах страны.

 

Из всей совокупности некоммерческих организаций рассмотрим потребительское  общество.

 

Потребительское общество - это добровольное объединение граждан  и (или) юридических лиц, созданное  по территориальному признаку, на основе членства, путем объединения его  членами имущественных паевых взносов  для торговой, заготовительской, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его  членов.

 

3. Государственная защита  прав потребителей

 

Статья 40. Государственный  контроль и надзор за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

 

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

2. Государственный контроль  и надзор в области защиты  прав потребителей предусматривают:

 

ь проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

 

ь выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

 

ь в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

 

ь направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Информация о работе Роль торговли в развитии экономики и формировании потребительского рынка