Роль торговли в развитии экономики и формировании потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:
ь предприятие как субъект рыночной экономики;
ь механизм функционирования торговли;

Оглавление

Введение
1. Механизм функционирования торговли
1.1 Значение и функции торговли
1.2 Виды торговли в условиях рынка, их характеристика
2. Предприятие как субъект рыночной экономики
2.1 Предприятие как основное звено рыночного механизма
2.2 Экономическая сущность и функции торгового предприятия
2.3 Организационно-правовые формы предприятий торговли
3. Государственная защита прав потребителей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

 

Предприятия торговли и массового  питания, которые выступают объектом изучения в данном учебном пособии, относится к группе экономических.

 

В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации выделяют предприятия трех основных типов  собственности;

 

- государственной (муниципальной);

 

- коллективной;

 

- частной.

 

Каждому из указанных типов  собственности соответствуют определенные организационно - правовые формы предприятий.

 

2.2 Экономическая сущность  и функции торгового предприятия

 

Под предприятием поднимается  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный в порядке, установленном  законом, для производства продукции  и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.

 

Максимальное использование  рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность  предприятий в осуществлении  торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерно, прежде всего, для отраслей, предприятия  которых удовлетворяют потребности  населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного  питания.

 

Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения  и товарообменные операции. В широком  смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские  и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т. д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов  заплатить деньги. Но для того чтобы  реализовать товар, необходимо его  наличие, и, по существу, не имеет принципиального  значения, организует предприниматель  производство товаров или выступает  в качестве посредника между производителями  и потребителями, как в торговой сфере.

 

В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. Этим критериям  в полной мере отвечает торгово-хозяйственная  деятельность предприятий отрасли. С учетом изложенного торговое предприятие  может рассматриваться как форма  коммерческого предпринимательства.

 

Вместе с тем следует  учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд  характерных особенностей:

 

ассортимент товаров в  значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий  труда и быта;

 

предприятия организационного и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;

 

предприятия максимально  приближены к потребителям и по размеру  сравнительно невелики, что позволяет  быстро реагировать на изменения  рыночной ситуации;

 

спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля  деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;

 

наряду с реализацией  товаров предприятия оказывают  большой объем дополнительных услуг  с целью привлечения покупателей.

 

Раскрывая сущность предприятия  торговли, необходимо рассматривать  его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.

 

Традиционно выделяются четыре основополагающих признака, на основании  которых торговое предприятие признается юридическим лицом: организационное  единство, имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в  гражданско-правовом обороте от собственного имени.

 

Организационное единство предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности  органов управления предприятием (единоличных  или коллегиальных), составляющих его  структуру, четкую регламентацию отношений  между его участниками.

 

Имущественная обособленность создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для  организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих  только данному предприятию.

 

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что участники или собственники его имущества не отвечают по его  обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Основой для такой ответственности  является наличие у торгового  предприятия обособленного имущества, которым оно может отвечать перед  кредиторами.

 

Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, а также выступать истцом и  ответчиком в суде. Юридическое лицо приобретает гражданские права  и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как  один орган (директор, правление и  т. п.), так и одновременно несколько  органов (например, директор и дирекция, правление и председатель правления) управления, которые могут быть единоличными и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. В российском гражданском законодательстве юридическое лицо-это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

 

По сравнению с юридическим  большую степень конкретизации  имеет хозяйственный аспект, в  соответствии с которым предприятием считается самостоятельный хозяйствующий  субъект рыночных отношений, созданный  в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения  прибыли. В состав предприятия как  имущественного комплекса включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности, а также  нематериальные активы.

 

Специфика торговых предприятий  в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности.

 

Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.

 

Торгово-технологическая  структура определяется общностью  назначения реализуемых товаров  и методов их продажи, единством  операций технологического процесса и  обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных  помещений.

 

Организационно-экономическая  структура характеризуется хозяйственной  обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности.

 

Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих  субъектов отрасли.

 

Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию  в соответствии с классической экономической  теорией можно рассматривать  в двух аспектах:

 

1) реализация потребительной  стоимости, т. е. доведение конкретного  товара от производителя до  потребителя путем применения  таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров  по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и  т. д.

 

2) реализация стоимости  товара, в результате чего конкретный  товар получает общественное  признание. 

 

2.3 Организационно-правовые  формы предприятий торговли

 

 

Действующие в торговле предприятия  достаточно разнообразны с точки  зрения выполняемых функций, организационно-правового  устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии торговых предприятий они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости  от выбранных классификационных  критериев.

 

Все торговые предприятия  можно классифицировать по следующим  признакам:

 

а) с позиции гражданско-правовых норм, принятым государством для регулирования  деятельности всех субъектов предпринимательства, т.е. правового положения предприятия;

 

б) с позиции количественных критериев;

 

в) с отраслевых позиций, т.е. по виду и характеру торгово-хозяйственной  деятельности.

 

С позиции правового положения  торговые предприятия классифицируются исходя из таких критериев, как цель деятельности, форма права собственности, состав учредителей, характер прав участников, объем вещных прав предприятия, личное или имущественное участие учредителей, порядок образования, состав учредительных  документов.

 

С позиции количественных критериев торговые предприятия  можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами  в этом случае выступают численность  работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового  зала.

 

В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых  функций выделяют предприятия розничной  торговли, оптовой торговли и предприятия  общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет как  свои, так и специфические признаки классификации.

 

Классификация организационно-правовых форм

 

I. Коммерческие предприятия,  осуществляют свою деятельность  с целью получения прибыли.

 

1. Хозяйственные товарищества:

 

ь Полное товарищество.

 

ь Товарищество на вере (коммандитное).

 

2. Хозяйственные общества:

 

ь Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

 

ь Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

 

ь Акционерное общество (АООТ и АОЗТ).

 

3. Личные индивидуальные  предприятия (ЧП).

 

II. Некоммерческие предприятия,  осуществляют благотворительную  деятельность.

 

1. Потребительский кооператив

 

2. Общественные и религиозные  организации (объединения)

 

3. Фонды

 

4. Учреждения

 

5. Объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы)

 

Характеристика организационно-правовых форм предприятий

 

Хозяйственные товарищества являются объединением лиц, они могут  создаваться в форме полных товариществ  и товариществ на вере (коммандитных).

 

Полное товарищество - это  объединение двух или более лиц  для осуществления предпринимательской  деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично  участвуют в делах товарищества и каждый несет ответственность  по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим  имуществом. Убытки и прибыли распределяются пропорционально доле каждого из участников в общем имуществе  товарищества. Учредительный договор  полного товарищества содержит следующие  положения: имена участников, фирменное  название, местонахождение, предмет  деятельности, вклад каждого участника, характер распределения прибыли, сроки  функционирования.

 

Согласно законодательства, запрещена продажа одним из участников своей доли новому лицу без согласия других членов полного товарищества.

 

Форма полного товарищества большого распространения не имеет  и применима только для мелких и средних предприятий.

 

Товарищество на вере (коммандитное) - это объединение двух и более  лиц для осуществления предпринимательской  деятельности, в котором участники (полные товарищи) несут ответственность  по делам товарищества, как своим  вкладом, так и 

 

всем своим имуществом, а другие (коммандисты или члены - вкладчики) отвечают только своим вкладом.

 

Полные товарищи участвуют  в предпринимательской деятельности, коммандисты не принимают участия в предпринимательской деятельности и не могут влиять на решения полных товарищей. Товарищество на вере действует на основании учредительного договора.

 

Хозяйственные общества являются объединением капиталов, что предполагает сложение капиталов, но не деятельности вкладчиков: руководство и оперативное  управление предприятиями осуществляется специально созданными органами, Ответственность  по обязательствам несет само предприятие, участники освобождены от риска, возникающего в результате хозяйственной  деятельности.

 

Акционерное общество (АО) образуется за счет выпуска и размещения акций. Участники (акционеры) несут ответственность, ограниченную суммой, которая была уплачена за приобретение акций. Акционерные  общества обязаны публиковать отчеты о своей деятельности по истечении  каждого финансового года.

 

Данная форма организации  предприятий является в настоящее  время наиболее распространенной

 

Акционерные общества образуются на основе устава, который разрабатывается  и утверждается учредителями общества. Уставом определяется максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции, именуемая уставным капиталом, и их номинальная стоимость.

 

Уставный капитал АО образуется двумя способами:

 

ь через публичную подписку на акции (открытое акционерное общество);

 

ь через распределение акций среди учредителей (закрытое акционерное общество).

 

Акция - это ценная бумага, удостоверяющая участие в АО и  позволяющая получать долю прибыли  общества. Акции могут быть различных  видов: именные и на предъявителя; простые и привилегированные  и т.д.

 

Органы управления могут  иметь двух- и трехзвенную структуру. Первая включает правление и общее  собрание акционеров, вторая кроме вышеназванных включает наблюдательный совет.

 

Общее собрание акционеров позволяет реализовать право  управления членов АО. Собрание правомочно решать такие вопросы, как: определение  генеральной линии развития общества, изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение  результатов деятельности. Избрание правления и др.

Информация о работе Роль торговли в развитии экономики и формировании потребительского рынка