Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:
ь предприятие как субъект рыночной экономики;
ь механизм функционирования торговли;
Введение
1. Механизм функционирования торговли
1.1 Значение и функции торговли
1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика
2. Предприятие как субъект рыночной экономики
2.1 Предприятие как основное звено рыночного механизма
2.2 Экономическая сущность и функции торгового предприятия
2.3 Организационно-правовые формы предприятий торговли
3. Государственная защита прав потребителей
Заключение
Список литературы
Предприятия торговли и массового питания, которые выступают объектом изучения в данном учебном пособии, относится к группе экономических.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации выделяют предприятия трех основных типов собственности;
- государственной (
- коллективной;
- частной.
Каждому из указанных типов
собственности соответствуют
2.2 Экономическая сущность
и функции торгового
Под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Максимальное использование
рыночных и финансовых механизмов,
при которых самостоятельность
предприятий в осуществлении
торгово-производственного
Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т. д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги. Но для того чтобы реализовать товар, необходимо его наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как в торговой сфере.
В гражданском законодательстве
Российской Федерации подчеркивается,
что под предпринимательской
деятельностью понимается самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение
прибыли от использования имущества,
продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном
законом порядке. Этим критериям
в полной мере отвечает торгово-хозяйственная
деятельность предприятий отрасли.
С учетом изложенного торговое предприятие
может рассматриваться как
Вместе с тем следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей:
ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;
предприятия организационного и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;
предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации;
спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
наряду с реализацией
товаров предприятия оказывают
большой объем дополнительных услуг
с целью привлечения
Раскрывая сущность предприятия торговли, необходимо рассматривать его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.
Традиционно выделяются четыре
основополагающих признака, на основании
которых торговое предприятие признается
юридическим лицом: организационное
единство, имущественная обособленность,
самостоятельная гражданско-
Организационное единство предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками.
Имущественная обособленность
создает материальную базу деятельности
торгового предприятия, т. е. для
организации торгового процесса
требуется наличие
Самостоятельная гражданско-правовая
ответственность юридического лица
означает, что участники или собственники
его имущества не отвечают по его
обязательствам, а юридическое лицо
не отвечает по обязательствам первых.
Основой для такой
Выступление в гражданско-правовом
обороте от собственного имени означает
возможность приобретать и
По сравнению с юридическим
большую степень конкретизации
имеет хозяйственный аспект, в
соответствии с которым предприятием
считается самостоятельный
Специфика торговых предприятий в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности.
Под материально-вещественной
структурой понимается общность материальных
ресурсов, использование однотипных
помещений и однородного
Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений.
Организационно-экономическая
структура характеризуется
Экономическая сущность торговых
предприятий обусловлена
Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:
1) реализация потребительной
стоимости, т. е. доведение
2) реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание.
2.3 Организационно-правовые формы предприятий торговли
Действующие в торговле предприятия
достаточно разнообразны с точки
зрения выполняемых функций, организационно-правового
устройства, масштабов, профиля деятельности.
Однако при всем многообразии торговых
предприятий они могут
Все торговые предприятия можно классифицировать по следующим признакам:
а) с позиции гражданско-правовых
норм, принятым государством для регулирования
деятельности всех субъектов предпринимательства,
т.е. правового положения
б) с позиции количественных критериев;
в) с отраслевых позиций,
т.е. по виду и характеру торгово-
С позиции правового положения
торговые предприятия классифицируются
исходя из таких критериев, как цель
деятельности, форма права собственности,
состав учредителей, характер прав участников,
объем вещных прав предприятия, личное
или имущественное участие
С позиции количественных
критериев торговые предприятия
можно рассматривать как
В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет как свои, так и специфические признаки классификации.
Классификация организационно-правовых форм
I. Коммерческие предприятия,
осуществляют свою
1. Хозяйственные товарищества:
ь Полное товарищество.
ь Товарищество на вере (коммандитное).
2. Хозяйственные общества:
ь Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
ь Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).
ь Акционерное общество (АООТ и АОЗТ).
3. Личные индивидуальные предприятия (ЧП).
II. Некоммерческие предприятия,
осуществляют
1. Потребительский кооператив
2. Общественные и религиозные организации (объединения)
3. Фонды
4. Учреждения
5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Характеристика организационно-
Хозяйственные товарищества являются объединением лиц, они могут создаваться в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных).
Полное товарищество - это
объединение двух или более лиц
для осуществления
Согласно законодательства, запрещена продажа одним из участников своей доли новому лицу без согласия других членов полного товарищества.
Форма полного товарищества большого распространения не имеет и применима только для мелких и средних предприятий.
Товарищество на вере (коммандитное)
- это объединение двух и более
лиц для осуществления
всем своим имуществом, а другие (коммандисты или члены - вкладчики) отвечают только своим вкладом.
Полные товарищи участвуют
в предпринимательской
Хозяйственные общества являются объединением капиталов, что предполагает сложение капиталов, но не деятельности вкладчиков: руководство и оперативное управление предприятиями осуществляется специально созданными органами, Ответственность по обязательствам несет само предприятие, участники освобождены от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности.
Акционерное общество (АО) образуется за счет выпуска и размещения акций. Участники (акционеры) несут ответственность, ограниченную суммой, которая была уплачена за приобретение акций. Акционерные общества обязаны публиковать отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года.
Данная форма организации предприятий является в настоящее время наиболее распространенной
Акционерные общества образуются на основе устава, который разрабатывается и утверждается учредителями общества. Уставом определяется максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции, именуемая уставным капиталом, и их номинальная стоимость.
Уставный капитал АО образуется двумя способами:
ь через публичную подписку на акции (открытое акционерное общество);
ь через распределение акций среди учредителей (закрытое акционерное общество).
Акция - это ценная бумага, удостоверяющая участие в АО и позволяющая получать долю прибыли общества. Акции могут быть различных видов: именные и на предъявителя; простые и привилегированные и т.д.
Органы управления могут иметь двух- и трехзвенную структуру. Первая включает правление и общее собрание акционеров, вторая кроме вышеназванных включает наблюдательный совет.
Общее собрание акционеров позволяет реализовать право управления членов АО. Собрание правомочно решать такие вопросы, как: определение генеральной линии развития общества, изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение результатов деятельности. Избрание правления и др.
Информация о работе Роль торговли в развитии экономики и формировании потребительского рынка